Европейский долговой кризис. Греция, Ирландия, Португалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран - долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро.

Файлы: 1 файл

Европейский долговой кризис.docx

— 24.84 Кб (Скачать файл)

Европейский долговой кризис. Греция, Ирландия, Португалия.

1. Введение. Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран - долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро.

С конца 2009 года из-за роста  величины задолженности государственного и частного сектора по всему миру и одновременного понижения кредитных  рейтингов ряда стран ЕС инвесторы  стали опасаться развития долгового  кризиса. Начиная с 2010 года опасения инвесторов начали усиливаться. 9 мая 2010 года министры финансов лидирующих стран  Европы отреагировали на изменение  инвестиционной обстановки созданием  Европейского фонда финансовой стабильности с ресурсами размером в 750 млрд. евро для обеспечения финансовой стабильности в Европе за счёт осуществления ряда антикризисных мер. В октябре 2011 года и феврале 2012 года лидерами еврозоны были согласованы меры предотвращения экономического краха, в том числе было заключено соглашение о списании банками 53,5% долговых обязательств правительства Греции, принадлежащих частным кредиторам, увеличение объёмов средств Европейского фонда финансовой стабильности примерно до €1 трлн, а также повышение уровня капитализации европейских банков до 9%. Также с целью повышения доверия инвесторов представителями стран-лидеров ЕС было заключено соглашение о бюджетно-налоговой стабильности (правительство каждой страны принимало на себя обязательства по внесению в конституцию поправок об обязательности сбалансированного бюджета).

В то время как объёмы выпуска  государственных облигаций существенно  возросли лишь в нескольких странах  еврозоны, рост государственной задолженности  стал восприниматься как общая проблема всех стран Евросоюза в целом. На три страны, в наибольшей степени затронутых кризисом (Греция, Ирландия и Португалия), приходится 6 процентов валового внутреннего продукта еврозоны.

2. Причины возникновения  кризиса. В разных странах различные причины привели к европейскому долговому кризису, развитие которого стало возможным из-за одновременного воздействия ряда сложных факторов, среди которых: глобализация финансового рынка; лёгкость доступа к кредитам в 2002–2008 гг; мировой финансовый кризис 2007–2012 г; дефицит торговых балансов ряда стран; низкие темпы экономического роста с 2008 г. по настоящее время; провал мер налогово-бюджетной политики; широкое распространение практики оказания государственной экстренной финансовой помощи банковским отраслям и частным держателям облигаций, выкуп долгов или перенос убытков частного сектора на налогоплательщиков; разрыва спекулятивного пузыря в секторе недвижимости страны.

Взаимосвязь стран в рамках глобальной финансовой системы приводит к тому, что если одна страна не выполняет  обязательства по выплатам, или если из-за начала экономического спада  частный сектор страны не в состоянии  произвести выплаты по части внешних  долговых обязательств, то это приводит к убыткам банковской системы  страны-кредитора. Это называется финансовой цепной реакцией. Усилению взаимосвязи финансовых рынков также способствовало заключение контрактов по защите от кредитного риска, так называемых кредитно-дефолтных свопов, согласно условиям которых выплаты производятся в случае невыполнения обязательств по определённому виду ценных бумаг. Поскольку количество сделок, которые можно заключить по одной ценной бумаге, не ограничено, оценить то, как сделки по кредитно-дефолтным свопам могут повлиять на банковскую систему каждой страны, невозможно.

3. Долговой кризис в  Греции. Причины возможного грядущего банкротства греческого государства комплексны и сложны. С одной стороны, греческие правительства с момента введения евро в стране, регулярно подправляли статистики и данные об экономической и финансовой ситуации в Греции. С другой стороны, финансовый кризис в Греции напрямую связан с мировым финансовым кризисом, который начал развиваться с 2007 года. Экономика Греции оказалась особенно чувствительна к нему, так как сильно зависит от состояния сферы услуг — туризма.

В конце 2009 года среди инвесторов появились опасения относительно способности  Греции выполнить свои долговые обязательства  в связи с сильным увеличением  уровня государственного долга. Это  привело к кризису доверия  и увеличению стоимости страхования  рисков по кредитно-дефолтным.

В то же время, годовой бюджет Греции долгие годы был дефицитным, при этом дефицит был плохо  структурированным, и доходная его  часть регулярно не исполнялась. Для покрытия дефицита Греция была вынуждена постоянно принимать  новые долговые обязательства, что  вело к росту чистой задолженности  страны. Невозможность обслуживания госдолга привела к падению кредитного рейтинга страны, и она потеряла доступ к дешёвым свободным финансовым ресурсам на рынке. Что в свою очередь  усугубляет ситуацию с дефицитом  бюджета, который растёт ещё больше, и круг замыкается. С другой стороны, так как страна не имеет собственной  валюты, она не может допечатывать деньги, чтобы разрядить ситуацию через рост инфляции.

23 апреля 2010 года Греция  официально вынуждена просить  финансовой поддержки от ЕС, чтобы  избежать банкротства. От греческого  финансового кризиса непосредственно  пострадали греческие банки, которые  владеют основной частью греческих  государственных облигаций, и  обеспечивают государственный долг.

Несколькими днями позже  агентство «Стандард энд пурс», из-за увеличения вероятности дефолта страны, понизило рейтинг государственных облигаций Греции до до категории «мусорных облигаций» (BB+, т.е. по прогнозам агентства держатели облигаций могли потерять от 30 до 50% своих инвестиций), после чего упал курс евро, а также произошёл крах рынков ценных бумаг по всему миру.

13 декабря 2012 года министры  финансов стран еврозоны одобрили  выделение Греции очередного  транша помощи в размере 34 миллиардов евро.

Последствиями кризиса стали  волнения и забастовки, а также  правительственный кризис в стране и возможный выход из Еврозоны.

Произошла выдача первого  пакета экстренной финансовой помощи, которая была одобрена под выполнение условий: осуществление мер жёсткой  экономии для восстановления финансового  баланса; приватизация государственных активов на сумму € 50 млрд. к концу 2015 года; реализация структурных реформ, для повышения конкурентоспособности и перспективы роста.

Второй пакет финансовой помощи объёмом в 130 миллиардов евро, был предоставлен под дополнительные меры жёсткой экономии.

С 1 мая 2010 года греческое  правительство начало проводить в жизнь упомянутые меры, соблюдение которых должно было сделать возможным получение кредита в €110 млрд. сроком на три года, что вызвало волну массовых протестов.

В мае 2012 года в Греции прошли парламентские выборы, которые стали первыми за последние 40 лет, однако партии не смогли сформировать правительство, из-за непримиримой позиции Коалиции левых радикальных сил, выступающих против мер экономии. Сформировать коалиционное правительство удалось только после выборов в июне 2012 года.

Также следует отметить, что  в середине мая 2012 года всё большее количество экспертов прогнозировало скорый выход Греции из еврозоны из-за продолжения финансового кризиса и возникновения проблем при формировании нового правительства после выборов.

4. Долговой кризис в Ирландии. Разразился под давлением перегретой экономики и назревавшего разрыва спекулятивного пузыря в секторе недвижимости страны, её банковская система претерпела кризис капитализации. В результате Ирландия стала второй после Греции страной, подавшей заявку на получение экстренной финансовой помощи у чиновников Еврозоны и ЕС.

 

Кроме этого, кризис усилился под влиянием под влиянием долгового  кризиса в Европе, и, наконец, приобрёл ряд специфических черт под влиянием местных юридических, финансово-экономических  и социокультурных реалий. Данный финансово-экономический кризис стал одним из самых серьёзным испытаний для экономики Ирландии, нанеся урон репутации страны как "кельтского тигра".

Кризис привёл к резкому повышению уровню безработицы, ипотечному кризису, а также к тому, что правительство страны было вынуждено обратиться за экстренной финансовой помощью. Кроме этого, за довольно короткий отрезок времени Ирландия превратилась из страны чистой иммиграции в страну, активно экспортирующую рабочую силу за рубеж. По состоянию на начало 2013 года, в экономики страны наметились определённые улучшения, связанные с тем, что страна, имеет прочные культурно-экономические и языковые связи с США, Великобританией и Германией, которым удалось избежать экономической депрессии и которые продолжают инвестировать в Ирландию.

Убытки ирландских банков составили около 100 млрд евро, значительная часть которых пришлась на невозвратные кредиты застройщикам или домовладельцам, выданные в период роста пузыря на рынке недвижимости, лопнувшего в 2007 г. В 2008 г. экономическое положение в Ирландии резко ухудшилось: безработица выросла с 4% в 2006 г. до 14% в 2010 г., а профицит федерального бюджета в 2007 г. сменился в 2010 г. дефицитом в 32% ВВП, самым высоким за всю историю еврозоны, несмотря на то, что правительство Ирландии проводило крайне жёсткие меры экономии.

Хотя правительством Ирландии могло быть принято решение о  предоставлении гарантий только по банковским депозитам, вместо этого было принято  решение о получении кредита  у ЕЦБ для осуществления выплат по облигациям, находящимся в собственности  частных инвесторов. Тем самым  бремя убытков инвесторов и выплат по кредиту было перенесено на налогоплательщиков, что оказало крайне негативное влияние  на кредитоспособность Ирландии. В результате, правительство начало переговоры о предоставлении экстренной финансовой помощи с руководством ЕС и правительствами Великобритании, Дании и Швеции, что привело к заключению 29 ноября 2010 г. соглашения предоставлении кредита в €67,5 млрд. Объединив полученные средства с дополнительными €17,5 млрд. из резервного и пенсионного фондов Ирландии, правительство получило в своё распоряжение €85 млрд., €34 млрд. из которых были использованы для оказания финансовой помощи финансовому сектору страны. При этом в рамках соглашения правительство Ирландии обязалось к 2015 г. сократить бюджетный дефицит до уровня ниже 3%.

Тем не менее, в апреле 2011 г., несмотря на все принятые правительством меры, агентство «Мудис» снизило  рейтинг банковских облигаций до категории «мусорных облигаций».

В июле 2011 г. было заключено  соглашение о сокращении процентной ставки по кредиту ЕС и МВФ с приблизительно 6% до величины между 3,5% и 4% и увеличении срока выплаты кредита в два раза, до 15 лет. Это должно было позволить Ирландии сократить ежегодные выплаты на 600–700 млн. евро. 14 сентября 2011 г., для дальнейшего облегчения финансового положения Ирландии, Европейская комиссия объявила о снижении процентной ставки по кредиту объёмом в €22,5 млрд., полученному по программе Европейского стабилизационного механизма, до 2,59%.

В докладе «Евро плюс монитор» научно-исследовательского центра «Лиссабонский  совет», опубликованном в ноябре 2011 г., отмечены значительные успехи Ирландии по выходу из финансового кризиса; ожидается, что страна вновь обретёт финансовую независимость со второй половины 2012 г. Согласно мнению специалистов консалтинговой компании «Центр экономических исследований и исследований конъюнктуры», восстановление экономики Ирландии, осуществляемое за счёт экспорта, «позволит с течением времени сойти с низшей точки экономического цикла».

Ожидается, что из-за улучшения  прогнозов состояния экономики  Ирландии, ставка по государственным облигациям сроком на 10 лет, которая уже сейчас значительно снизилась с середины июля 2011 г., к 2015 г. упадёт до 4%.

5. Долговой кризис в Португалии. Непрозрачные условия частно-государственного партнерства, а также привлечение многочисленных консультационных агентств с неэффективными методами работы и учреждение комитетов правительством Португалии способствовали перерасходу бюджетных средств; развитию инвестиционных пузырей; значительным задержкам в выполнении работ по госзаказам; непропорциональному росту бонусов и заработной платы топ-менеджмента и высших должностных лиц. Кроме того, негибкая кадровая политика привела к избыточному росту числа государственных служащих. На протяжении почти четырёх десятилетий недобросовестность членов правительства приводила к кредитованию с высоким уровнем риска, принятию решений об увеличении объёма государственной задолженности и принятию решений по управлению структурным фондом и фондом сплочения Европейского союза некомпетентными ответственными лицами.

Кабинет премьер-министра Сократиша был не в состоянии предсказать или предотвратить кризис в 2005 г. и позднее был не в состоянии улучшить ситуацию, когда страна в 2011 г. оказалась на грани банкротства.

Португалия стала жертвой  волны спекулятивных сделок, вызванных  давлением со стороны участников рынка торговли облигациями, рейтинговых агентств и спекулянтов. В первом квартале 2010 г., до того, как на рынках начался спад, показатели восстановления экономики Португалии были одними из лучших среди стран ЕС. По индексу промышленных заказов, величине экспорта, индексу предпринимательских инноваций и уровню успеваемости в средней школе Португалия не отставала, была наравне, или даже превосходила своих соседей в Западной Европе.

В марте 2011 г., поосле того, как парламент оказался не в состоянии провести согласование правительственных мер экономии, правительство Португалии и его глава ушли в отставку; досрочные парламентские выборы прошли в июне 2011 г.

16 Мая 2011 г. представители  стран еврозоны официально одобрили  выдачу Португалии экстренной  финансовой помощи в размере  €78 млрд.; она стала третьей страной, получившей финансовую помощь (после Ирландии и Греции). Экстренный кредит был предоставлен в равных долях из средств Европейского механизма финансовой стабилизации, Европейского фонда финансовой стабильности и Международного валютного фонда. По словам министра финансов Португалии, ожидается, что средняя процентная ставка по кредиту составит 5,1%. В рамках соглашения правительство страны обязалось сократить бюджетный дефицит с 9,8% ВВП в 2010 г. до 5,9% в 2011 г., 4,5% в 2012 г. и 3% в 2013 г. Правительство Португалии также обязалось отказаться от права «золотой акции» в компании «Порчугал телеком», чтобы сделать возможной её приватизацию.

Информация о работе Европейский долговой кризис. Греция, Ирландия, Португалия