Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:21, реферат
Европейская валютная система (англ. European Monetary System, EMS) – форма организации валютных отношений между странами членами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), выработанная в соответствии с рядом соглашений и действовавшая с 13 марта 1979 года (дата начала расчётов ЭКЮ)[1]. Европейская валютная система сыграла роль моста между основанной на долларе Бреттон-Вудской системой и валютным союзом. На смену Европейской валютной системе пришёл Европейский валютный союз (англ. European Monetary Union), часто называемый EMS-2[2].
Европейская валютная система (англ. European Monetary System, EMS) – форма организации валютных отношений между странами членами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), выработанная в соответствии с рядом соглашений и действовавшая с 13 марта 1979 года (дата начала расчётов ЭКЮ)[1]. Европейская валютная система сыграла роль моста между основанной на долларе Бреттон-Вудской системой и валютным союзом. На смену Европейской валютной системе пришёл Европейский валютный союз (англ. European Monetary Union), часто называемый EMS-2[2].
Европейская валютная система базируется на принципах распространения и популяризации в Европейских странах денежной единицы, которая является альтернативой доллару США – в настоящее время такой единицей считается ЕВРО (до 1998 г. – ЭКЮ). Европейская валютная система была основана в 1979 г. фактически является подсистемой Ямайского валютного строя, который сформировался в 1976 г. и предполагал переход мировой денежной системы с золотого стандарта к плавающим валютным курсам (базовой единицей для Ямайской концепции принимается американский доллар).
Региональная обособленность европейской валютной системы преследовала одну главную цель – устранение зависимости европейских денег от USD. В связи с этим были проделаны следующие шаги: 1) определен круг стран-участниц евро-сообщества, которых изначально насчитывалось восемь, а к текущему моменту выросло до семнадцати; 2) за счет взносов этих стран организован Евро-фонд валютного сотрудничества, который используется в качестве финансовой опоры в кризисных ситуациях, а также в целях удержания стоимости денег в рамках приемлемого валютного коридора; 3) создана европейская денежная единица ЭКЮ, которая с 1999 г. трансформировалась в EURO.
Эволюция европейской валютной системы протекала в несколько этапов, каждый из которых характеризуется собственными признаками:
Такое экономическое обособление внутри образовавшейся евро-структуры позволило устранить барьеры в движении капиталов, товарообороте и перемещении рабочей силы, что в конечном итоге отразилось на экономической мощности отдельно взятых стран-участниц.
В 1999 г. Европейская валютная система модифицировалась в Европейский Союз или Еврозону. Тогда же были опубликованы финансово-экономические нормативы страны, требуемые для принятия любого государства в состав Еврозоны (т.н. Маастрихтские критерии).
В число критериев вошли: определенный уровень инфляции, дефицит государственного бюджета в пределах 3 %, определенный размер учетной ставки, стабильность национальной валюты. Следует отметить, что данные критерии подгонялись под состояние экономики Германии и многие страны под них не подходили.
В результате им пришлось в значительной мере подгонять свою экономику под установленные стандарты. Через определенное время практически все страны Евросоюза вошли в зону «евроленд», натерритории которой функционировала новая единая европейская валюта. Введение евровалюты было утверждено Центральным европейским банком. С 1 января 1999 г. евровалюта начинает функционировать в безналичных расчетах. С 1 января 2002 г. евровалюта начинает функционировать в наличной форме. Спустя небольшой промежуток времени все национальные валюты стран зоны «евроленда» изымаются из обращения.
В механизме формирования валютных курсов (ERM II) принимают участие Дания, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. Эти страны реформируют экономику по стандартам всту пления в ЕВС в соответствии с маастрихтскими критериями, и их валюты связаны с евро. Выполнение большинства критериев находится в компетенции центрального банка и правительства.
Вероятность вступления в ЕВС будет зависеть от степени и скорости конвергенции стран — претендентов в экономики ЕС. До вступления в зону евро страны-кандидаты должны участвовать в ERM II не менее двух лет. Жесткая привязка национальных валют стран-претендентов к евро должна, в принципе, облегчить проведение структурных реформ в национальной экономике. Основные проблемы функционирования единой валюты находятся не за пределами Евросоюза, а внутри него. Прежде всего, это сохраняющиеся различия в уровне экономическою развития, в налоговой и бюджетной политике, в трудовом законодательстве. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной системы социальной защиты. Скорость унификации законодательства отстает от скорости расширения Евросоюза. Преимущества единой валюты блокируются национальной и международной бюрократией.
За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны — члены зоны евро несут коллективную ответственность. Однако при вхождении в еврозону страны деноминировали свои национальные внешние и внутренние долги вевро. Больше нет таких понятий, как задолженность в лирах, франках или дойчмарках. Это внутренний и внешний долг в евро. Однако за обслуживание этих долгов отвечают отдельные страны. Например. Италия может обанкротиться (как штат Калифорния в 2003 г.), если инвесторы перестанут верить в ее способность обслуживать долг. Этот факт в первые годы функционирования евро был хорошо известен финансистам. Однако в дальнейшем коллективная ответственность стала все в большей степени превалировать над индивидуальной. Банкротство одной крупной страны может вызвать ее выход из зоны евро и распад всей системы.
Минусы создания Европейского союза
В тот момент, когда страна вступает в Еврозону, она теряет возможность осуществлять независимую денежную политику, т.е. к примеру, в случае роста госдолга данной страны у нее отпадает необходимость менять собственную процентную ставку (т.к. такая ставка едина для всех государств Еврозоны). Изменение собственной ставки нивелировало бы возникший экономический дисбаланс, однако такого не происходит, из-за чего отрицательные последствия накладываются не на страну-должника в отдельности, а сразу на весь Европейский Союз.