Министерство
образования и науки
Российской
Федерации
Филиал Санкт-Петербургского
государственного
инженерно-экономического
университета
в городе
Пскове
Кафедра гуманитарных
и естественных наук
Контрольная
работа
По дисциплине
Мировая экономика
Вариант № 2
Тема: Европейский союз как новая
модель государственности: проблемы, противоречия
и перспективы развития
Выполнила:
Студентка 3
курса
«Бухгалтерский
учёт анализ и аудит»
Группа № 9113С
Зачётная книжка
№ ПС2862
Григорьева
Наталья Владимировна
Проверил:
Доцент Пестрякова
А.В.
Псков
2012
содержание
Введение
Европейский союз (Евросоюз) - объединение 27 европейских
государств, подписавших Договор о Европейском
союзе (Маастрихтский договор). Маастрихтский
договор - договор, подписанный 7 февраля
1992 в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший
начало Европейскому союзу. Договор вступил
в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело
предыдущих лет по урегулированию денежной
и политической систем европейских стран.
Ответственность за денежно-кредитную
политику Евросоюза возложена на Европейскую
систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе
Европейского центрального банка (ЕЦБ)
и национальных центральных банков (НЦБ)
государств ЕС. Последствием договора
было введение евро как европейской валюты
и установление трёх основ союза - экономики
и социальной политики, международных
отношений и безопасности, правосудия
и внутренних дел. Европейский
союз уникальное международное образование:
он сочетает признаки международной организации
и государства, однако формально не является
ни тем, ни другим. Союз не является субъектом
международного публичного права, однако
имеет полномочия на участие в международных
отношениях и играет в них большую роль.
Первый шаг в сторону создания современного
Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия,
Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия
подписали договор об учреждении Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС), целью
которого стало объединение европейских
ресурсов по производству стали и угля,
в силу данный договор вступил с июля 1952
года.
С целью углубления экономической интеграции
те же шесть государств в 1957 учредили Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС, Общий
рынок) и Европейское сообщество по атомной
энергии (Евратом). Самым важным и широким
по сфере компетенции из этих трёх европейских
сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году
оно было официально переименовано в Европейское
сообщество (EC).
Процесс развития и превращения этих европейских
сообществ в современный Европейский
союз происходил путём,
во-первых, передачи всё большего числа
функций управления на наднациональный
уровень;
во-вторых, увеличения числа участников
интеграции.
На сегодняшний день в Евросоюз входят: Бельгия, Германия, Италия,
Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания,
Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия,
Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша,
Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария,
Румыния.
1.Создание
и развитие Европейского союза
Становление права Европейского
Союза как сферы научного познания
в России осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап – 50-е – начало 70-х гг. ХХ века
– начальный, ознакомительный этап изучения
вопросов европейской интеграции в СССР.
Второй этап – середина 70-х годов – конец
80-х годов ХХ века - формирование научных
взглядов в сфере права Европейских сообществ.
Третий этап – с начала 90-х годов до настоящего
времени – современный этап изучения
российской юридической наукой права
Европейского Союза. Эта периодизация
условна. Нельзя назвать четких границ
каждого этапа, поскольку на практике
они плавно перетекали один в другой. Однако
данная периодизация имеет определенное
методологическое значение. Она позволяет
выявить особенности каждого периода
научных исследований европейского права,
связанные с определенной эпохой, адекватнее
понять его современное состояние и предсказать
перспективы его развития. Рассмотрим
особенности каждого из этих этапов. 1. Первый этап – 50-е – начало
70-х гг. ХХ века - начальный этап изучения
вопросов европейской интеграции в СССР.
В 1951 г. был подписан Договор о создании
Европейского объединения угля и стали
(ЕОУС) – первого Европейского Сообщества.
В 1957 г. на основе Римских договоров были
образованы Европейское сообщество по
атомной энергии (Евратом) и Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС). Создание
Европейских сообществ привлекло внимание
юристов-международников, историков, экономистов
во всем мире, в том числе и в СССР. 2. Второй этап – середина
70-х годов – конец 80-х годов ХХ века - формирование
научныхвзглядов в сфере права Европейских
сообществ. В начале 70-х годов ХХ века
несколько уменьшается общий объем публикаций,
посвященных проблемам европейской интеграции.
Анализ учебников по международному праву
(под редакцией профессоров Тункина Г.И,
Лисовского В.И., Моджорян Л.А. и Блатовой
Н.Т.) показывает, что в них не содержалось
никакой информации о Сообществах.
Но изменение официальной позиции руководства
Советского Союза по отношению к Сообществам,
безусловно, предоставило ученым возможность
более серьезно подойти к исследованию
проблем западноевропейской интеграции. 3. Третий этап – начало
90-х годов до настоящего времени – современный
этап изучения права Европейского Союза.
В начале 90-х гг. происходят два значимых
события, которые повлияли на предмет
и содержание научных исследований. Во-первых,
в декабре 1991 г. распался Советский Союз,
а за ним и вся система социализма вместе
с ее интеграционным противовесом ЕС –
Советом экономической взаимопомощи.
Последствиями стали не только отказ от
коммунистических идей, но и открытость
границ, возможность путешествовать в
станы Европы, общаться с зарубежными
учеными, совместно осуществлять исследования.
Российские студенты, аспиранты и молодые
ученые получили возможность учиться
и нарабатывать практический опыт в европейских
ВУЗах. Во-вторых, в ноябре 1993 г. вступил
в силу Договор о Европейском Союзе, ознаменовавший
появление нового интеграционного образования
со своей правовой системой.
2.Юридичиская
природа Европейского сообщества
и Европейского союза
В 50-е годы на базе учредительных
договоров было создано 3 Европейских
сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС
и Евратом), которые представляли
собой интеграционные объединения, воплощающие в себе черты как межгосударственного,
так и наднационального характера. В этих
сообществах воплощен новый правопорядок,
которые, как записал в одном из своих
решений Суд Европейских сообществ, не
может быть идентифицирован ни с национальным,
ни с международным правом. ЕП - это особая
самостоятельная правовая система.
Европейские сообщества обладают такими
полномочиями, которыми ни одна международная
организация не обладает. 1)Европейские сообщества,
как и Европейский союз, имеют свою территорию,
которая слагается из территорий государств-членов.
Территория Европейского союза - это предел
действия и юрисдикции Европейского союза,
например территория таможенного союза,
единого внутреннего рынка, ЭВС.
2)Европейские сообщества
обладают системой институтов, осуществляющих
те права и полномочия, которые переданы
союзу государствами-членами. В рамках
сообществ и Европейского союза созданы
такие институты, которые выходят за пределы
любой международной организации. В рамках
Европейского союза функционирует Парламент,
который избирается на основе всеобщих
и прямых выборов гражданами Европейского
союза. Это не характерно для международных
организации (например, ООН состоит только
из делегаций государств-членов).
3)В рамках Европейского союза функционирует
Суд Европейских сообществ - независимый
судебный орган. Это также свойственно
только институтам Европейского союза. 4)В рамках Европейского
союза существует институт гражданства.
Ни одна международная организация собственным
гражданством, порождающим права и обязанности,
не обладает. 5)В рамках Европейского
союза создан ЭВС, своя валютная система
и денежная единица (применительно к 11
государствам-членам), которая заменяет
национальную денежную систему. Это качества,
присущие государственно-правовой организации.
3.Проблемы
Европейского союза
Главная проблема Европы
– это изменение демографической ситуации.
Население сокращается и стареет, в результате
чего все меньшее число работающих будет
вынуждено обеспечивать большее число
пенсионеров. Европа также отстает от
США в разработке и внедрении информационных
технологий; более того, в силу глобализации
повышается конкуренция, особенно со стороны
Индии и Китая.
Расширение Европейского союза – еще
один фактор, требующий ускорения экономического
развития, чтобы оправдать законные надежды
новых стран-членов Европейского союза.
И хотя экономика присоединившихся стран
растет быстрее среднего показателя, необходимо
обеспечить более высокие темпы экономического
роста в Евросоюзе в целом. Это позволит
странам Центральной и Восточной Европы
избавиться от ощущения социальной несправедливости,
а нынешним членам Европейского союза
– ослабить напряженность в отношениях
друг с другом, поскольку более низкие
налоги и зарплаты в недавно присоединившихся
странах привлекают больший объем инвестиций
и создают больше рабочих мест.
Перед лицом этих проблем главы европейских
государств договорились в 2000 году о принятии
десятилетней Лиссабонской программы
по стимулированию инноваций, поддержке
предпринимательства и расширению исследований
и разработок. Если не считать немногих
исключений, результаты ее пока неоднородны.
Реализация программы столкнулась с трудностями
из-за того, что она охватывает такие болезненные
с политической точки зрения вопросы,
как гибкость рынка труда, реформа пенсионного
обеспечения и здравоохранения, а также
создание электронного правительства.
Тем не менее можно предпринять ряд «прямых
и практических» действий, направленных
на увеличение инвестиций в научные исследования
и разработки (НИР), что поможет повысить
конкурентоспособность Европы, избежав
крупных политических проблем.
В то же время, по состоянию на 2004, переговоры
по наполнению четырёх пространств практическим
содержанием продвигаются медленно. Наибольших
успехов стороны достигли в формировании
общего экономического пространства.
Что касается вопросов внутренней и внешней
безопасности, то расширение Европейского
союза, осуществлённое в 2004 году, вызвало
к жизни новые проблемы, при этом отношения
с Россией были низведены Евросоюзом до
ранга отношений с так называемыми государствами
«непосредственного соседства», куда
также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия.
С присоединением 10 новых стран негативное
отношение к России в штаб-квартире Европейского
союза усиливается. Показательной стала
проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов Европейского
союза (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование
поднять роль «малых стран» во внешней
политике Европейского союза, а более
конкретно — ужесточить политику Европейского
союза в отношении России.
Новым объектом критики с сентября 2004
стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству
России.
Претензии России
к Европейского союза касаются:
- предложений Европейского союза о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества Европейского союза с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
- неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской
областью;
- ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
- попыток Европейского союза противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;
Претензии Европейского
союза к России касаются:
- нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
- сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
- заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
- взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.
Отсутствие прогресса
в отношениях между Россией и
ЕС привело, в частности, к переносу
саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён
обсуждению итогов президентских выборов
на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях
между ЕС и Россией.
4.Перспективы
развития Европейского союза
Внутри Европейского
Союза достигнут высокий уровень
экономической и политической интеграции.
Уже более тридцати лет существует
таможенный союз и проводится общая торговая политика.
Создан единый внутренний рынок, торговля
внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового
оборота входящих в него стран. Валюта
государств - членов ЕС по сравнению с
валютами большинства стран мира относительно
сильна и стабильна. Сложившаяся система
права и институтов ЕС обеспечивает достаточно
эффективное управление интеграционными
процессами.
В последние годы произошло заметное сближение
основных макроэкономических показателей
стран - участниц ЭВС, достигнуты реальные
успехи в обеспечении стабильности цен,
оздоровлении государственных финансов,
снижении долгосрочных процентных ставок,
стабилизации обменных курсов национальных
валют.
Евро опирается на единую денежно-кредитную
и валютную политику, которая полностью
передана в ведение наднационального
Европейского центрального банка и Совета
ЕС, а также на высокоразвитые денежные
и кредитные рынки, масштабы, глубина и
ликвидность которых резко возрастают
благодаря созданию ЭВС.
Высшим приоритетом политики ЕС объявлена
борьба с инфляцией, что составляет важнейшее
условие стабильности единой валюты.
Однако на состояние евро влияет и множество
противодействующих факторов, неподконтрольных
Европейскому Союзу. С точки зрения экономической
теории 11 государств - членов ЭВС не
составляют "оптимальную валютную зону",
а их решение о создании союза носит по
преимуществу политический характер.
Поэтому все еще ЭВС и евро остаются экспериментом,
исход которого до конца не ясен.
Главная слабость евро как валюты состоит
в том, что за ним стоит не единое суверенное
государство с четко определенными интересами
и политическими целями, а конгломерат
различных государств. Созданные ими наднациональные
органы располагают широкими, но все же
ограниченными, полномочиями.
Россия и Евросоюз обречены на сотрудничество,
учитывая тесные экономические связи.
Общее ощущение бизнеса состоит в том,
что интерес обоих деловых сообществ к
развитию экономических отношений огромен
и подкрепляется большим экономическим
потенциалом. Никто из европейских бизнесменов
не ставит под сомнение то, что России
и Евросоюз по пути. Сотрудничество двух
сторон является залогом стабильного
и успешного развития на нашем континенте.
Выстраивание позитивных, устремленных
в будущее отношений России с Евросоюзом
возможно только при условии проведения
последовательной, открытой и инициативной
политики в области создания интегрированного
рынка России и Европейского союза.
Безусловно, за Европейским Союзом есть
огромное число минусов, но также есть
и огромное число плюсов. Создание единого
экономического, таможенного, валютного
пространства, расширение влияния Евросоюза
в мире позволяет говорить о четко проложенной
схеме существования между государствами
членами союза. Да, как и в каждом надгосударственном
образовании е ЕС, есть страны лидеры,
это Германия, Франция отчасти и Великобритания,
хотя последняя менее включена в структуру
Европейского Союза. После подписания
Лиссабонского договора, Евросоюз приобрел
черты конфедерации, однако члены этой
«конфедерации» обладают значительным
внутренним суверенитетом. Но, как уже
раньше говорилось, в Евросоюзе есть свои
лидеры, которые не будут уступать свое
лидерство другим странам членам Евросоюза.
Можно с уверенностью говорить, что страны
Восточной Европы, славянские страны,
являются всего лишь рынком сбыта продукции
стран лидеров, являются источником дешевых трудовых ресурсов. Говорить
о равенстве довольно глупо, это равенство
субъективно.
Заключение
Объединяясь в Европейский
Союз, страны – участницы руководствовались
не только меркантильными интересами
и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю
роль, но в основе европейского единения
лежат также общая идеология, системы
ценностей и присущее всем европейским
политическим системам уважение прав
и свобод человека. Именно положение индивида
в обществе, его роль в политическом процессе,
внимание, уделяемое правительствами
нуждам отдельного человека, а не некой
абстрактной общественной прослойки,
видятся одним из действенных стимулов
к объединению.
Безусловно, последние расширения Европейского
союза внесли новые элементы в интеграционные
процессы в этой группировке, они уже не
будут такими, как они были до расширения.
Еще до принятия новых членов в Европейский
союз-15 стала очевидна разнородность Сообщества,
что потребовало дифференциации при осуществлении
отдельных видов политики. В частности,
15 стран разделились на тех, которые участвуют
в Экономическом и валютном союзе (12 государств),
и тех, которые не участвуют (Великобритания,
Дания, Швеция). Однако это пока считается
"внешним исключением", и такое положение
не привело к расколу группировки. В Сообществе,
состоящем из 27 государств – а в перспективе
количество членов еще возрастет, необходимость
дифференциации еще увеличится. Такая
ситуация создает потребность изменений
в интеграционных концепциях Евросоюза.
Развитие "разноскоростной" интеграции,
имевшее место и в формате Евросоюза-15,
принимает еще более ярко выраженные формы
в расширившемся Европейском Союзе, где
одним участникам отведена роль впереди
идущих локомотивов, а другим – прицепных
вагонов.
Задача
Производственные
возможности, тыс. т |
пшеница |
Россия |
Украина |
30 |
40 |
картофель |
120 |
80 |
Определите, по
приведенным в таблице условным данным, какая страна имеет абсолютные преимущества
в производстве пшеницы? Картофеля? Какая
страна имеет относительные преимущества
в производстве пшеницы? Картофеля?
Постройте кривую
возможного потребления пшеницы
и картофеля России при безубыточной
для обеих сторон торговле с Украиной.
Постройте аналогичную кривую для Украины.