Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.
Введение 2 стр.
Сущность рынка 4 стр.
Функции рынка 6 стр.
Структура, виды, сегментация рынков 7 стр.
Преимущества и недостатки рыночной экономики 12 стр.
Заключение 15 стр.
Литература 16 стр.
• кредитные рынки;
• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
• валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.
Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:
1. Географические:
• по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;
• по административному делению: республика, край, область, район, город;
• по плотности населения: город, пригород, сельская местность:
• по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
2. Демографические:
• группировка населения по возрасту;
• по полу;
•размеру семьи;
• по уровню дохода;
• по профессиональному составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;
• по уровню образования; по религиозной принадлежности:
• по национальному составу.
3. Психографические:
• группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
•по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
• по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.
4. Поведенческие:
• приобретение товаров носит случайный характер;
• поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;
• статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте: нужен постоянно, нужен время от времени:
• эмоциональное отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.
Наиболее эффективно свои функции
рыночный механизм осуществляет в условиях
экономической свободы, которая
подразумевает свободу
Другими словами, рыночная экономика
— это саморегулирующаяся система,
которая способна эффективно функционировать
без прямого вмешательства
Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.
Вместе с тем, было бы большой
ошибкой рассматривать рынок
как идеальный механизм, лишенный
каких-либо недостатков и противоречий.
Тенденция к установлению равновесия,
заложенная в рыночном механизме, прокладывает
себе дорогу через постоянное нарушение
равновесия. Результатом стихийного
характера этого процесса являются
определенные потери общественного
труда. Частные предприниматели
не могут точно определить общественные
потребности и тенденции
Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.
Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д.
Наличие у рыночного механизма
существенных недостатков приводит
к необходимости его
Заключение
Переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.
Парадоксом переходной экономики
является то, что возможности государства
влиять на хозяйственные процессы в
этот период уменьшаются (в силу либерализации,
приватизации и др.), а потребность
в государственном
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.
Список литературы
* С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1999г.
* Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 2002г.
* Бушмарин И. В. «Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика» 2004г.
* «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1998г.
* Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.
* Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997г.
* Гаузнер Н. «Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости» 2004г.
* Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. «Работа есть работа, работа есть всегда» // «Коммерсантъ» №21 2000г.
* Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.», «Вопросы экономики.», №2, 1996г.