Факторы и источники конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Основу рыночной экономики составляет конкуренция, поэтому конкурентоспособность регионов является основным условием их перспективного функционирования. Возникает необходимость четкого определения термина «региональной конкурентоспособности». Есть много мнений по этому вопросу, но наиболее распространённое – «способность региона создавать и развивать конкурентные преимущества».

Содержание работы

Введение
Факторы и источники конкурентоспособности
Географическое положение
Транспорт
Промышленный потенциал
1.3.1.Химическое производство
1.3.2. Металлургическая промышленность
1.3.3. Машиностроение и оборонно-промышленный комплекс
1.4. Легкая промышленность
1.5. Целлюлозно-бумажное производство, полиграфическая деятельность
1.6. Топливно-энергетический комплекс
1.7. Образование и наука (инновационный потенциал)
1.8. Сеть связи
1.9.Сельское хозяйство
1.10.Потребительский рынок
1.11. Уровень жизни населения
1.12.Деятельности органов управления по улучшению привлекательности региона
Факторы и источники конкурентоспособности в сфере туризма
2.1.Характеристика Тульской области: климат, ландшафт, история, памятники
2.2.Туристко-экскурсионная деятельность в Тульском регионе
Конкурентные преимущества туристической сферы Тульской области
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

В 1987 г. в Туле был создан Тульский областной экзотариум – единственный в России специализированный зоопарк рептилий, признанный одним из 20 лучших музеев в России. В настоящее время, в нем собрана крупнейшая в мире коллекция змей. Мировую известность и признание экзотариум получил благодаря многочисленным случаям получения потомства от редчайших видов животных.

К интересным местам Тулы также  относятся: музей «Некрополь Демидовых» (основатели первого завода), Мемориальный музей Н.И. Белобородова (изобретатель хроматической гармоники), Дом-музей  В. В. Вересаева (писатель) и др.

Кремлевский сад, Белоусовский парк (один из красивейших в России), стадион со старейшим в Европе велотреком, памятники архитектуры добавляют свои черты в неповторимость Тулы.

В регионах также есть памятники  истории, ниже о некоторых.

Музей «Филимоновская игрушка» в г. Одоев. Основу экспозиции составляет филимоновская игрушка. Для общего представления об искусстве русской игрушки показаны в музее и другие, тоже народные. Это романовская, суджанская, хлудневская воронежская, кожлянская, скопинская и даже копии греческой игрушки 1400 – 1100 гг. до н. э. В музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы.

Богородицкий Дворец-музей  и парк. Расположен в 65 километрах к юго-востоку от Тулы. Это бывшее владение Екатерины II, которое после смерти императрицы унаследовал ее сын граф А.Г. Бобринский. Дворец (1774-1785 гг.) и расположенная поблизости Казанская церковь (1774-1778 гг.) заложены по проектам И.Е. Старова. Зеленую оправу дворцовому комплексу создал в 1780-х гг. видный деятель эпохи Просвещения А.Т. Болотов.

Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново». В родовом музее-усадьбе в деревне Дворяниново Заокского района можно узнать о биографии и жизнедеятельности Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833) - известного русского ученого, философа, писателя, энциклопедиста, одного из родоначальников русской агрономической науки. Усадьба принимает первоначальный вид эпохи великого ученого и агронома, на территории разбиты сады, природные парки, цветники, огороды и ягодники.

Музей контр-адмирала В.Ф. Руднева, Заокский район, д. Савино. Музей посвящен командиру легендарного крейсера «Варяг»  Всеволоду Федоровичу Рудневу (19.09.1855-7.07.1913 гг.), потомственному морскому офицеру, предки которого служили Отечеству  под Андреевским флагом более 200 лет. Музей находится неподалеку от могилы В.Ф. Руднева, на которой установлен памятник контр-адмиралу скульптора А.И. Чернопятова. Могила расположена у  южной стены церкви Казанской  иконы Божией Матери, которая отреставрирована и действует.

Многие фольклорно-песенные, театрализованные и литературные праздники  стали традиционными для тульского  региона: празднование годовщины исторической битвы на Куликовом поле, Тургеневское лето на Бежином лугу, праздники, посвященные В. А. Жуковскому, А. С. Хомякову, А. Т. Болотову (7). Возрождение исконно-русских традиций, таких как массовые народные гуляния в Ясной Поляне, Епифанская ярмарка в с. Епифань, фестиваль крапивы в с. Крапивна привлекают туристов не только из Тульской и соседних областей, но и гостей из дальнего зарубежья.

 

2.2.Туристко-экскурсионная  деятельность в Тульском регионе

По состоянию на 01.01.2011 г. на территории Тульской области действовали: около 300 туристических фирм, в том  числе 24 туроператора; 90 коллективных средства размещения, в т. ч. 15 здравниц санаторно-курортного типа (8).

Объем туристского потока в Тульской области (тыс. чел.)

                         2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г.

Общий объем туристского  потока в регионе, всего

из них:                              310 280 265 251.1

Объем экскурсантов 1100,5 1100 1048 986

Эти данные говорят о росте  туристического потока на территории региона.

Организациями сферы туризма  в 2010 году оказано платных услуг  населению:

Услуги                                                  2010 г. млн. руб. в % к 2009 г.

туристские                                    357,4                       86,3

гостиниц                                                355,7                       90,7

санаторно-оздоровительные        276,4                       107,2

Общее количество номеров  составило 3590, койко-мест — около 7980.

В санаторно-оздоровительном  комплексе круглогодично работали 30 организаций (81,1%), сезонно — 7 (18,9%). Для лечения и отдыха в санаторно-курортных  организациях было представлено 1807 номеров  на 4508 мест в месяц максимального  развертывания. Их услугами воспользовались  около 53 тысячи человек. Практически  все отдыхающие — россияне. Почти  три четверти лиц приехали с целью  получения лечения и профилактики заболеваний (71,7%), с целью организации  досуга и отдыха — 17,5%.

Организациями отдыха предложено 1154 номера на 3123 места. Ими было принято  на отдых около 17 тысяч человек.

По уровню комфортности номерного  фонда санаторно-оздоровительных  организаций почти две трети  составляли номера ниже второй категории  комфортности (1861 номер, или 62,9% номерного  фонда). Номера высшей категории составляли лишь 1,3% номерного фонда (38 номеров), первой категории — 24,6% (727 номеров) и номера второй категории комфортности — 11,3% (335 номеров).

Коллективные средства размещения общего назначения (гостиничного типа)

В 2010 году в Тульской области  функционировало 53 коллективных средства размещения общего назначения, из них 45 гостиниц, 3 пансионата, 1 мотель и  другие:  

                               КСР общего назначения в том числе:                                     

                                                                      гости-     мотели    пансио-     общежития             другие

                                                                      ницы                       наты     для приезжих        организации

 

Число организаций,

единиц                               53              45         1          3              1                 3

Число номеров (комнат), единиц 1792   1253               30            366            91               52

в том числе: 

высшей 

категории                          107            107

Число мест (коек) в месяц,

единиц                                           3472      2107            73           950              235              107

Число ночевок – всего, единиц   391637  278339      4810       78696              5395           24397

Коэффициент использования 

наличных мест                          0.31          0.36     0.18         0.23              0.06       0.64

В 2010 году деловые и профессиональные цели преследовали 29% всех граждан, посетивших Тульскую область, по 25% посетителей  прибыли с целью проведения отпуска, досуга, отдыха и образования и профессиональной подготовки. Продолжительность пребывания основной части граждан (79%) размещенных в гостиницах и аналогичных средствах коллективного размещения составляла в среднем 1–3 ночевки, от 4 до 14 дней в области проживали 14% приезжих граждан, от 15 до 28 дней — 4,7%.

В 2010 году среднесписочная  численность работающих в коллективных средствах размещения общего назначения составила 906 человек, из них 161 администратор, 20 менеджеров, 247 горничных, 95 работников общественного питания, 8 — среднего медицинского персонала. В среднем  одному работнику гостиничной сети приходилось обслуживать 140 посетителей. В организациях частной формы  собственности трудится 72% общей  численности работающих в коллективных средствах размещения общего назначения, в организациях государственной  и муниципальной формы собственности  — 16%.

Общая сумма доходов от предоставленных услуг в коллективных средствах размещения общего назначения составила в 2010 году 434,8 млн. рублей, что на 42,3 млн. рублей превысило затраты.

Услугами туристических  агентств для отдыха на территории области воспользовались более 16 тыс. чел. Большая часть туристов, посетивших Тульскую область в 2010 г. — туристы из различных регионов РФ: 9,6 тыс. чел. Доля однодневных туристов-экскурсантов, посетивших Тульскую область составляет 82,0%; туристов, отдыхавших более 1 дня – 14,1%; 3,7% - отдыхающие с лечением. Анализ географии приема туристов показывает, что в 2010 году Тульскую область посетили туристы из 22 регионов РФ и 12 стран мира. Регионами наиболее массового въезда традиционно являются Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Липецк,  Воронеж, Самара (8).

 

3.Конкурентные преимущества  туристической сферы Тульской  области

Тенденции развития туризма  в Тульской области совпадают  с общероссийскими – туризм превращается в самостоятельную отрасль экономики. Передовые страны и регионы в этой сфере деятельности получают большие прибыли, при этом, что особенно важно в рыночных отношениях, значительно снижают уровень безработицы, особенно сезонный. Значит, есть за что бороться. В Тульской области туризм динамично развивается. Ежегодно поток туристов увеличивается на 5 – 10% (8).

Важно отметить ряд очень  больших конкурентных преимуществ  Тульской области в развитии сферы  туризма:

-международная известность  таких брендов (Ясная Поляна, Лев  Толстой, тульское оружие, тульский  пряник, тульский самовар);

-внутрироссийская известность  таких брендов (Куликово поле, Тульский кремль, Поленово, поселения — Одоев, Епифань, Крапивна, Богородицк и т.д.);

-ландшафт и разнообразие  природных биокомплексов («Краинка», Велегож» и т.д.);

-близость к Москве  и Московской области с большим  населением и финансовыми возможностями;

-отличная инфраструктура  транспорта, связи, розничной торговли, поставок топлива и электричества;

-наличие трудовых ресурсов  высвобождаемых от нерентабельных  производств (имеется даже филиал  российской международной академии  туризма);

-положительная динамика  развития региона, наличие денежных  ресурсов у населения.

 

Заключение

Несмотря на ряд сложностей, можно сказать, что в Тульской области есть ряд конкурентных преимуществ, которые создают благоприятный  инвестиционный климат. Особенно этих преимуществ много в сфере  туризма. Этим надо обязательно воспользоваться. Тем более развитие туризма в свою очередь стимулирует воздействие на такие отрасли экономики, как  торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, телекоммуникации…

С целью усиления привлекательности  региона  необходимо уделить больше внимания на реставрацию культурных объектов региона и особенно зданий в историческом центре города. Следует  ускорить строительство новых гостиниц разной звёздности. Обязательно усилить  информационную политику туристскими  организациями и администрацией области.

 

Библиографический список

1.Доклад директора департамента  промышленности. Л.В. Смирнов., 29.12.10.

2.www/msp.ru

3.Концепция Стратегии  развития машиностроения Тульской  области до 2030г.

4.Паспорт региона Тульской  области.

5.Новости «Газпрома» 07.10.11г.

6.Стратегия социально-экономического  развития Тульской области до 2028г.

7.www.tula-forum.ru

8,www.dstm71.ru

9.Туристческие маршруты  и рекреационные ресурсы Тульской  области. Буклет.

10.Томина Ю.В. К вопросу о специализации региона на основе его конкурентных преимуществ.

11.Портер М. Конкуренция., пер. с анг., М. «Вильямс», 2006г.

12.www.newstula.ru

13.www.economytula.ru

14.www.tulatype.ru

 


Информация о работе Факторы и источники конкурентоспособности