Достоинства и недостатки различных форм собситвенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании собственности как экономической категории, влияющей на социально-экономические отношения в обществе, а так же изучение роли достоинств и недостатков различных форм собственности в рыночной экономике. Предметом исследования является государственная, муниципальная, частная и общественная собственности, ее место и роль в рыночной системе хозяйствования. Необходимость рассмотрения данной проблемы заключается в выявлении и изучении существующих барьеров, которые мешают нормальному и эффективному функционированию и управлению государственной, муниципальной, частной и общественной собственностью в России.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................
1) Сущность собственности и её роль в экономике...................................................
1.1. Государственная собственность. Достоинства и недостатки............................
1.2. Муниципальная собственность. Достоинства и недостатки.............................
1.3. Частная собственность. Достоинства и недостатки...........................................
1.4. Общественная собственность. Достоинства и недостатки................................
2) Разгосударствление и огосударствление. Мировой опыт и практика..................
Заключение.....................................................................................................................
Список литературы........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 18.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.........................................................................................................................

1) Сущность собственности и её роль в экономике...................................................

1.1.  Государственная собственность. Достоинства и недостатки............................

1.2.  Муниципальная собственность. Достоинства и недостатки.............................

1.3.  Частная собственность. Достоинства и недостатки...........................................

1.4.  Общественная собственность. Достоинства и недостатки................................

2) Разгосударствление и огосударствление. Мировой опыт и практика..................

Заключение.....................................................................................................................

Список литературы........................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема собственности  одна из самых дискуссионных в  экономической теории и социально  острых в жизни общества. Собственность  – это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с  трудом поддается определению, принимаемому всеми. Именно поэтому в научной  литературе можно встретить самые  разнообразные трактовки сущности собственности.

Отношения собственности  имеют многовековую историю и  общечеловеческую ценность. Они являются основой всей системы экономических  отношений в обществе. С ними связаны  действенные стимулы экономической  и предпринимательской деятельности людей, их цели и интересы, формы  и методы хозяйствования.

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании собственности  как экономической категории, влияющей на социально-экономические отношения  в обществе, а так же изучение роли достоинств и недостатков различных форм собственности в рыночной экономике.

Предметом исследования является государственная, муниципальная, частная и общественная собственности, ее место и роль в рыночной системе хозяйствования.

Необходимость рассмотрения данной проблемы заключается в выявлении  и изучении существующих барьеров, которые мешают нормальному и  эффективному функционированию и управлению государственной, муниципальной, частной и общественной собственностью в России.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность собственности  и её роль в экономике

В самом общем виде собственность  можно определить как отношения  между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также  в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению  к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения  на богатых и бедных вытекает главным  образом из разного отношения  людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Отношения собственности  в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными  подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных  государственных органов).

Любая национальная экономика  включает в себя три типа экономических  отношений. Во-первых, технико-экономические  отношения, детерминируемые уровнем  развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров  на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические  отношения, или отношения собственности  как отношения присвоения экономических  ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения  и потребления.

В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются  отношениями собственности и  выражаются в формах и характере  организации производства на микро- и макроэкономическом уровне.

Собственность характеризует  отношения человека к вещи как  к своей или чужой — это  отношение в современных обществах  закреплено законом. С экономической  точки зрения собственность представляет собой не просто отношения людей к вещам, а отношения между людьми по поводу вещей. Собственность предстаёт, как объективно-субъективное отношение. Объекты собственности — это блага, субъекты собственности — это люди, относящиеся к её объектам, как к своим или чужим. Тем самым отношение собственности рождает целый ряд прав, которыми обладают собственники. Особое значение имеют права владения, пользования, распоряжение и присвоение.

Прежде всего собственность  предполагает право владения объектом собственности, что означает признание другими людьми (общество) того или иного субъекта владельцем какого-то объекта собственности. Владение объектом собственности может быть активным и пассивным. Вещью можно владеть, но не пользоваться. Вот почему важно также право владения, то есть использование собственности как блага, потребление его полезности вплоть до уничтожения. Владение собственностью даёт право ею распоряжаться, но владелец может передать это право другому. Такая передача осуществляется в форме аренды, займа дарения и наследства. В этом случае права владения и пользования переходят в право распоряжения объектом собственности, позволяющее определять судьбу собственности вплоть до отчуждения, то есть передачи собственности другому субъекту. Подобная передача означает передачу права распоряжения данной собственностью. Началом и в то же время итогом прав владения, пользования и распоряжения является право присвоения. Через присвоения вещь становится собственностью, затем происходит присвоение полезности данной вещи, в том числе может быть полезность результатов использования собственности. Например, если объектом собственности является предприятие, то произведённая на нём продукция и выручка от её продажи присваивается собственникам предприятия.

По принадлежности к  различным группам субъектов  принято выделять следующие формы  и виды собственности:

Форма

Государственная

Муниципальная

Частная

Общественная

Вид

федеральная;

субъектов Федерации.

районная;

городская;

поселковая.

личная (семейная);

индивидуальная;

групповая;

кооперативная;

коллективная

собственность партий, объединений


 

 

1.1. Государственная собственность. Достоинства и недостатки

Государственная собственность – это закрепление  права контроля объектов за государством. В любой стране существует большой  массив объектов, которые непосредственно  контролируется государством. Существуют государственные предприятия и  учреждения, значительная часть земли  находится в государственной  собственности, государство контролирует минеральные и водные ресурсы, дороги, трубопроводы, системы связи и  многое другое. Контроль за этими объектами, должен обеспечивать реализацию интересов  всего общества, производство ряда «общественных» товаров и услуг, реализацию макроэкономической стабилизационной политики и т.д. Вместе с тем, как  показывает опыт, управление объектами  государственной собственности, выявление  и реализация общественных предпочтений оказывается на практике довольно сложным  делом.

Любое государство  имеет определенную форму административно-территориального устройства. В каждом административном регионе должны быть свои органы государственного управления. Для эффективного выполнения своих функций они должны обладать правом собственности на ряд объектов.

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной  собственности было иное, нежели чем  сейчас.

Однако можно  выделить и положительные моменты  в преобладании государственной  собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках  государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое  перевооружение народного хозяйства.

Государственная собственность всегда выступает  одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы  собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении  предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства, развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Государственная собственность делится на четыре группы: федеральная (собственность  Федерации); федеральная и субъектов  Федерации; субъектов Федерации (субфедеральная собственность); муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных  органов управления.

Преимущества  государственной собственности:

  • формирование условий для реализации государственных интересов и потребностей;
  • расширение возможностей воздействия на инфляцию издержек;
  • возможность эксплуатации сетевых структур при отсутствии чистого дохода;
  • рационализация использования инфраструктурных сетей;
  • повышение эффективности финансирования естественных монополий путём перераспределения доходов.

Недостатки  государственной собственности:

  • снижение заинтересованности в быстрой окупаемости издержек и в росте прибыли;
  • усиление монопольной власти государства;
  • ограниченность финансовых возможностей государства;
  • дополнительное монопольное давление на потребителей общественно значимых благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Муниципальная собственность. Достоинства и недостатки

Муниципальная собственность  – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество  городских и сельских поселений, а также их финансы, которые –  в то же время – выделены в  отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов, связанных с финансированием  тех или иных мероприятий). В настоящее  время муниципальная собственность  закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

Отметим, что если круг субъектов государственной собственности  очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать  о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка»– городские  и сельские поселения, а также  другие муниципальные образования.

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении  вопросов местного значения. Это местное  сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие  «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это  «деятельность населения по решению  непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28). Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что  это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с  интересами населения. В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное  самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и  составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.


Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее  на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной  собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

Итак, главным субъектом  владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными  субъектами права муниципальной  собственности. К таковым можно  отнести:

  • глава муниципального образования;
  • представительный орган муниципального образования;
  • структурные органы и подразделения местной администрации;
  • орган управления муниципальным хозяйством;
  • муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
  • другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности  закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной  собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов  местного самоуправления, муниципальные  земли и природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в  исключительной собственности муниципальных  образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого  населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного  наследия. К таким объектам можно  также отнести, например, городские  парки, памятники культуры. Это свидетельствует  о социальной направленности муниципальной  собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности  наиболее чувствительно влияет на жизнь  населения соответствующей территории (в отличие от управления многими  другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной  собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные  предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими  предприятиями; к тому же имущество  органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

Информация о работе Достоинства и недостатки различных форм собситвенности