Доходы субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференциация являются показателями экономического и социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию.
Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на ресурс и предложения этого ресурса на рынке.

Содержание работы

Введение 3
1. Доходы субъектов в рыночной экономике: сущность, источники, структура 4
2.Неравномерность распределения доходов в обществе 8
3.Сведения о распределении доходов в России в прошедшем и текущем годах 13
Заключение 16
Контрольно-тестовые задания 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 95.12 Кб (Скачать файл)

Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень  дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия  на нее с помощью государственной  политики.

Неравномерность распределения  доходов иллюстрируется с помощью кривой Лоренца - кривой, отражающей фактическое распределение доходов в обществе (см. рис.1).

 

Рис. 1. Кривая Лоренца

На горизонтальной оси  откладывается численность всего  населения страны, поделенная на 5 частей, в каждую из которых входит 20% населения. На вертикальной оси откладывается  национальный доход страны (совокупность всех доходов, полученных обществом  за год), тоже поделенный на пять 20%-ых частей. Биссектриса 0С характеризует абсолютное равенство в распределении национального  дохода: на долю 20% населения приходится 20% национального дохода, на долю 40% населения - 40% национального дохода и т.д.

Кривая 0АВС (кривая Лоренца) отражает фактическое распределение  доходов. Беднейшая часть населения  получает 5-6% национального дохода, богатейшая - 40-50 %.

Чем больше выпуклость кривой Лоренца, тем неравномернее распределен  совокупный доход общества.

Количественно неравенство  в распределении доходов можно  выразить с помощью коэффициента концентрации доходов - коэффициента Джини - показателя, характеризующего распределение доходов между отдельными группами населения.

Индекс Джини определяется как отношение площади сегмента 0АВС к площади треугольника 0DC.

Чем больше значение этого  коэффициента, тем сильнее неравенство, тем больше поляризация общества по уровню доходов. Чем ближе этот коэффициент к 0, тем равномернее  распределены доходы.

Еще один показатель, употребляемый  для характеристики дифференциации доходов,- это децильный коэффициент, который равен отношению среднего дохода 10% наиболее высокооплачиваемых граждан к среднему доходу 10% наименее обеспеченных граждан.

Неравенство в доходах  ведет к нерациональному распределению  ресурсов общества. Поскольку богатые  обладают большим потребительским  спросом, то на производство предметов  роскоши направляется больше ресурсов, чем на производство предметов первой необходимости.

По словам английского  драматурга Бернарда Шоу, страна "тратит деньги на шампанское, когда она  еще не обеспечила молоком своих детей".

К явным недостаткам или "провалам" рынка, наряду с рассмотренными, можно отнести и такие объективно присущие рынку явления, как тенденция  к монополизации, инфляция, безработица, цикличность развития, ведущие к  макроэкономической нестабильности, и  др. Эти процессы и явления, характерные  для рыночной экономики, будут рассмотрены  во второй части курса - "Макроэкономика".

Все эти негативные черты  рыночной экономики подрывают ее эффективность. В начале ХХ века рыночный механизм стал работать со сбоями, которые  особенно явно проявились во время "великой  депрессии" 1929-1933 гг., когда в ряде стран объем производства сократился вдвое, а уровень безработицы  достигал 25%.

Негативные последствия  функционирования чисто рыночной экономики  привели к осознанию того, что  надежды только на самонастройку  рынка, его саморегулирующие свойства могут подорвать рыночное хозяйство, и потому необходимо государственное  участие в регулировании рыночных процессов. В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый.

 

  1. Сведения о распределении  доходов в России в прошедшем  и текущем годах

 

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, проведшей в 2010 г. исследования распределения доходов среди различных слоев населения России, мы имеем следующую картину:

- В крайней нищете живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля  в месяц.

- В нищете живут 27,8% населения  с доходом от 3422 рублей до 7400 рублей  в месяц.

- В бедности живут 38,8% населения  с доходом от 7400 рублей до 17000 рублей  в месяц.

- «Богатыми среди бедных» являются 10,9% населения с доходом от 17000 рублей до 25000 рублей в месяц.

- На уровне среднего достатка  живут 7,3% населения с доходом от 25000 рублей до 50000 рублей в месяц.

- К числу состоятельных относятся  граждане с доходом от 50000 рублей  до 75000 рублей в месяц. Их число  составляет 1,1% населения России.

- Так называемые богатые составляют 0,7% населения. Их доходы оцениваются  свыше 75000 рублей в месяц.

Из приведенных данных видно, что  первые три группы (нищие, в том  числе живущие в крайней нищете, и бедные) составляют ровно 80% населения современной России. В продолжение темы предыдущего информационно-аналитического блока можно задаться вопросом: какая пенсия будет у трудящейся молодежи, которая входит в эти «проклятые и забытые» нынешней властью 80%?

80% бедняков России - это почти  113 миллионов человек. Вместе с  тем, по данным депутата Госдумы  В.И.Илюхина, состояние 100 валютных  миллиардеров нашего государства  оценивается в 520 миллиардов долларов, что равняется всем золотовалютным  запасам Центробанка страны. Только  вдуматься: 113 миллионов неимущих  и сотня господ, имущих все!

«Часть населения, бесспорно, является аутсайдерами, а часть - не просто лидерами, а лидерами на фоне архибогатых стран, - заявил глава Росстата Александр Суринов. - Так, по подсчетам чиновников, доходы самых бедных и самых богатых жителей нашей страны могут различаться в 800 раз!»

Разрыв между доходами бедных и богатых в России остается по-прежнему огромным. Доходы 10% самых  состоятельных россиян в семь раз превышают совокупный доход 10% самых бедных слоев населения. И показатель этот за последние годы, несмотря на улучшение благосостояния россиян, нисколько не изменился, полагают эксперты. Подобная оценка серьезно разнится с официальными данными Росстата, утверждающего, что разрыв между  богатыми и бедными в нашей  стране сокращается.

Разница в доходах бедных и наиболее обеспеченных слоев населения в  России остается непозволительно большой. К такому выводу пришли эксперты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ). За прошедшие  два года этот показатель не только не сократился, как утверждает официальная  статистика, но и вырос на 0,1%.

Центр проводил исследование по методикам  несколько отличным от тех, что применяет  Росстат. Поэтому согласно исследованию среднемесячная заработная плата в  стране, включая организации малого и среднего бизнеса, в 2010 году увеличилась с 8,5 до 10,6 тысячи рублей. А Росстат приводит чуть большую цифру.

Власти признают, проблема сокращения разницы в доходах высокооплачиваемых граждан и тех, кто пока еще  живет достаточно скромно, является одной из приоритетных. "Нам еще  очень много нужно сделать  в социальной сфере, в том числе  и сокращать разрыв между богатыми и бедными, - заявил в четверг президент  Путин на пресс-конференции в  Кремле. - Но решать эту задачу так, как  это делали лет 80 тому назад - у кого-то отнять и между кем-то поделить, мы не можем. Мы будем ее решать совсем другими средствами, а именно путем обеспечения темпов роста экономики".

Вывод прост. Он не единожды озвучен  устами лучших из лучших. «Обнимитесь, миллионы!» - восторженно воскликнул поэт Фридрих Шиллер, приветствуя  Великую французскую революцию. «Политика начинается там, где миллионы», - часто повторял В.И.Ленин. Миллионы, если они не хотят пропасть, сгинуть  в трясине «среднестатистической» нищеты и бедности, должны включаться в политику сопротивления единицам, их обобравшим.

 

 

Заключение

 

 

Мировой опыт показывает, что  эффективная социально-ориентированная  рыночная экономика немыслима без  демократической системы распределения  доходов граждан. Распределительные  отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия  в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение  в обществе, также уровень доходов  каждого человека зависит от экономики  страны, в которой он проживает. В  целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической  эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация результативного  перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих  конкретные меры, прежде всего в  области регулирования доходов  граждан, справедливого налогооблажения  и совершенствования системы  социальной защиты граждан.

Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов  населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики  России. При увеличении доходов богатых  повышались цены на сырье и другие товары народного потребления.

Социальная ориентация экономики  Российской Федерации требует экономического развития и создания равных стартовых  возможностей всем членам общества. В  сфере распределительных отношений  государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические  интересы всех социальных групп общества.  

Проблема бедности существует не только в нашей стране, но и в других странах, поскольку неравномерность  в распределении доходов порождается  дифференциацией населения по квалификации и доступу к высококвалифицированной  работе и рядом других причин. 
     Решение комплекса вопросов по социальной защите населения рассматривается в рамках реализации следующих принципов.

Во-первых, государственная социальная защита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех принимаемых юридических законах социально-экономической направленности. Это создает определенную стабильность положения каждого человека, если такая политика не носит разовый характер. 

Во-вторых, социальная защита предполагает дифференцированный подход к различным категориям граждан. Меры по социальной защите инвалидов и здоровых трудоспособных людей не могут быть одними и теми же, они должны быть различны. Если первым необходима социальная защита и полное обеспечение, то вторым государство должно гарантировать возможность использовать свои способности в трудовой деятельности. 
     В-третьих, в целях своевременной реакции на изменения экономической конъюнктуры в стране необходимы меры предупреждающего характера. Особенно это относится к индексации доходов населения в периоды роста инфляции. Источниками средств социальной защиты предусматривается использование государственного бюджета, средств работодателя и других средств из благотворительных фондов.

 

Контрольно-тестовые задания

КТЗ-I

Кривая Лоренца отражает:

А. Функциональное распределение  доходов;

Б. Распределение доходов  между потребителями;

В. Распределение доходов  между факторами производства;

Г. Распределение доходов  между семьями (отдельными лицами).

Ответ : Г : Кривая Лоренца Кривая отражает реальное распределение доходов между семьями страны. … Это – графическое отражение уровня благосостояния в стране.

КТЗ-II

Установите соответствие между видами доходов и источниками  их получения:

А. Трансфертные платежи;

Б. Предпринимательский доход;

В. Заработная плата;

Г. Рента;

Д. Процент.

  1. Доход за проделанную работу или время работы;
  2. Доход на ссудный капитал;
  3. Доход от использования земли и других природных ресурсов;
  4. Доход за предпринимательскую деятельность, предприимчивость;
  5. Доход, не связанный с трудовой деятельностью.

Ответ:

А – 5

Б – 4

В – 1

Г – 3

Д -  2

Список использованной литературы

 
1. Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под  общей ред.д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им.М.В.Ломоносова.- 4-е изд., перераб.  и доп. –М.: Издательство «Дело  и Сервис», 2006._ 448 с. – (Серия  «Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова»).

2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2009.- 472 с.

3. Матвеева Т.Ю. Введение  в макроэкономику [ Текст]: учеб.пособие/  Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т – высшая  школа экономики. – 3-е изд.  – М.:Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007.-510 с.

4. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.:Питер, 2008. – 448 с.:ил.- (Серия  Учебники для вузов»).


Информация о работе Доходы субъектов РФ