Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 23:10, курсовая работа
Цель работы: изучить сущность, типы и основные модели экономического роста, а так же рассмотреть особенности экономического роста в РБ, проблемы и перспективы развития экономики страны.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить сущность экономического роста;
- изучить типы и факторы экономического роста;
- изучить основные модели экономического роста;
- рассмотреть проблемы экономического роста в Республике Беларусь и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ………….……...........…........5
1.1 Определение экономического роста………………..……...5
1.2 Модели экономического роста……….…………...….........8
1.3 Типы экономического роста…………………....................14
2. Факторы экономического роста ………………………..…17
3. Источники экономического роста……………………..….23
ГЛАВА 2 ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА….........25
ГЛАВА 3 ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………........…..........37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……..40
Беларусь |
100 |
25,5 |
17,4 |
3,9 |
9,1 |
3,5 |
40,5 |
Казахстан |
100 |
55,6 |
1,8 |
1,2 |
17,1 |
2,1 |
22,2 |
Россия |
100 |
39,1 |
3,4 |
3,9 |
26,7 |
3,3 |
23,6 |
Примечание – источник(7)
Республика Беларусь с точки зрения темпов роста экономики выглядит уверенно по сравнению с другими странами своего региона, являясь уверенным лидером по темпам роста ВВП в последнее пятилетие. Даже в кризисный 2009 года страна, в отличие от большинства развивающихся рынков, показала прирост реального ВВП на уровне 0,2%.
Основой роста ВВП в 2010 году стал во многом искусственный разогрев внутреннего спроса, особенно в последнем квартале (см. Таблицу 2.3)
Проанализировав таблицу, выяснилось, что в Беларуси в 2010 году больше всего вкладывают инвестиции в другие отрасли экономической деятельности, а менее всего в торговлю и ремонт автомобилей.
Таблица 2.3 Составляющие экономического роста Республики Беларусь
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 | |||||||
1 кв. |
2 кв. |
3кв |
4 кв. |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. | |||||
ВВП, % г/г |
8,6 |
10,2 |
0,2 |
7,6 |
1,1 |
-0,4 |
-0 ,8 |
1,0 |
4,0 |
8,9 |
6,7 |
10,3 |
Расходы на конечное потребление, в т.ч. |
7,0 |
9,1 |
0,0 |
6,1 |
2,9 |
-0,7 |
-1,7 |
0,0 |
2,5 |
8,0 |
5,0 |
8,1 |
домашних хозяйств |
7,1 |
9,1 |
0,1 |
5,9 |
2,9 |
-0,6 |
-1,6 |
0,1 |
2,6 |
7,9 |
4,8 |
8,2 |
Валовое накопление |
5,6 |
10,3 |
-1,2 |
6,5 |
3,4 |
2,6 |
-2,7 |
-6,7 |
-1,8 |
4,4 |
8,9 |
12,7 |
Внутренний спрос |
12,6 |
19,5 |
-1,2 |
12,6 |
6,3 |
1,9 |
-4,4 |
-6,7 |
0,9 |
12,4 |
13,9 |
20,8 |
Чистый экспорт товаров и услуг |
-1,5 |
-9,4 |
2,1 |
-4,0 |
-6,4 |
-2,8 |
4,6 |
10,4 |
3,6 |
-2,7 |
-7,5 |
-7,4 |
Статистические расхождения |
-2,5 |
0,2 |
-0,7 |
-1,1 |
1,1 |
0,5 |
-1,1 |
-2,7 |
-0,5 |
-0,8 |
0,3 |
-3,1 |
Примечание – источник(8)
Экономический рост в январе-апреле 2012 г. обеспечен в условиях улучшения макроэкономических параметров внешней и внутренней сбалансированности экономики - существенного замедления инфляционных процессов и устойчивого наращивания положительного сальдо внешней торговли (январь т.г. - 373,6 млн. долларов, февраль – 435 млн., март - 557,7 млн.).
Улучшение экономической ситуации в стране нашло отражение в изменении международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s прогноза долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Республики Беларусь с «негативного» на «стабильный».
Международный валютный фонд (МВФ) также улучшил прогноз экономического роста Беларуси в 2012 г., который по оценке фонда сложится в пределах 3%.
В январе-апреле 2012 г. валовой внутренний продукт увеличился в сопоставимых ценах на 2,9% (по прогнозу на 2012 г. – рост на 5-5,5%).
Прирост ВВП 2,9% обеспечен к периоду максимального роста данного показателя в прошлом году (апрель-май).
Объемы и удельный
вес ВРП областей и г. Минска в ВВП
в январе-октябре 2012 г.
(в текущих ценах)
Рисунок 3 - Объемы и удельный вес ВРП областей и г. Минска в ВВП в январе октябре 2012 г. (в текущих ценах)
Примечание – источник(10)
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Рассмотренные модели экономического роста устанавливают причинно-следственные зависимости между различными факторами, влияющими на динамику развития страны. Модель экономического роста является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития:
- теоретические модели экономического роста;
- национальная модель экономического роста;
- общие закономерности функционирования экономики;
- национальные факторы развития.
В качестве указанных факторов могут выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны.[11]
Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйство, а также исчерпанием возможностей для экстенсивного развития.
После обретения страной самостоятельности в условиях кризиса на государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция области функционирования рынка.[16]
В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей привела к снижению средних издержек и установлению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импорто-замещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверия населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. [15 с.254]
На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импорто-замещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной науко-емкость структуры национальной экономики. Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.
В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения.[12]
Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высоко качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество. Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления.
Составная часть национальной модели экономического роста - промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются:
· Рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;
· развитие наукоёмких отраслей с высокими технологиями;
· расширение производства конкурентно способной продукции;
· обеспечение занятости населения.
Реализация промышленной политики предполагает совершенствование государственного регулирования экономики путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры).
Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций.[13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс экономического роста сопровождается целым рядом количественных и качественных изменений в обществе, среди которых в первую очередь необходимо выделить структурную трансформацию экономики.
Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.