Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа
Иногда эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что обусловит единственность производителя блага. Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.
Очевидно, что разделение естественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производственная интеграция имеет свой потенциал снижения издержек. Даже в странах с очень жесткими правилами антимонопольного регулирования - Японии, США, Германии - основной схемой организации энергетики являются энергосистемы, т.е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей и передающих сетей.
Тем более тщательной проработки требует идея разукрупнения энергетической отрасли путем создания независимых региональных энергосистем. Уровень конкуренции в отрасли вряд ли повысится, а вот обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» в эти часы мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции).
Приводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.
2.5 Национальные или частные
Наконец, еще одна сложная проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственными или частными? Истоки этой проблемы связаны с тем, что естественные монополии являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Если естественные монополии исключают конкуренцию; если потребитель абсолютно лишен выбора; если цены и объемы производства определяются не игрой рыночных сил, а либо произволом монополиста, либо решениями государства; если нарушаются многие другие механизмы функционирования рынка. Если все это так, то не лучше ли управлять естественными монополиями не как частными, а как государственными предприятиями?
Экономическая наука не выработала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше и стран, где они являются частными.
Обычные аргументы в пользу
национализации связаны с тем, что
на государственном предприятии
легче проводить
Аргументы против национализации
связаны с опасениями понижения
эффективности работы естественного
монополиста. Не имея надобности ориентироваться
в первую очередь на коммерческий
успех, директор такой фирмы превращается
в государственного чиновника. И
с готовностью выполняет любые,
самые нелепые указания, лишь бы
они соответствовали желаниям начальства.
Повышаются на государственном предприятии
и иждивенческие настроения: нечего
бояться убытков, все покроет
бюджет. Наконец, возрастает опасность
коррупции: слишком большие объемы
государственных, т.е. «ничьих лично»,
денег проходит через кассы монополиста.
При сложном характере
Таким образом, серьезные аргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильными индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частной собственности.
3. Государственное и рыночное способы регулирования тарифов естественных монополий
3.1 Необходимость государственного регулирования тарифов
Существует твердая
Однако концентрация производства
и возможность диктовать свои
условия рынку зачастую способствуют
завышению цен на свою продукцию,
завышению издержек в случае государственного
регулирования тарифов и
Необходимость государственного регулирования тарифов не ставилась и не ставится под сомнение. При этом часто забывается, что ценовое регулирование является, в соответствии со статьей 6 федерального закона от 17 августа 1995 года №143-Ф3 «О естественных монополиях», только одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Причем обязательность применения этого метода законодательно не закреплена, он только может применяться.
Государство часто идет по пути прямого регулирования цен на услуги естественных монополий, основными задачами которых являются:
- достижение баланса интересов
потребителей и субъектов
- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных потребителей;
- стимулирование естественных монополий сокращению издержек и излишней занятости;
- использование возможностей
ценовых механизмов
Однако само по себе прямое регулирование тарифов вовсе не означает, что государственная политика в области естественных монополий осуществляется эффективно.
3.2 Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов
Сегодня у правительства
имеются достаточно веские основания
для того, чтобы отказаться от государственного
регулирования тарифов
При административном установлении
тарифов стимулы монополии к
сокращению издержек ослабляются. Монополии
сосредотачиваются на «выбивании»
максимально высоких тарифов. При
этом ответственность за уровень
тарифов ложится на государство.
Конечно, в случае непринятия со стороны
правительственных органов
Отмена же прямого регулирования
цен даст ощутимый толчок естественным
монополиям для оптимизации собственных
издержек. Оказавшись в равной с
другими субъектами хозяйственной
деятельности ситуации и подчиняясь
исключительно нормам антимонопольного
законодательства, естественные монополии
получат больший стимул снижать
издержки, нежели завышать тарифы. Постоянно
рискуя попасть под санкции
Таблица 1 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения государства
Государственное регулирование |
Рыночное регулирование |
||||||||
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
||||||
1.Государство решает главную задачу - не допускает увеличения тарифов дольше, чем считает нужным. 2. Легкость контроля за уровнем цен на продукцию естественных монополий. 3. Возможность адмиʜᴎϲтративного воздействия на деятельность естественных монополий. 4.Учет социальных последствий при установлении тарифов. |
1. Естественные монополии
стремятся установить 2.Государство несет
ответственность за уровень |
1.Снижение государственных издержек, связанных с практикой установления тарифов. 2.Сосредоточение
всех контрольных функций в
одном (антимонопольном) 3.Монополиям в
целом не выгодно завышать
тарифы, поскольку существует угроза
санкций со стороны 4.У естественных монополий появляется больший стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы. |
1.Трудно доказать
факт злоупотребления 2.Механизм разрешения подобных дел через судебную систему еще не отработан. 3.Срок рассмотрения дела может занять длительное время. |
||||||
Кроме того, эффективность рыночного контроля проявится в снижении государственных издержек, связанных с постоянным пересмотром тарифов, а также с финансированием органов власти, выполняющих функции государственного регулирования тарифов.
Основные минусы рыночного
механизма регулирования
Сами естественные монополии находятся в двоякой ситуации (табл. 2).
С одной стороны, централизованное
установление тарифов избавляет
их от многих проблем. Они не несут
ответственности перед
монополия естественный тариф регулирование
Таблица 2 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения естественных монополий
|
|||||||||||||||||
С другой стороны, существуют не менее значимые минусы. Административный контроль не позволяет естественным монополиям самостоятельно выстраивать стратегию на сколько-нибудь длительный период.
Ответственность перед антимонопольными органами в случае рыночного регулирования вряд ли можно отнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующего органа на другой. При этом действия антимонопольных органов носят однозначно более прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкций со стороны контролирующих органов у монополий всегда будет возможность опротестовать вердикт в суде.
Кроме того, подобного рода
ответственность, вообще-то говоря, можно
отнести к плюсам. Ведь она будет
вынуждать естественные монополии
не выпрашивать тарифы, а оптимизировать
свою деятельность, отказываясь от
дополнительных расходов, одновременно
внедряя прогрессивные
Для потребителей услуг естественных
монополий также можно выделить
преимущества и недостатки государственного
и рыночного регулирования
Пожалуй, главным плюсом
государственного регулирования для
потребителей является учет государством
социального аспекта. То есть независимо
от экономических предпосылок
К минусам относится тот факт, что на протяжении всего периода экономических реформ (за исключением периода 1991 - 1992 гг.) тарифы естественных монополий росли более высокими темпами по сравнению с ценами на продукцию почти всех других отраслей экономики. Это значит, что государство не в состоянии было удерживать их хотя бы на уровне среднеэкономических показателей в долгосрочной перспективе. То есть можно констатировать, что, начиная с 1993 года, потребитель переплачивал за услуги естественных монополий.
Важно и то, что государственное регулирование не оставляет возможности потребителям установленные тарифы опротестовывать. В условиях же рыночного ценообразования всегда есть возможность обратиться с иском в суд.
Таблица 3 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения потребителей
Информация о работе Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности