Федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении сущности федеративного государства.
В задачи исследования данной темы входит:
― Рассмотреть особенности российского федерализма;
― Определить сущность федеративных отношений в России;
―Выявить наиболее существенные проблемы реформирования федеративных отношений в России;
―Изучить особенности бюджетной системы Российской Федерации;
―Раскрыть основные направления развития современной бюджетной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ………………………………………………………....5
1.1. Понятие, сущность и принципы образования федеративного государства……………………………………………………..5
1.2. Федеративное устройство Российской Федерации…………13
1.3. Понятие, сущность и принципы бюджетной системы РФ….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ………………21
2.1. Направления развития современной бюджетной системы….………..…………………………………………...21
2.2. Анализ средств бюджета как основного звена бюджетной системы РФ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....35

Файлы: 1 файл

Федеративное государство и бюджетное устройство.docx

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2. Динамика по статьям дохода федерального бюджета на 1.10.2012-1.10.2013

Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2013 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .

Налоги и взносы на социальные нужды.  Из данных приложения 6, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2012 году составил в размере 435,79 млрд.руб., в 2013 составил 496,36. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о заработной плате.

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2012 году, в 2013 году составила 25,64%. В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2013 году составил 1,15%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 –1029,76. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2012 год составили в сумме 36,57 млрд. руб., на 2013 39,5 млрд. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На 2012 год поступления составили в сумме 32,24 млрд. руб., на 2013 год 34,49 млрд. руб..

Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела в 2008 году составила 291,61 млрд. руб., а в  2013 году на 5,39 млрд. руб. больше.

Прочие доходы. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – я объединила их в группу - прочие доходы. А разница между указанными разделами и  всего доходов, вписала в этот раздел, а также возможные изменения, которые не были разнесены по всем разделам доходов федерального бюджета. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.(Структура доходов федерального бюджета на 1.10.2013 отражена в Приложении 4).

Перейдем ко второй части федерального бюджета – расходы.

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее. (Приложение 5)

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2012 году доля расходования этих средств составила 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в 2013 он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. . Межбюджетные трансферты в относительном выражении представлены в таблице 3.

Рисунок 3. Межбюджетные трансферты в относительном выражении

Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными.(Приложение 6)

Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

Что характерно следующих 4-х подразделов,  то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым, сокращая долю участия в финансировании.

Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% в 2012 г. от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов  и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная экономика занимает третье место в  распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2013 он увеличился  до 789,62 млрд. руб.

К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики. Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура расходов федерального бюджета на 1.10.2013

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2012 году составил 4,68 %.  В динамике этот показатель падает,  к 2013 году  он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета.

Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела зависит способность населения страны участвовать во всех сферах производства,  т.е.  с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

В 2012 году объем расходов по данному разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2013 году произошло увеличение на 15,8%.

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают:

1. культура, кинематография  и СМИ;

2. жилищно-коммунальное хозяйство;

3. охрана окружающей среды.

Проанализировав данные таблицы доходов и расходов можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

 

 

 

Приложения

Приложение 1.

Схема построения бюджетной системы Российской Федерации

 

Приложение 2

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета

Профицит, дефицит консолидированного бюджета

2009 год

2010 год

2011

год

2012

год

2013

год

млн. руб. (до 2000 г. – млрд. руб)

173815

760232

1758992

2250584

1989684

в процентах к ВВП

1.3

4.5

8.1

8.4

6.0

 

  • Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2013

 

 

Приложение 3

Доходы федерального бюджета на 1.10.2012-1.10.2013

Доходы федерального бюджета

1.10.2012 г

1.10.2013 г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%

583,76

7,82%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%

496,36

6,65%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%

39,50

0,53%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

32,24

0,49%

34,49

0,46%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%

297,00

3,98%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%

718,20

9,62%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%


 

 

Приложение 4

Структура доходов федерального бюджета на 1.10.2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Расходы федерального бюджета на 1.10.2012-1.10.2013

Расходы федерального бюджета

1.10.2012г

1.10.2013г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

828,78

12,61%

899,84

12,08%

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

509,10

7,75%

566,74

7,61%

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

521,84

7,94%

642,61

8,62%

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

702,32

10,69%

789,62

10,60%

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

54,56

0,83%

56,29

0,76%

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

9,33

0,14%

10,21

0,14%

ОБРАЗОВАНИЕ 

307,20

4,68%

313,64

4,21%

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

83,81

1,28%

73,01

0,98%

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

211,69

3,22%

245,22

3,29%

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

270,86

4,12%

342,67

4,60%

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2281,56

34,73%

2423,12

32,52%

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

0,00

0,00%

186,30

2,50%

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

789,25

12,01%

901,88

12,10%

ВСЕГО

6570,30

100,00%

7451,15

100,00%

Информация о работе Федеративное государство