Донецко-Макеевская промышленная агломерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Донецко-Макеевская промышленная агломерация - одна из мощнейших в Украине. В территориальном отношении ее образуют Донецкий и Макеевский большие промышленные узлы, Харцызский промышленный центр, ряд небольших промышленных пунктов, которые связаны между собой промышленными функциями, трудовыми и транспортными связями (на территории агломерации расположены железнодорожные узлы (Ясиноватая, Авдеевка, Иловайск). Донецко-Макеевская промышленная агломерация имеет большую концентрацию населения. Здесь проживает свыше 1,8 млн. чел. на территории около 400 км2.

Файлы: 1 файл

Агломерации.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Харьков - большой транспортный узел, в котором сходятся 8 железнодорожных  линий, автомагистрали, которые идут к Москве, Санкт-Петербургу, Киеву, на Донбасс, в Крым и на Кавказ. В  городе есть 3 железнодорожных и 4 автобусных вокзала.

Харьков - один из наибольших научных  и культурных центров. Здесь имеются 21 государственный вуз и много  средних специальных учебных  заведении, научно-исследовательские институты, культурно-образовательные учреждения.

Киевская промышленная агломерация

Киевская промышленная агломерация  занимает центральную часть территории одноименной области, ее граница  проходит через Вышгород – Бровары  – Борисполь – Обухов – Фастов – Боярку – Лычанку – Писковку – Бородянку – Дымер - Вышгород. В Киевскую промышленную агломерацию, кроме Киева, входят Бровары, Фастов, Васильков, Борисполь, Обухов, Ирпень, Дымер, Вышгород, Боярка, Клавдиево, Бабинцы, Писковка, Мирча, Вишневое, Гостомель, Бородянка, Ворзель, Боровая, Коцюбинское, Козин, Немишаево и прочие населенные пункты, которые непосредственно связаны с ядром агломерации - Киевом. Так, кожзаводы Васильково дают сырье киевским обувным предприятиям, Фастовский мебельный комбинат, Писковский, Бучанский, Гистомельский стеклозаводы, ирпинские заводы стройматериалов и прочие обслуживают Киев своей продукцией. Теснейшие связи установились между промышленностью Броваров и Киева. Кроме того, между территориальными элементами агломерации существуют интенсивные трудовые связи.

Формированию Киевской промышленной агломерации оказывали содействие природные и экономические факторы, среди которых наибольшее значение имело удобное транспортное и  экономико-географическое положение. На территории агломерации пересекаются важные железнодорожные и автомобильные  магистрали, водные артерии - Днепр  и Десна. Эта агломерация расположена  в районе развитого сельскохозяйственного  производства, вблизи угольно-металлургической базы Донбасса и Приднепровья, а  также богатых водных и лесных ресурсов Полесья. Кроме того, важную роль в ее формировании сыграли высокая  заселенность территории (20 чел. на 1 км2) и сосредоточение в Киеве квалифицированной рабочей силы, научных и научно-технических кадров. Здесь сосредоточено около 500 промышленных предприятий, на которых занято почти 300 тыс. чел. промышленно-производственного персонала.

Киевская промышленная агломерация  характеризуется сложной отраслевой и территориальной структурами. Самыми развитыми отраслями агломерации  являются машиностроение и легкая промышленность, на которые приходится почти 62% занятых, 40% стоимости валовой продукции  и 38% основных фондов всего промышленного  производства данного территориального объединения предприятий. Машиностроение и металлообработка объединяют 130 предприятий, причем, большинство из них размещены  в Киеве, где в особенности  выделяются типичные отрасли большого города - электротехника и приборостроение (24 предприятия). Основными машиностроительными  предприятиями Киевской промышленной агломерации являются заводы станков-автоматов, «Укркабель», «Ленинская кузница», «Большевик», «Красный экскаватор», «Точэлектроприбор», «Транссигнал», Киевский мотоциклетный завод, завод реле и автоматики им. И. И. Лепсе, Дарницкий вагоноремонтный завод, завод медицинской аппаратуры и др. В легкой промышленности имеются предприятия, на которых работает свыше 72 тыс. чел. промышленного персонала. Наибольшими предприятиями являются Дарницкий шелковый комбинат, трикотажная фабрика, швейные фабрики, обувные фабрики. К развитым отраслям агломерации принадлежит электроэнергетика (20% валовой продукции), которая объединяет 16 предприятий.

В территориальной структуре Киевской промышленной агломерации четко  выделяется ее ядро - Киев, в котором  сосредоточено около 400 предприятий и изготовляется почти 75% стоимости валовой продукции всей агломерации.

К наибольшим промышленным центрам  агломерации принадлежат Броварской, Васильковский, Фастовский и Бориспольский.

Среди других следует отметить Обухов, Ирпень, Боярку, Клавдиево, а также Вышгородский, Писковский центры стеклянной промышленности.

Одесская промышленная агломерация

Одесскую промышленную агломерацию  образовывают Одесский промышленный узел, Ильичевский промышленный центр и 16 промышленных пунктов. Компоненты Одесской промышленной агломерации расположены в пределах административных границ городов Одессы и Ильичевска и частично трех пригородных районов (Беляевского, Коминтерновского, Овидиопольского), занимая территорию около 200 км с численностью населения свыше 1400 тыс. чел.

Отраслевая структура промышленной агломерации представлена машиностроительным и металлургическим комплексами, пищевой, легкой и химической отраслями промышленности. В структуре машиностроения проявляется  присущая в целом для области  концентрация:

6 крупных предприятий с численностью  занятых 3000 человек и более,  выпускают 1/3 товарной продукции  отрасли. Характерным является  объединение в Одесском промышленном  узле старых металлоемких предприятий  (судоремонтное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, производство кузнечно-прессового  и горно-шахтного оборудования) и  прогрессивных неметаллоемких (приборостроение,  производство вычислительной техники,  средств связи) производств. Машиностроительный комплекс определяет индустриальный профиль Одесской промышленной агломерации. К машиностроению присоединяются предприятия металлургического комплекса. Здесь вырабатывается почти 200 тыс. т стального проката и более 125 тыс. т стального провода и тросов.

Вторым по значению структурным  комплексом Одесской промышленной агломерации  является пищевая промышленность (30% продукции). Развитие большей части  пищевых предприятий определяется преимуществами экономико-географического  положения и приморскими функциями (сахарорафинадная, чайная, табачная, рыбоконсервная, гидролизно-агаровая промышленность). Другая часть предприятий ориентирована на местные аграрные ресурсы (молочная, мясная, винодельческая, хлебопекарная, маслобойная, плодоконсервная промышленность).

Третья крупная отрасль - легкая промышленность (30% продукции) представлена текстильными, швейными предприятиями, производством пластмассовой фурнитуры, кожевенно-обувной промышленностью, производством кожзаменителей.

Отдельное звено составляют химико-фармацевтическое и медико-инструментальное производства.

В особенности проблемными для  промышленной агломерации остаются перспективы развития химико-лесного  и топливно-энергетического комплексов. Химическая промышленность представлена азотнотуковым производством, нефтепере-рабатывающим и суперфосфатным заводами.

Промышленная агломерация, благодаря  инфраструктурным и технологическим  связям, характеризуется соответствующей  пространственной конфигурацией. Так, промышленные пункты, как составные части агломерации, привязаны к трем радиальным кольцевым структурам, которые сформировались вокруг ядра: юго-западной (Ильичевск, Великодолинское, Овидиополь, Белянка), западной (Выгода, Холодная Балка), северо-восточной (Южное, Новые Беляры, Коминтерновское) ориентации. Эти компоненты, как правило, расположены на расстоянии 33-50 км от промышленного узла и имеют присущие только этим формированиям функции.

Львовская промышленная агломерация

Занимает центральную часть  территории одноименной области. Ее граница проходит через Жовкву – Каменку – Бузскую – Бузск – Комарное – Ивано-Франковск - Жовкву. В ее территориальный состав входят Львов и 16 близлежащих промышленных пунктов.

Формированию этой агломерации  способствует ее удобное размещение на важных железнодорожных и шоссейных  путях сообщения, в районе развитого  сельскохозяйственного производства, около Львовско-Волынского угольного  бассейна и прикарпатских месторождений  нефти и газа, а также богатых  лесосырьевых ресурсов Карпат. Важную роль также сыграли густое заселение  территории (11,4 чел. на 1 км2) и наличие значительных трудовых ресурсов.

Львовская промышленная агломерация  объединяет большое количество разных отраслей, где сосредоточено свыше 2000 промышленных предприятий.

Выделяется агломерация в территориальном  разделении труда с развитыми  отраслями машиностроения и легкой промышленностью, которые дают 45% стоимости  валовой продукции. Машиностроение и металлообрабатывающая отрасли представлены 34 предприятиями, подавляющее большинство которых размещено во Львове. К основным машиностроительным предприятиям принадлежат заводы: автобусный, автопогрузчиков, электроламповый, телевизорный, «Львовсельмаш», «Теплоконтроль», мотовелосипедов, фрезерных станков и др. В легкой промышленности наибольшими предприятиями являются трикотажная «Луч», обувная «Прогресс», кожевенная «Рассвет», швейная «Маяк», а также хлопкопрядильная, ткацкая, текстильная, галантерейная и др. фабрики. Во Львовской промышленной агломерации достаточно производств, в то же время это стойкое территориальное, организационное и экономическое объединение производства сельскохозяйственного сырья, его промышленной переработки, обслуживающих и вспомогательных производств. Этот район является территориальным агропромышленным комплексом. Ведущую роль в его формировании играет сельское хозяйство, которое выступает сырьевым звеном комплекса.

В народнохозяйственном комплексе  Украины разные агропромышленные районы сформировались в административных областях и группах областей, которые  имеют однородные естественные условия  для развития сельского хозяйства, а также в больших экономических  районах.

Высшей степенью интеграции производства в народном хозяйстве Украины  являются экономические районы - интегральные элементы территориальной структуры  производства, которые охватывают все  промышленные, агропромышленные и аграрно-территориальные  образования. Последние находятся  на стадии формирования вследствие реструктуризации экономики.

Ведущая роль в формировании территориальной  структуры производства экономических  районов принадлежит тем отраслям, которые активно участвуют в  территориальном разделении труда, локализуются в отдельных центрах  или на большой территории. Разработана  схема территориальной структуры  производственно-территориального комплекса  экономического района. В ее основу положено систему взаимосвязанных  промышленного, агропромышленного, аграрно-территориального и транспортного комплексов. Детальное расчленение каждого комплекса дает возможность выделить территориальные элементы, которые составляют единое целое (систему экономического района) и вступают во взаимосвязи на основе развития экономико-географического процесса.

Районирование означает деление народного  хозяйства страны на относительно самостоятельные  системы или деление целого на составляющие части, взаимосвязанные  в процессе территориального разделения труда. Район всегда является частью целостной системы связей. Для  него характерна внутренняя неоднородность, определенная внутренняя организация. Процесс районирования базируется на синтезе огромной информации, прежде всего на изучении связей явлений природы, расселении, работы, миграций населения, хозяйства, науки, культуры, образования, бизнеса.

Экономическое районирование охватывает лишь самое главное в структуре  территориально-хозяйственных связей страны. Однако это совсем не означает превращения районирования на оторванное от действительности, произвольное конструирование  условных умственных толкований и умозаключений. Экономический район стал главным  звеном территориального разделения труда  в масштабе страны, важным средством  территориальной организации производства.

Есть два вида экономического (экономико-географического) районирования: интегральное и отраслевое. Интегральное районирование охватывает хозяйство в целом, то есть все  области производственной и непроизводственной сфер в их единстве. К интегральной группе принадлежат два основных вида экономического районирования: макрорайонирование и микрорайонирование.

Отраслевое экономическое районирование  охватывает разные отрасли народного  хозяйства, точнее, определенные их группы, по которым формируются специализированные отраслевые районы. Выделяются четыре группы экономического районирования:

1) районирование природных ресурсов  и условий для народного хозяйства; 2) районирование демографических  условий производства; 3) районирование  отраслей производственной сферы  народного хозяйства; 4) районирование  отраслей производственной сферы  народного хозяйства.

Все виды интегрального и отраслевого  районирования связаны с административно-территориальным  делением и национальным устройством страны. Основными таксономическими единицами являются экономические районы, экономические подрайоны, промышленные узлы и центры.

Формирование экономических районов  на территории Украины началось еще  в XVIII ст. Экономическим районированием дореволюционной России, которое  охватывало и территорию Украины, начали заниматься с конца XVIII ст. Географ  и статистик К. И. Арсеньев (1818 г.) разделял Украину на два «пространства»: Карпатское и Степное. В основу районирования  он положил природные и экономические  признаки. Выдающийся географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (1880 г.) при районировании европейской  части России выделил в Украине  три области:

Малороссийскую (Харьковская, Полтавская и Черниговская губернии), Новороссийскую (Екатеринославская, Херсонская и Таврийская губернии) и Юго-Западную (Киевская, Подольская и Волынская губернии). В этом районировании учитывались особенности природы, экономики, а также некоторые демографические условия.

В конце XIX ст. и в начале XX ст. наступило время сельскохозяйственного районирования (А. Ф.Фортунатов, О. М.Челинцев, О. Г. Скворцов). Заслуживают внимания работы Д. И.Менделеева, который в пределах Украины выделил два промышленных района. В основу этого деления вместе с природными факторами он положил уровень развития промышленности с учетом сырьевых ресурсов.

К выдающимся работам общегеографического  районирования принадлежит коллективная работа «Торговля и промышленность европейской России по районам», опубликованная в начале XX ст. под редакцией В. П. Семенова-Тян-Шанского и К. Г. Голубкова. В границах Украины было выделено и описано три зоны.

В условиях царской России эти попытки  экономического районирования имели  лишь познавательно-учебное значение.

Научные основы методологии экономического районирования изложил В. И. Ленин  в работе «Развитие капитализма  в России» (1899г.). Анализируя процесс  развития капитализма в России, он показывает образование экономических  районов как результат развития территориального разделения труда  в эпоху капитализма.

Информация о работе Донецко-Макеевская промышленная агломерация