Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:34, реферат
Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки. Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824)
3. Оценка платежеспособности покупателей поставщика.
В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента. По мнению Григория Карповского, генерального директора факторинговой компании "Еврокоммерц", именно за предоставление этой услуги клиенту имеет смысл платить большие в сравнении с кредитом деньги: "Предоставление независимой информации о финансовом состоянии дебиторов клиента является важной функцией факторинговой компании, это то, что отличает ее от кредитного подразделения банка".
4. Страхование рисков, связанных
с поставкой товаров с
По мнению большинства наших собеседников, платежная дисциплина российских покупателей является для факторинга оптимальной: она не слишком хорошая и не слишком плохая. "По нашим оценкам, в 98% случаев задержки платежей не превышают 7 дней. Это не проявление неплатежеспособности, это фактор развития рынка: чем более зрелым становится рынок, тем чаще задерживаются платежи. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем лучшие условия могут выторговывать себе покупатели, тем более капризным становится их поведение", - говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании "Уралсиб-НИКойл".
Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из пере численных функций.
Отдельные функции факторинга выполняют банковские и страховые инструменты, таким образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые заинтересованы именно в сочетании услуг, которые присущи данному продукту.
Функция финансирования выполняется банковскими кредитами. Специалисты отмечают, что банковские кредиты выступают субститутом факторинга. И в тех странах, где кредиты в большей степени доступны частному сектору, потребность в факторинге значительно меньше. На рисунке 3 показаны доли кредитов, выданных частному сектору, в процентах от ВВП в двух группах стран: ЕС 15 - "старые страны" Европейского союза и ЕС 8 - "новые страны" - относительно недавно вступившие в ЕС Чешская Республика, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия. Как видно на рисунке, доля кредитов в "старых странах" более чем 2 раз выше доли кредитов в "новых странах", при этом в последних факторинг развивается сейчас более быстрыми темпами. Функцию принятия кредитного риска выполняют документарные аккредитивы, банковские гарантии и страхование кредитного риска.
Аккредитив представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива - снижение недоверия как со стороны покупателя, так и продавца, особенно, когда они работают друг с другом впервые.
Банковская гарантия,
в отличие от аккредитива, не
является платежным
Оба эти инструмента используются, как правило, предприятиями, работающими на внешнеэкономическом рынке, и объемы операций по аккредитивам и банковским гарантиям находятся в зависимости от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 года многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Однако в последние годы наблюдается рост по данным банковским продуктам, в том числе в связи с ростом внешнеэкономической деятельности.
Кредитное страхование осуществляют страховые компании. Страховщик определяет страховую сумму исходя из предоставленной страхователем информации обо всех контрагентах, которым осуществляет поставку на условиях отсрочки платежа. По результатам анализа кредитоспособности и платежной дисциплины по каждому контрагенту устанавливается кредитный лимит, в пределах которого компания может принять риски на страхование. Сумма кредитных лимитов составляет агрегированную страховую сумму. Далее определяется страховой тариф как процент от страховой суммы. Застрахованные права денежного требования могут выступать гарантией при получении кредита. Компании, которым не нужно финансирование, но которые хотели бы избавиться от кредитного риска, могут просто пользоваться кредитным страхованием, а не факторингом. Но на российском рынке очень мало компаний, предоставляющих такой вид страхования. Страховщики объясняют это непрозрачностью рынка, из-за которой проверить финансовое состояние дебитора очень сложно, и отсутствием перестрахования таких рисков.
Еще одним конкурентом
факторинга являются торговые
отсрочки, которые получает поставщик
(клиент фактора) от своих
Аккумулирование факторингом
ряда функций является важным преимуществом
перед другими формами