Феномен «Дикого Запада» в истории американской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

Помимо феномена «рыночной экономики», в жизни американцев происходили и другие перемены: расширение освоенной территории, усовершенствование транспортной системы, расцвет мануфактур, волны иммиграции и вспышка урбанизации; все они случились примерно в одно время и внесли свою лепту в создание нового порядка.
Целью моей работы является раскрытие феномена «Дикий запад» и его отражения на экономике США.

Содержание работы

Введение
Великое переселение
Развитие Западных территорий с экономической точки зрения
Промышленная революция на «Диком Западе»
Отношения с индейцами и погоня за длинным долларом
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Феномен «Дикого Запада» в истории американской экономики.docx

— 34.48 Кб (Скачать файл)

Высокий спрос на рабочую  силу обусловил ее высокую стоимость, что диктовало необходимость  замены этого дорогого компонента издержек производства более дешевой машиной. Дороговизна рабочей силы стимулировала  изобретательство, ввоз из других стран  машин и оборудования. Технические  предпосылки возникновения фабричной  промышленности в США были в основном созданы промышленным переворотом  в Англии. Вместе с тем в самой  стране появилось много новых  изобретений, чему в немалой степени  способствовала система поощрения. Уже в 1790 г. был издан Закон  о патентах, дававший изобретателям 14-летнюю монополию на использование  своих изобретений.

Быстрое заселение Запада вызвало расширение американского  рынка и рост промышленности на Востоке, а позднее и в центральных  районах. На начальном этапе промышленного  переворота  активно развивалось  хлопчатобумажное производство. Главным  рынком сбыта хлопчатобумажных тканей становился  Запад. В 1860 г. по уровню развития текстильной промышленности США занимали уже третье место  в мире. Наряду с текстильным производством  промышленный переворот охватил  пищевую промышленность (прежде всего  мукомольную, которая по стоимости  продукции превосходила хлопчатобумажную), а также отрасли, производящие товары широкого потребления: обувную, швейную, кожевенную. В этих отраслях появился ряд технических усовершенствований, значительно повысивших производительность труда и качество выпускаемых  изделий; среди них – изобретение  швейной машины (1841), машины для изготовления обуви (1846), давших толчок для становления  новых отраслей машиностроения.

Промышленный переворот  вызвал развитие речного транспорта, строительство каналов, интенсивное  сооружение железных дорог. Одним из главных движущих факторов радикальных  изменений в этих сферах была экспансия  на Запад и его быстрое хозяйственное  освоение. Фермерское заселение Запада и вовлечение в хозяйственный  оборот его огромных природных богатств (угля, железных руд, нефти, леса, меди) актуализировало проблему ускоренного  строительства трансконтинентальных железных дорог. Железнодорожное строительство  предъявило спрос на продукцию тяжелой  промышленности, прежде всего сталелитейной. Первая железнодорожная линия была проложена между Балтимором и  Огайо в 1828–1830 гг. До начала 40-х годов  железные дороги рассматривались как  вспомогательные пути сообщения  к каналам. В 40–60-е годы железнодорожное  строительство вступило в полосу бурного развития. Компании, занимавшиеся сооружением железных дорог, получали от государства бесплатно землю, лес, строительные материалы, огромные денежные субсидии. Предпринимательство  в

Темпы железнодорожного строительства  в США были самыми высокими в мире. За 1840–1860 гг. протяженность железнодорожных  линий увеличилась более чем  в 10 раз (с 4535 до 49 000 км), составив примерно половину мировой железнодорожной  сети. К 1861 г. Атлантическое побережье  было связано железными дорогами с западной системой рек и озер. По общей протяженности внутренних коммуникаций, обслуживаемых паровым  транспортом, США в этот период превзошли  Англию.

В результате коренных преобразований транспортной системы страны в орбиту капиталистического предпринимательства, втягивались все новые и новые  территории. «Революция» на транспорте стимулировала рост производства в  металлургической, угольной, машиностроительной, судостроительной, лесной промышленности. Одной из особенностей железнодорожного транспорта в США являлось использование  дров в качестве топлива для паровозов  вплоть до 1860 г.

Промышленный переворот  в основном завершился в 1860 г. в наиболее развитых северо-восточных штатах, на которые приходилось 67,3% стоимости  промышленного производства страны. В зоне колонизации промышленное развитие также приняло формы, у  которых не было аналогов в Западной Европе. На эти территории капиталистические  отношения привносились из Западной Европы и уже заселенных районов  США.  Поэтому мелкое, в том  числе домашнее, производство, стихийно возникшее на западе США, предприятия  с ручным трудом, создававшиеся в  первой половине XIX в., быстро механизировались. В самых молодых штатах, где  промышленность только зарождалась, даже мелкие мастерские с несколькими  рабочими нередко имели паровой  двигатель. Основание городов на Западе часто предшествовало систематической  колонизации.

Таким образом, на новых заселяемых землях мануфактурная стадия в развитии промышленности сокращалась или  устранялась вовсе. Традиционные стадии капиталистической эволюции проявлялись  в этом регионе в еще более  урезанном виде, чем на Северо-Востоке, где мануфактурный период был  значительно короче западноевропейского. Кроме того, углублявшееся территориальное  разделение труда обусловливало  специализацию Запада главным образом  на переработке пищевых продуктов, лесоматериалов, изготовлении сельскохозяйственной техники. Завершение промышленного  переворота на Северо-Востоке стало исходным пунктом, предпосылкой и фундаментом для индустриализации западных и южных штатов в последующий период.

 

 

Промышленная  революция на «Диком Западе»

 

Промышленный переворот  на Западе США требует отдельного внимания. Так некоторые историки задаются вопросом: а была ли здесь  вообще промышленная революция? Российские историки А.В. Ефимов2 и Н.Н. Болховитинов3 убедительно доказали, что к 1860-м годам она в основном уже завершилась на Северо-Востоке страны. На Юге тогда господствовало плантационное рабство, а значительную часть Запада еще предстояло освоить. Учитывая это, А.В. Ефимов и некоторые другие исследователи полагали, что промышленная революция продолжалась в стране и после Гражданской войны. По мнению Н.Н. Болховитинова, в США в последней трети XIX в. имела место индустриализация, предпосылкой которой был промышленный переворот на Северо-Востоке. При очевидной разнице двух подходов (индустриализация не идентична промышленному перевороту и начинается после него) не выясненным остался вопрос о путях и формах промышленного развития Запада и Юга США. 

На новых землях Запада картина была крайне разительной: бескрайние прерии и чащи девственных лесов  перерезали железные дороги, то тут, то там слышался шум лесопилки, паровой  мельницы или механической мастерской. На пустых местах в считанные месяцы вырастали благоустроенные поселки, строились города, заводы, шахты. Тысячи иммигрантов и переселенцев из старых штатов устремлялись сюда на работу. Обратившись  к промышленной статистике, мы увидим на Западе США стремительные, "стартовые" темпы роста индустрии и занятого в ней населения. Казалось бы, это  брала разбег еще одна промышленная революция - общеизвестны те перемены, которые она внесла в застойную  экономику и весь уклад жизни  мануфактурного периода в европейских  странах. Но если неукоснительно придерживаться научных терминов, мы поймем, что  никакой промышленной революции, сопоставимой с европейской или северо-восточных штатов, Западе США  (как и на Юге) в действительности не было - ни до, ни после Гражданской войны.

Подход к этому вопросу  состоит в разграничении и  типизации некоторых понятий. Промышленный переворот как одно из крупнейших событий всемирно-исторического  значения органически связан с переходом  капитализма из мануфактурной стадии в фабричную и поэтому не может  прилагаться в качестве понятия  к любым проявлениям машинизации  производства или к индустриализации в широком ее смысле. Американские исторки Ф. Бейтман и Т. Вейс полагают, что, поскольку на Запад индустриализация пришла с Востока, оба региона составили единую систему, отличавшуюся от плантаторского Юга, и на Западе в последние десятилетия XIX в. также произошел промышленный переворот. В то же время они говорят и о значительном сходстве промышленности Запада и Юга в количественном и структурном отношении. При таком подходе затушевывается принципиальное отличие путей индустриального капитализма во всех трех регионах.

Специфика "западной" модели заключается, на наш взгляд, в том, что штаты, расположенные к западу от тринадцати первоначальных, были заселены на протяжении XIX в., т.е. тогда, когда  в странах Европы и на Северо-Востоке  США развивалась фабричная система, а мелкое производство становилось  на машинно-механическую основу. Чем  позже образовался новый штат, тем скорее появлялось в нем машинное производство, а стадия применения ручного труда практически отсутствовала, поскольку мастерские и мануфактуры  приобретали характерную для XIX в. механизированную форму.

Н.Н. Болховитинов вполне справедливо  полагает, что в конце XVIII - первой половине XIX в. на американских мануфактурах все больше применялись машины и  механизмы, но придерживается той точки  зрения, что "подвижная граница" на Западе задержала переход от мануфактуры  к фабрике на многие десятилетия. По мнению А.В. Ефимова, колонизуемые земли  Запада какое-то время представляли собой как бы резервацию отсталых форм производства и поэтому там  создалась основа для промышленного  переворота.

Разумеется, пионерам освоения Запада приходилось создавать прямо  на целине примитивные промышленные заведения - мастерские, мельницы, кузницы  и т.п. Возрождались, хотя и на короткое время, домашние промыслы. Но уже в 1850-е  годы в некоторых пограничных  штатах "домашняя промышленность" практически отсутствовала. Вначале  на Западе, как и на Юге, развивались  в основном те производства, которые  требовали элементарной механизации - в первую очередь это лесопилки  и мукомольные мельницы. Но их, как  известно, нельзя идентифицировать ни с "классической" мануфактурой, ни с ремеслом. Выполнение простых операций с помощью механизмов, работавших от мельниц, не представляло собой и  промышленного переворота, так как  здесь не происходило замены ремесленного инструмента рабочей машиной.

Что касается заведений с  ручным трудом, то они сохранялись  в ряде отраслей не только на Западе, но и на Северо-Востоке. Обувные, кожевенные, швейные, шляпные мастерские в середине XIX в. были на пути к механизации. Во второй половине XIX столетия на промышленную основу было поставлено консервирование  и переработка пищевых продуктов. Тяжелый ручной труд в горной промышленности был механизирован, но далеко не полностью  и лишь к концу века - при помощи парового двигателя, врубовой машины и  экскаватора. Правда, в сельской местности  еще долго сохранялось старинное  ремесло кузнеца, но в XIX в. из ремесленника - изготовителя орудий и инструментов - он превратился в мастера по их ремонту.

Текстильная, в частности  хлопчатобумажная, промышленность в  западных штатах была незначительной и даже меньшей по объему, чем  на Юге. Не развивалась она и во второй половине XIX в. Перед Гражданской  войной ее представляли мелкие заведения, где вырабатывалась в основном пряжа. Уже в 1810-1820 гг. готовые ткани поступали  на западный рынок с фабрик Новой  Англии. Зато к 1860 г. Запад завоевал первенство в изготовлении сельскохозяйственной техники, особенно плугов, косилок, жаток  и культиваторов.

Запад быстро обогнал Юг по общему объему производства в металлургии  и машиностроении (эта промышленность сконцентрировалась в долине р. Огайо  и близ Великих озер). В 1860 г. Западные штаты были на втором месте после  среднеатлантических по выпуску  рельсов (третье место занимала Новая  Англия, последнее -Юг). По использованию  в металлургии паровых машин  Запад занял первое место, причем перед Гражданской войной там  развивалась коксовая металлургия.

Так как большая часть  территории Запада начала осваиваться  после 1840-х годов, ремесленно-мануфактурный  период там практически вообще отсутствовал как стадия, предшествовавшая фабричному производству.

Американский Запад был  не только колонизуемой землей, но и  обширным рынком сбыта для промышленных изделий, поступавших с Северо-Востока  благодаря интенсивному росту транспортной, в первую очередь железнодорожной  сети. В связи с этим вытеснение незначительной домашней и мелкой сельской промышленности, появившейся в первой половине XIX в. на колонизуемой части  Запада, продукцией заводов и фабрик следует рассматривать в контексте  промышленной революции на Северо-Востоке  и дальнейшей индустриализации страны.

Указанные выше особенности  промышленного развития Запада в XIX в. никак не могут рисовать нам  картины промышленного переворота в этом регионе ни до, ни после  Гражданской войны. Но главное, что  хотелось бы подчеркнуть, так это  то, что такие темпы механизации  промышленности на новых землях практически  не оставляли времени для развертывания  капиталистического производства на базе ручного труда. В большинстве  штатов Запада, даже основанных после 1850 г., отношение общего числа двигателей (водяных и паровых) к числу  предприятий очень быстро повышалось до уровня индустриальных штатов.

Согласно исследованиям  западные штаты не отставали от северо-восточных  по внедрению машин. В середине XIX в. это было заметно по паровым  двигателям, а в конце столетия - по появлению в промышленности электромоторов и двигателей внутреннего  сгорания.

 Внешние черты сходства  промышленности Запада и Юга  США, определявшиеся их хозяйственной  специализацией и экономической  конъюнктурой, не заслоняют принципиальную  разницу самих основ ее развития  в каждом из этих регионов. Так, южные штаты до Гражданской  войны опирались главным образом  на собственные трудовые ресурсы,  включая рабов. На свободном  Западе промышленное население  было более многочисленным, поскольку  туда шел большой поток иммигрантов  и переселенцев из индустриальных  штатов, из них в основном и  формировался рабочий класс на  колонизуемой земле. На Западе  США, во всяком случае, на начальном  этапе колонизации, важнейшим  фактором появления рабочего  класса стал сам переселенческий  процесс, а не воздействие крупной  индустрии на местное население,  как во время промышленного  переворота на Северо-Востоке.

В чем основная, фундаментальная  причина столь быстрого экономического развития свободных штатов Запада, что уже при жизни одного поколения  удавалось, начав, как говориться, с  нуля, пройти весь путь до появления  предприятий фабричного типа? Этого  не происходило не только на Юге, но и на Северо-Востоке с его мануфактурным  периодом и промышленным переворотом. На наш взгляд, столь сильное ускорение  определялось прежде всего тем, что  свободные земли стали заселяться в основном уже в XIX в., на более  высокой ступени капиталистического развития, чем в мануфактурный  период. Если приатлантические колонии  заселялись в XVII-XVIII вв. из одного источника - иммиграции, то на Запад устремились  как иммигранты, так и переселенцы из "внутренней метрополии", т.е. из первоначальных штатов. Целинная земля стала объектом двойной экспансии, и при этом без каких-либо отживших укладов, тормозящих и деформирующих свободное развитие капитализма. Отсюда и отсутствие там промышленной революции как формы возникновения машинного производства, которая не мыслится без борьбы нового со старым, без широкого соревнования механического и ручного труда.

Информация о работе Феномен «Дикого Запада» в истории американской экономики