Европейский союз как новая модель государственности: проблемы, противоречия и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Европейский союз уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.
На сегодняшний день в Евросоюз входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 5
2.ЮРИДИЧИСКАЯ ПРИРОДА ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 7
3.ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 8
4.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЗАДАЧА 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

Контрольная по Мировой экономике.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Российской  Федерации

Филиал  Санкт-Петербургского  государственного

инженерно-экономического  университета

в  городе  Пскове

 

Кафедра  гуманитарных и естественных наук 

 

Контрольная  работа

По  дисциплине  Мировая экономика

Вариант № 2

Тема: Европейский союз как новая модель государственности: проблемы, противоречия и перспективы развития

 

 

Выполнила:

Студентка 3  курса

«Бухгалтерский  учёт анализ  и  аудит»

Группа № 9113С

Зачётная книжка № ПС2862

Григорьева  Наталья Владимировна

                        Проверил:

Доцент  Пестрякова А.В.

 

 

Псков

2012

 

содержание

 

 

 

Введение

Европейский союз (Евросоюз) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Маастрихтский договор - договор, подписанный 7 февраля 1992 в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС. Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза - экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.                   Европейский союз уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них  большую  роль.                                                       Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.                           С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC).                  Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём,                      во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень;                         во-вторых, увеличения числа участников интеграции.                         На сегодняшний день в Евросоюз входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

                                                                                                                      

1.Создание  и  развитие  Европейского союза

Становление права Европейского Союза как сферы научного познания в России осуществлялось в несколько этапов:                    Первый этап – 50-е – начало 70-х гг. ХХ века – начальный, ознакомительный этап изучения вопросов европейской интеграции в СССР.                                    Второй этап – середина 70-х годов – конец 80-х годов ХХ века - формирование научных взглядов в сфере права Европейских сообществ.       Третий этап – с начала 90-х годов до настоящего времени – современный этап изучения российской юридической наукой права Европейского Союза.  Эта периодизация условна. Нельзя назвать четких границ каждого этапа, поскольку на практике они плавно перетекали один в другой. Однако данная периодизация имеет определенное методологическое значение. Она позволяет выявить особенности каждого периода научных исследований европейского права, связанные с определенной эпохой, адекватнее понять его современное состояние и предсказать перспективы его развития. Рассмотрим особенности каждого из этих этапов.            1.     Первый этап – 50-е – начало 70-х гг. ХХ века - начальный этап изучения вопросов европейской интеграции в СССР. В 1951 г. был подписан Договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – первого Европейского Сообщества. В 1957 г. на основе Римских договоров были образованы Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Создание Европейских сообществ привлекло внимание юристов-международников, историков, экономистов во всем мире, в том числе и в СССР.                 2. Второй этап – середина 70-х годов – конец 80-х годов ХХ века - формирование научныхвзглядов в сфере права Европейских сообществ.  В начале 70-х годов ХХ века несколько уменьшается общий объем публикаций, посвященных проблемам европейской интеграции. Анализ учебников по международному праву (под редакцией профессоров Тункина Г.И, Лисовского В.И., Моджорян Л.А. и Блатовой Н.Т.) показывает, что в них не содержалось никакой информации о Сообществах.   Но изменение официальной позиции руководства Советского Союза по отношению к Сообществам, безусловно, предоставило ученым возможность более серьезно подойти к исследованию проблем западноевропейской интеграции.            3. Третий этап – начало 90-х годов до настоящего времени – современный этап изучения права Европейского Союза.  В начале 90-х гг. происходят два значимых события, которые повлияли на предмет и содержание научных исследований. Во-первых, в декабре 1991 г. распался Советский Союз, а за ним и вся система социализма вместе с ее интеграционным противовесом ЕС – Советом экономической взаимопомощи. Последствиями стали не только отказ от коммунистических идей, но и открытость границ, возможность путешествовать в станы Европы, общаться с зарубежными учеными, совместно осуществлять исследования. Российские студенты, аспиранты и молодые ученые получили возможность учиться и нарабатывать практический опыт в европейских ВУЗах. Во-вторых, в ноябре 1993 г. вступил в силу Договор о Европейском Союзе, ознаменовавший появление нового интеграционного образования со своей правовой системой.

 

2.Юридичиская   природа  Европейского сообщества  и  Европейского союза

В 50-е годы на базе учредительных  договоров было создано 3 Европейских  сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС  и Евратом), которые представляли собой интеграционные объединения, воплощающие в себе черты как межгосударственного, так и наднационального характера. В этих сообществах воплощен новый правопорядок, которые, как записал в одном из своих решений Суд Европейских сообществ, не может быть идентифицирован ни с национальным, ни с международным правом. ЕП - это особая     самостоятельная правовая   система.                                           Европейские сообщества обладают такими полномочиями, которыми ни одна международная организация не обладает.              1)Европейские сообщества, как и Европейский союз, имеют свою территорию, которая слагается из территорий государств-членов. Территория Европейского союза - это предел действия и юрисдикции Европейского союза, например территория таможенного союза, единого внутреннего рынка, ЭВС.  
2)Европейские сообщества обладают системой институтов, осуществляющих те права и полномочия, которые переданы союзу государствами-членами. В рамках сообществ и Европейского союза созданы такие институты, которые выходят за пределы любой международной организации. В рамках Европейского союза функционирует Парламент, который избирается на основе всеобщих и прямых выборов гражданами Европейского союза. Это не характерно для международных организации (например, ООН состоит только из делегаций государств-членов).                                                                                  3)В рамках Европейского союза функционирует Суд Европейских сообществ - независимый судебный орган. Это также свойственно только институтам Европейского союза.              4)В рамках Европейского союза существует институт гражданства. Ни одна международная организация собственным гражданством, порождающим права и обязанности, не обладает.                5)В рамках Европейского союза создан ЭВС, своя валютная система и денежная единица (применительно к 11 государствам-членам), которая заменяет национальную денежную систему. Это качества, присущие государственно-правовой организации.

3.Проблемы  Европейского  союза

Главная проблема Европы – это изменение демографической ситуации. Население сокращается и стареет, в результате чего все меньшее число работающих будет вынуждено обеспечивать большее число пенсионеров. Европа также отстает от США в разработке и внедрении информационных технологий; более того, в силу глобализации повышается конкуренция, особенно со стороны Индии и Китая.                              Расширение Европейского союза – еще один фактор, требующий ускорения экономического развития, чтобы оправдать законные надежды новых стран-членов Европейского союза. И хотя экономика присоединившихся стран растет быстрее среднего показателя, необходимо обеспечить более высокие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом. Это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам Европейского союза – ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест.        Перед лицом этих проблем главы европейских государств договорились в 2000 году о принятии десятилетней Лиссабонской программы по стимулированию инноваций, поддержке предпринимательства и расширению исследований и разработок. Если не считать немногих исключений, результаты ее пока неоднородны.                                 Реализация программы столкнулась с трудностями из-за того, что она охватывает такие болезненные с политической точки зрения вопросы, как гибкость рынка труда, реформа пенсионного обеспечения и здравоохранения, а также создание электронного правительства. Тем не менее можно предпринять ряд «прямых и практических» действий, направленных на увеличение инвестиций в научные исследования и разработки (НИР), что поможет повысить конкурентоспособность Европы, избежав крупных политических проблем.                          В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.                                                          Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение Европейского союза, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия.                                                                  С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире Европейского союза усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов Европейского союза (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике Европейского союза, а более конкретно — ужесточить политику Европейского союза в отношении России.                      Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

Претензии России к Европейского союза касаются:

  • предложений Европейского союза  о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества Европейского союза с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
  • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
  • ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
  • попыток Европейского союза противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;

Претензии Европейского союза к России касаются:

  • нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
  • сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
  • заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
  • взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

Отсутствие прогресса  в отношениях между Россией и  ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.

 

 

 

4.Перспективы   развития Европейского союза

Внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень  экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюта государств - членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильна и стабильна. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.               В последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран - участниц ЭВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют.                             Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высокоразвитые денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЭВС.                                                   Высшим приоритетом политики ЕС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.                       Однако на состояние евро влияет и множество противодействующих факторов, неподконтрольных Европейскому Союзу. С точки зрения экономической теории 11 государств -  членов ЭВС не составляют "оптимальную валютную зону", а их решение о создании союза носит по преимуществу политический характер. Поэтому все еще ЭВС и евро остаются экспериментом, исход которого до конца не ясен.                                       Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, полномочиями.                             Россия и Евросоюз обречены на сотрудничество, учитывая тесные экономические связи. Общее ощущение бизнеса состоит в том, что интерес обоих деловых сообществ к развитию экономических отношений огромен и подкрепляется большим экономическим потенциалом. Никто из европейских бизнесменов не ставит под сомнение то, что России и Евросоюз по пути. Сотрудничество двух сторон является залогом стабильного и успешного развития на нашем континенте. Выстраивание позитивных, устремленных в будущее отношений России с Евросоюзом возможно только при условии проведения последовательной, открытой и инициативной политики в области создания интегрированного рынка России и Европейского союза.                               Безусловно, за Европейским Союзом есть огромное число минусов, но также есть и огромное число плюсов. Создание единого экономического, таможенного, валютного пространства, расширение влияния Евросоюза в мире позволяет говорить о четко проложенной схеме существования между государствами членами союза. Да, как и в каждом надгосударственном образовании е ЕС, есть страны лидеры, это Германия, Франция отчасти и Великобритания, хотя последняя менее включена в структуру Европейского Союза. После подписания Лиссабонского договора, Евросоюз приобрел черты конфедерации, однако члены этой «конфедерации» обладают значительным внутренним суверенитетом. Но, как уже раньше говорилось, в Евросоюзе есть свои лидеры, которые не будут уступать свое лидерство другим странам членам Евросоюза. Можно с уверенностью говорить, что страны Восточной Европы, славянские страны, являются всего лишь рынком сбыта продукции стран лидеров, являются источником дешевых трудовых ресурсов. Говорить о равенстве довольно глупо, это равенство субъективно.

Заключение

 

Объединяясь в Европейский  Союз, страны – участницы руководствовались  не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.                                                                     Безусловно, последние расширения Европейского союза внесли новые элементы в интеграционные процессы в этой группировке, они уже не будут такими, как они были до расширения. Еще до принятия новых членов в Европейский союз-15 стала очевидна разнородность Сообщества, что потребовало дифференциации при осуществлении отдельных видов политики. В частности, 15 стран разделились на тех, которые участвуют в Экономическом и валютном союзе (12 государств), и тех, которые не участвуют (Великобритания, Дания, Швеция). Однако это пока считается "внешним исключением", и такое положение не привело к расколу группировки. В Сообществе, состоящем из 27 государств – а в перспективе количество членов еще возрастет, необходимость дифференциации еще увеличится. Такая ситуация создает потребность изменений в интеграционных концепциях Евросоюза. Развитие "разноскоростной" интеграции, имевшее место и в формате Евросоюза-15, принимает еще более ярко выраженные формы в расширившемся Европейском Союзе, где одним участникам отведена роль впереди идущих локомотивов, а другим – прицепных   вагонов.  

                                                    Задача

 

Производственные  возможности, тыс. т

 

пшеница

Россия

Украина

30

40

картофель

120

80


 

Определите, по приведенным в таблице условным данным, какая страна имеет абсолютные преимущества в производстве пшеницы? Картофеля? Какая страна имеет относительные преимущества в производстве пшеницы? Картофеля?

Постройте кривую возможного потребления пшеницы  и картофеля России при безубыточной для обеих сторон торговле с Украиной. Постройте аналогичную кривую для Украины.

Информация о работе Европейский союз как новая модель государственности: проблемы, противоречия и перспективы развития