Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:13, контрольная работа
Работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» является одним из основных произведений марксизма. В этой работе Энгельс даёт научный анализ истории человечества на ранних этапах его развития, раскрывает процесс разложения первобытнообщинного общества и образования классового общества, основанного на частной собственности, показывает общие черты этого общества, выясняет особенности развития семейных отношений в различных общественно – экономических формациях, вскрыты происхождение и сущность государства и доказывает историческую неизбежность его отмирания с окончательной победой бесклассового коммунистического общества.
1. Ф. ЭНГЕЛЬС О ВОЗНИКНОВЕНИИ ГОСУДАРСТВА
Работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» является одним из основных произведений марксизма. В этой работе Энгельс даёт научный анализ истории человечества на ранних этапах его развития, раскрывает процесс разложения первобытнообщинного общества и образования классового общества, основанного на частной собственности, показывает общие черты этого общества, выясняет особенности развития семейных отношений в различных общественно – экономических формациях, вскрыты происхождение и сущность государства и доказывает историческую неизбежность его отмирания с окончательной победой бесклассового коммунистического общества.
Книга была написана Энгельсом в течение двух месяцев — с конца марта до конца мая 1884 года. Идея о написании этой книги пришла ему, когда он разбирал рукописи его покойного друга и коллеги Карла Маркса. Энгельс обнаружил подробный конспект книги Льюиса Моргана «Древнее общество», составленный Марксом в 1880—1881 гг., в котором последний сделал критических замечаний и дополнений из других источников. Ознакомившись с этими рукописями, Энгельс решил написать работу, считая её как «в известной мере выполнение завещания» Маркса. Кроме его конспектов, при работе над книгой Энгельс привлек дополнительные материалы своих собственных исследовании по истории Древней Греции и Древнего Рима, древней Ирландии, древних германцев и другие работы.
Сама работа разделена на несколько основных разделов, не считая предисловия и примечания: «Доисторические ступени культуры», «Семья», главы, посвящённые разбору общественной организации родоплеменных отношений у ирокезов и греков, главы, разбирающие способы возникновения государства в древних странах (Древний Рим, Древняя Греция, германские и кельтские племена), и глава «Варварство и цивилизация».
При жизни самого Энгельса книга переиздавалась 6 раз, а переводы на некоторые языки автор выполнил самостоятельно. В России книга впервые вышла в 1894 году, позднее, в СССР она служила обязательным пособием для изучения исторического материализма и научного коммунизма1.
В первом разделе, который называется «Предысторические ступени культуры», Энгельс выделяет три основных этапа в развитии человечества: дикость, варварство и цивилизацию. Дикость и варварство в свою очередь разделены на 3 ступени: низшая, средняя и высшая, и в каждой описывается, что привело людей к очередной ступени и какие важные факторы оказали влияние на этот переход.
Первым этапом развития человека идёт дикость:
Низшая ступень дикости. Автор описывает её как детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических лесах. Пищей служили им плоды, орехи, коренья. Главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи.
Средняя ступень дикости. Она начинается с введения рыбной пищи и с применением огня. Но с этой новой пищей они люди стали независимыми от климата и местности, поэтому они могли расселятся на большом расстоянии. Заселение новых мест и постоянное стремление к поискам, в сочетании с умением работать и добывать с огнем, доставляли новые средства питания.
Высшая ступень дикости. Начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из отраслей труда. Сравнивая друг с другом народы, которые уже знают лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством можно найти некоторые зачатки поселения деревнями, известную ступень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество каменные орудия. Огонь и каменный топор уже дают возможность делать лодки и изготовлять бревна и доски для постройки жилища.
Следующим этапом после дикости следует варварство2:
Низшая ступень варварства. Она начинается с введения гончарного искусства, которое было обязано своим возникновением обмазыванием плетенных сосудов глиной с целью сделать их огнеупорными. Характерной особенностью этого периода является приручение и разведение животных и возделывание растений. Восточный материк, так называемый Старый свет, обладал почти всеми пригодными для разведения видами животных и видами злаков, кроме одного. Западный материк, Америка, из всех поддающихся приручению животных обладал только ламой, а из культурных злаков только одним – маисом. Вследствие этого различия в природных и условиях население каждого полушария развивается по своему собственному сценарию, и межевые знаки на границах отдельных ступеней развития становятся разными для каждого из полушарий.
Средняя ступень варварства. На востоке она начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений при помощи орошения и употребления построек из адобов и камня. Приручение стад и образования крупных стад вело к пастушеской жизни. Возделывание злаков было вызвано, прежде всего, потребностью в корме для скота и только в последствии стало важным источником питания для людей.
Высшая ступень варварства начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате буквенного письма и применения его записывания словесного творчества. Эта ступень, самостоятельно пройденная лишь в восточном полушарии, более богата успехами в области производства, чем все предыдущие ступени. К ней принадлежат греки героической эпохи, итальянские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времен викингов. Произошло изобретение железного плуга, топора, лопаты; благодаря этому земледелие стало в большом размере, полеводство, увеличение жизненных припасов. В этой ступени также начался быстрый рост населения, которое стало более густым на небольших пространствах, появляются задатки центрального управления. Появились железные орудия, обработка металлов, переходящие в художественное ремесло, зачатки архитектуры как искусства, города, окруженные зубчатыми стенами с башнями.
Следующим разделом книге идёт «Семья». Здесь более детально рассматривается история происхождения и развития семьи. В работе Энгельс показывает, что Морган приходит к выводу о существовании беспорядочных половых связей в первобытном обществе3. Иными словами каждая женщина принадлежала каждому мужчине и наоборот. Ссылаясь на поэтапное развитие, он выделяет несколько видов семей:
а) Кровнородственная семья - первая ступень в развитии семьи.
б) Пуналуальная семья - в ней из полового общения исключаются родители и дети, а так же братья и сестры.
в) Парная семья - в ней мужчина живет с одной женщиной, однако при этом многоженство имеет место, хотя и встречается не часто. В данном союзе от женщины требуется строжайшая верность.
г) Моногамная семья - последний вид семьи, представленный в работе. Она основана на господстве мужчины с целью продолжения рода. Одно из важнейших правил, что не должно подвергаться сомнению принадлежность ребёнка отцу, так как именно ребёнок получает всё его наследство. Данную форму семьи мы можем наблюдать у греков. Моногамная семья отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон.
Стоит отметить, что в процессе развития семьи, запрет браков между родственниками ведет к значительному укреплению генофонда и развитию умственных способностей людей. Также автор показывает постепенно возрастающую роль мужчины в семье на фоне возникновения её новых типов.
В следующих главах Энгельс описывает общественную организацию на примере американских индейцев и древних греков.
При описании общественной организации индейцев Энгельс пользовался трудами Льюиса Моргана, который сам провёл большую часть своей жизни среди одного из индейских племён - ирокезов.
В работе сравниваются ирокезский и греческий роды. Первый рассматривается как образец родоплеменного общественного строя. Пользуясь работами Моргана, Энгельс приходит к выводу о том, что несмотря на эффективное сосуществование людей при таком строе и отсутствие классового разделения, родоплеменная организация была обречёна на гибель. Энгельс объясняет это тем, что при дальнейшем развитии начинает образоваться классовое разделение, а родоплеменные отношения начинают разрушаться4. Также автор считал, что племенной строй ограничивает дальнейшее развитие цивилизации человека.
Рассматривая греческий способ организации общественных отношений, автор показывает, что греки к моменту своего появления опережали в историческом развитии американских индейцев и уже находились на пороге цивилизации. Именно у греков, по мнению Энгельса, начинает зарождаться частная собственность. Этому способствовало развитие орудий труда, ведь с более совершенными инструментами землю можно было обрабатывать меньшим количеством людей. Это привело к развитию индивидуального труда, а он в свою очередь предполагает частную собственность. Накопление богатств вследствие обмена приводит к распаду родоплеменных отношений и появлению родов, а позднее семей. Семьи стремились удовлетворить исключительно свои потребности, а старейшины, занимавшие высокие должности, стали присваивать себе большую часть общинной собственности, что позволило им занимать более высокое положение по сравнению с остальными членами общины. Это означало появление классового деления общества и аппарата, который защищал бы
1 Ушаков, А. М., Книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» в преподавании научного коммунизма. М.: Издательство Московского университета, 19870. С. 1-6
2 Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. С.9
3 Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. С. 13
4 Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. С. 44
Информация о работе Ф. Энгельс о происхождении государства и её современная оценка