Двойное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:36, доклад

Описание работы

В современной международной практике проблема двойного налогообложения возникает в случае, если налогоплательщик с постоянным местопребыванием в одной стране (стране постоянного местопребывания), извлекает доходы из источников на территории другой страны (страны источника дохода). При этом страна источника дохода обычно облагает налогами доходы налогоплательщика на основании принципа экономического отношения.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 23.70 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. СЛУЧАИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами. 

В современной международной  практике проблема двойного налогообложения  возникает в случае, если налогоплательщик с постоянным местопребыванием в  одной стране (стране постоянного  местопребывания), извлекает доходы из источников на территории другой страны (страны источника дохода). При этом страна источника дохода обычно облагает налогами доходы налогоплательщика  на основании принципа экономического отношения. В то же время страна постоянного  пребывания налогоплательщика облагает налогами доходы налогоплательщика  на основании принципа резидентства. Результатом одновременного применения обеими странами принципа резидентства и принципа экономического отношения  может стать двойное международное  налогообложение дохода, а именно в стране источника дохода и в  стране постоянного пребывания. 
     Более того, налогоплательщик может оказаться для целей налогообложения резидентом одновременно двух стран, если их законодательство использует разные критерии определения статуса резидента. В таком случае, если оба государства облагают подоходным налогом своих резидентов на базе мирового дохода, налогоплательщик подпадает под бремя двойного налогообложения по всему своему доходу. 
     Двойное международное налогообложение происходит в случае, если один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период. 
      Обобщая причины возникновения международного двойного налогообложения, следует отметить, что двойное международное налогообложение может возникать в следующих случаях: 
       - если по национальному законодательству нескольких государств налогоплательщик признается резидентом и соответственно несет неограниченную налоговую ответственность перед каждым из них в отношении объектов налогообложения; 
      - если у резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории другого государства и оба эти государства взимают налог с этого объекта налогообложения; 
      - если несколько государств подвергают одно и то же лицо, не являющееся резидентом ни одного из них, налогообложению по объекту, который возникает у налогоплательщика в этих государствах. 
      Проблема двойного налогообложения может возникать также из-за различий в выборе налоговой базы и в правилах определения налогооблагаемого дохода. Возможно также международное двойное налогообложение из-за различий в статусе налогоплательщика: например, в одной стране налогом на прибыль облагается партнерство как юридическое лицо, а в другой - непосредственно доходы партнеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Одной из важнейших проблем, стоящих перед налоговыми органами как Российской Федерации, так и  зарубежных стран, является устранение двойного налогообложения.

Избежать двойного налогообложения  юридического или физического лица можно двумя способами :

- путем одностороннего освобождения  или налогового зачета (кредита), предоставляемого в стране постоянного  местопребывания;

- путем заключения соглашений  по устранению двойного налогообложения.

Урегулировать международное двойное  налогообложение можно тремя  способами:

1. Все страны должны следовать  какому-либо принципу налогообложения:  либо принципу резидентства, либо  территориальности. Но данный  способ не столь легко реализуем  на практике. Каждая страна, пользуясь  своим налоговым суверенитетом,  стремится получить дополнительные  налоговые поступления в свой  бюджет за счет любых возможных  источников дохода, поэтому принцип  резидентства и принцип территориальности  применяется в комбинации.

2. Принятие государством внутренних  законодательных мер по урегулированию  двойного налогообложения в одностороннем  порядке (система налоговых кредитов  и зачетов).

3. Урегулирование двойного налогообложения  путем заключения международных  налоговых соглашений. В этом  случае государства, подписывающие  такие соглашения, идут на взаимный  компромисс, договариваясь, какие  налоги и с каких категорий  налогоплательщиков будут удерживаться  на территории каждого участника  соглашения.

В одностороннем порядке проблема устранения двойного налогообложения  не решается, т.к. для каждого государства  существует двоякая задача:

- обеспечение достаточных налоговых  поступлений бюджета;

- создание оптимальных условий  для экономического развития.

В принципе устранение двойного налогообложения  возможно и в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного  местопребывания налогоплательщика  может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать  налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным  потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в  этом случае страна постоянного местопребывания  выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

Решение проблемы требует координации  национальных налоговых политик  государств на международном уровне, поэтому, как правило, 2 и 3 способы  применяются в сочетании: национальное законодательство устанавливает свои льготы, а в международных налоговых  соглашениях регулируются отдельные  случаи двойного налогообложения.

В связи со спецификой налогообложения  физических и юридических лиц  в сфере международных экономических  отношений соглашения об избежание  двойного налогообложения доходов  и имущества содержат как общие  нормы и правила, так и отдельные  специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические или только на юридические лица.

Международные соглашения об избежание  двойного налогообложения, применяющиеся  на территории РФ, входят в систему  права РФ и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями  национального налогового законодательства. Статьей 15 Конституции РФ установлено, что международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы  и если международным договором  установлены правила иные, чем  предусмотренные законом, то применяются  правила международного договора. Аналогичные  правила установлены статьей 7 НК РФ. В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения. Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие. Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежание двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц - резидентов одного государства в отношении  их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством  этих двух стран. При этом любое государство  обладает исключительным правом взимать  налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том  числе, и на иностранные организации. Именно по этой причине возникает  двойное налогообложение иностранных  организации, когда лицо - резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет  имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой  возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается  налоговым законодательством в  качестве налогоплательщика или  один и тот же объект рассматривается  в качестве объекта налогообложения  одновременно в двух или более  странах. Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в РФ, подлежат обложению в РФ в соответствии с положениями  НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории РФ, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз - в соответствии с нормами налогового законодательства государства - источника дохода, второй - согласно нормам внутреннего законодательства государства - получателя дохода.

Положения международного договора, определяют правила разграничения  прав каждого из государств, по налогообложению  организаций одного государства, имеющим  объект налогообложения в другом государстве. Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве - источнике  дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого  государства, могут засчитываться  при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется  аналогичный порядок, предусмотренный  статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых  налогов, выплаченных в государстве - источнике дохода, не может превышать  сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим  доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством  и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии  предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве - источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие  международные налоговые соглашения (об избежание двойного налогообложения) определяют только правила разграничения  прав каждого из государств по налогообложению  организаций одного государства, имеющих  объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности  за допущенные налогоплательщиком нарушения - устанавливают внутригосударственные  нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежание налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избегании двойного налогообложения (договоры, конвенции) - многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание  двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими  лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации  имущества;

3) доходов и имущества в сфере  международных перевозок;

4) доходов от авторских прав  и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение  в международных экономических  отношениях может возникать в  отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических  лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как  физических лиц, так и юридических  лиц, налог на недвижимость  и другие законы).

Соглашения об избегании двойного налогообложения содержат:

1) перечисление видов налогов,  регулируемых соглашением (статья  «Налоги, на которые распространяется  соглашение»);

2) определение круга лиц, на  которых распространяется соглашение;

3) определения и установления  условий налогообложения (ограничений  по налогообложению) в государстве  - источнике дохода таких видов  доходов, как: прибыль от коммерческой  деятельности; дивиденды; проценты; роялти; доходы от зависимой личной  деятельности (доходы от работы  по найму); доходы от независимой  личной деятельности (вознаграждения  и гонорары); других доходов;

4) определение способов избегания  двойного налогообложения (освобождение  от налогообложения или применение  иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения  соглашения сторонами (вступление  в силу, срок действия, порядок  прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных  процедур).

Отдельные положения указанных  Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией  и конкретной страной. Вместе с тем  многие соглашения базируются на Модельной  конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее  ОЭСР) по налогам на доход и капитал  и содержат аналогичные положения. В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов  в соответствии с международными соглашениями.

Международные налоговые соглашения, заключенные РФ, имеют целью устранить  возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникнуть в отношениях между странами - партнерами.

С этой целью в соглашениях предусматривается  последовательное применение ряда определенных правил и процедур. Следуя, в основном, Типовой модели налоговой конвенции  ОЭСР, РФ при заключении налоговых  соглашений придерживается трехступенчатой  системы устранения двойного налогообложения. Эта система заключается в  следующем.

Информация о работе Двойное налогообложение