Доклад о промышленной политике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:14, доклад

Описание работы

Настоящий доклад разработан Комитетом по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ и в рамках деятельности по составлению докладов о промышленной политике, осуществляемой на регулярной основе. Предыдущий доклад, носящий название «Цели, методы и меры промышленной политики Российской Федерации» был утвержден Комитетом по промышленной политике Совета Федерации в 2004 г. и доступен для ознакомления в сети Интернет по адресу http://www.prompolit.ru/90976.

Файлы: 1 файл

Промышленная_политика_(в._5.4).doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Одним из следствий действия этих факторов является постепенная потеря доверия государству со стороны  населения, веры в особую роль государства как института в жизни человека. Иными словами, происходит постепенная делегитимизация государства современного типа.

Государство-корпорация, там, где оно  сохраняется, постепенно становится одной  из многочисленных корпораций, причем часть традиционных государственных функций переходит к корпорациям других типов. На смену «миру государств» приходит «мир корпораций».

В этих условиях традиционные подходы  к промышленной политике и соответствующие  меры – поддержка отдельных отраслей, предприятий и регионов с помощью бюджетных субсидий и кредитов; протекционизм; субсидирование экспорта; национализация и производство товаров и услуг на предприятиях государственного сектора; ценовое и тарифное регулирование; использование государственного заказа в целях поддержки тех или иных групп производителей и т.д. – становятся не просто неэффективными, а бессмысленными.

Адекватная концепция промышленной политики в России должна основываться на признании и понимании нового места российского государства  в меняющемся мире.

 

2.2. Условия краткосрочного характера.

 

1) Экономический и  промышленный рост.

На протяжении последних нескольких лет российская экономика в целом  и большинство конкретных отраслей производственной деятельности переживают период достаточно стабильного роста. В этих условиях промышленная политика уже не может быть антикризисным инструментом, направленным на спасение тех или иных отраслей в краткосрочной перспективе. Она должна быть сосредоточена на мерах долгосрочного, стратегического характера, направленных на создание условий для продолжения, ускорения роста и придания ему устойчивого характера.

2) Повышение нагрузки  на хозяйственную инфраструктуру.

Экономический и промышленный рост неизбежно усиливает нагрузку на инфраструктуру экономики – транспорт, связь, электроэнергетика (генерация, передача и распределение), коммунальные сети, дорожное хозяйство и др. Поскольку эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, а система их регулирования зачастую – неэффективной и концептуально устаревшей, инфраструктура становится серьезным ограничением для экономического роста.

3) Благоприятная конъюнктура  на мировых рынках сырья.

В силу ряда факторов, в первую очередь  связанных с экономическим подъемом в развивающихся странах Азии и других регионов, в последние  годы наблюдается существенный рост мировых цен на основные виды сырьевых товаров, крупным экспортером которых является Россия. Это создает как преимущества, так и риски. Основными преимуществами является рост в экспортных и связанных с ними отраслях и увеличение объема финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Риски связаны, в первую очередь, с относительным и абсолютным ослаблением отраслей, не связанных с экспортным сектором (в т.ч. за счет роста реального курса рубля), а также с возможной серьезной коррекцией на мировых рынках сырьевых товаров2.

4) Появление существенных  инвестиционных ресурсов а распоряжении  правительства.

Экономический рост и благоприятная  конъюнктура обеспечили значительный прирост бюджетных поступлений. Вместе с благоразумной правительственной политикой в сфере бюджетных расходов это привело к появлению существенных ресурсов для государственных инвестиций, что выразилось в создании Инвестиционного фонда. Это ставит задачу эффективного использования государственных инвестиционных средств с целью решения стратегических проблем российской экономики.

5) Включение России  в систему международного разделения  труда.

Углубление международного разделения труда и расширение обмена (экономическая  глобализация) является долгосрочным фактором функционирования экономики всех стран. Основной причиной этих процессов стал отказ правительств большинства развивающихся, а также бывших социалистических стран от политики протекционизма и всеобъемлющего государственного регулирования, произошедший в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Россия уже включилась в систему международного разделения труда. Наряду с очевидными выгодами с этим связаны и определенные риски, в частности, зависимость от мировой конъюнктуры и появление у российских производителей серьезных конкурентов в лице, прежде всего, развивающихся стран. В этой связи встает задача оптимального позиционирования в рамках мирохозяйственной системы с точки зрения конкурентоспособности отечественных производителей и, одновременно, повышения эффективности отечественной экономики и уровня жизни населения.

6) Изменение относительного  веса старых и появление мировых  центров экономического могущества.

Наиболее важным для России является относительное снижение роли в мирохозяйственной  системе традиционных партнеров – Европы и США – и появление новых бурно развивающихся и стремительно набирающих экономическую мощь стран и регионов. К числу последних относятся в первую очередь Восточная Азия (в которой лидером выступает Китай) и Азиатско-Тихоокеанский регион в целом, а также Южная Азия в лице Индии. Производители из этих регионов успешно конкурируют с традиционными производителями во многих отраслях производства, причем круг этих отраслей постоянно расширяется. Огромный демографический потенциал этих стран и регионов, с одной стороны, дает им в настоящее время преимущество в виде дешевого труда, а с другой стороны, в перспективе гарантирует гигантское расширение спроса, в том числе на импортные товары и услуги.

7) Отсутствие существенных  конвенциональных внешних военных угроз кратко- и среднесрочного характера.

Наличие этого фактора дает возможность  перейти к глубокой модернизации военно-промышленного сектора, с  учетом реальных перспективных требований безопасности страны. В то же время  этот фактор делает устаревшим наиболее разумный аргумент в пользу традиционного протекционизма, состоящий в необходимости поддержания определенного уровня гражданских производств внутри страны на случай продолжительных боевых действий и внешней блокады.

 

3. Цели промышленной  политики.

 

Представляется, что роль Российского  государства в возникающем мире корпораций должна состоять в том, что  это государство будет представлять права и интересы граждан и  жителей Российской Федерации в  качестве корпоративной общности в  их отношениях с другими корпорациями (государствами и негосударственными образованиями) и частными лицами.

Эта роль характеризуется следующими составляющими:

      1. Контроль над ядерным оружием на территории Российской Федерации и, в сотрудничестве с другими государствами и международными организациями – в мире в целом.
      2. Обеспечение безопасности населения Российской Федерации путем защиты его от угроз, не носящих локального характера (таких как крупномасштабная организованная преступность, негосударственные военные организации разного рода, масштабные стихийные бедствия и техногенные катастрофы и т.д.);
      3. Обеспечение судебной функции (как в рамках как судебной власти, так и квазисудебных функций исполнительной власти) на территории Российской федерации в соответствии с собственными законами (приведенными к состоянию адекватности) и международным правом. (Обеспечение санкцией может в перспективе осуществляться как государственными, так и негосударственными субъектами, действующими на основании судебных или квазисудебных государственных решений).
      4. Представление и защита интересов граждан и жителей, Российской Федерации а также их корпоративных объединения,  в отношениях с иными государствами и внешними по отношению к России корпоративными образованиями и общностями.

Данная формулировка роли Российского государства в меняющемся мире позволяет сформулировать цели его промышленной политики на долгосрочную перспективу.

 

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.

Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):

  • эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
  • занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

 

4. Принципы промышленной политики

 

Принцип 1. Свобода производственной деятельности.

Свобода производственной деятельности является главным условием достижения сформулированной цели и задач промышленной политики.

Данный принцип подразумевает  поэтапную отмену правовых норм, направленных на ограничение свободы экономической  деятельности по тем или иным основаниям (в частности, на основании технико-экономических особенностей производственных процессов, как в случае правового закрепления понятия «естественная монополия»). В частности, целью промышленной политики является полный отказ от лицензирования, прямо нарушающего принцип свободы экономической деятельности, и переход к альтернативным методам регулирования. В соответствии с данным принципом также недопустимо введение государственной монополии на ту или иную деятельность, выделение специально уполномоченных компаний и т.д..

 

Принцип 2. Равноправие  форм собственности.

Промышленная политика не должна предоставлять льготы и  преференции на основе формы собственности  на производственные предприятия.

В частности, промышленная политика должна полностью исключать  предоставление государственных льгот и преференций тем или иным хозяйствующим субъектам на основании их формы собственности или иных особенностей, в ущерб остальным участникам рынка (как это имеет место, например, в случае государственных и муниципальных унитарных предприятий, получающих дотации из бюджетов различных уровней).

Законодательство не должно устанавливать  перечни объектов, используемых в  целях производства товаров и  услуг, не могущих находится в  частной или муниципальной собственности. Муниципалитеты, физические и юридические лица должны иметь право иметь в собственности недра и имущественные права на пользование ими, крупные водные объекты и иные виды природных ресурсов. Ограничения такого рода должны касаться только объектов, могущих быть использованы только для реализации властных полномочий государства.

 

Принцип 3. Снижение уровня обязательств государства, выходящих  за пределы его роли в меняющемся мире, при сохранении исключительной ответственности государства за исполнение своих обязательств.

Промышленная политика не является частью социальной политики. Но она  может внести свой вклад в преодоление  кризиса социального государства. В частности, промышленная политика в целом должна вести к сокращению обязательств государства, выходящих  за пределы его роли в целевом состоянии; она не должна вести к нарастанию нагрузки на государственный бюджет и бюджеты всех уровней, приводящему к выходу за пределы существующего объема обязательств.

В то же время социальная защита граждан, предусмотренная Конституцией в настоящее время и те ее аспекты, которые могут сохраниться в будущем, является обязанностью государства, а не частных лиц, акционерных компаний или иных негосударственных организаций. Целью промышленной политики является поэтапный отказ от обременения производителей товаров и услуг социальными обязательствами (в виде предоставления льгот или иным образом) и переход к адресной поддержке целевых групп населения за счет средств бюджетной системы. При этом в процессе перехода возможно временное обременение при приватизации объектов, выполняющих социальные функции.

 

Принцип 4. Защита интересов российских производителей на международной арене без ущемления  интересов российских потребителей.

В долгосрочном плане государство  современного типа, когда речь идет о его деятельности в сфере международных отношений, лучше всего приспособлено для взаимодействия (в том числе конфликтного взаимодействия) с корпоративными образованиями того же типа, т.е. с другими государствами. В рамках промышленной политики Российское государство должно вступать в игру на международной арене в тех случаях, когда действия других государств ущемляют или дискриминируют российских производителей.

Из этого вытекает, что вступление (или невступление) в двух- и многосторонние внешнеэкономические договоры и соглашения, а также в международные организации должно рассматриваться как инструмент защиты интересов российских производителей товаров и услуг. Эта же цель должна играть существенную роль во внешней политике Российской Федерации в целом. Недопустимо проведение внешнеэкономической политики на основе исключительно идеологических мотивов, а также в ущерб интересам российских потребителей.

 

Принцип 5. Равноправие  граждан России и иностранных  государств.

Российское законодательство должно предоставлять гражданам России в России и за рубежом не меньше прав, чем имеют граждане иных стран. Если кому-то в России или за рубежом разрешено осуществление каких-либо видов хозяйственной деятельности, российское законодательство не должно препятствовать в этом российским предпринимателям. Этот принцип является наилучшей защитой национальных интересов в международной конкуренции и тесно связан с принципом защиты российского производителя. Одним из его следствий является свобода для граждан России осуществлять любые операции, связанные с перетоком капиталов через границу: инвестиции за рубежом, открытие счетов в иностранных банках, страхование и перестрахование.

Информация о работе Доклад о промышленной политике Российской Федерации