Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 16:20, контрольная работа
Коррупция в сфере образования - беда общемировая, и, к сожалению, -явление не новое. Она существовала и раньше, правда, не в таких масштабах и не так открыто. В переводе с латинского термин "corruptio" означает "подкуп", поэтому чаще всего под коррупцией понимается "подкупаемость и продажность государственных должностных лиц" и общественно-политических деятелей. Международное право относит к субъектам коррупционных правонарушений лиц, занимающих общественные должности и оказывающие социальные услуги населению и в государственном, и в частном секторах - это должностные лица так называемой публичной службы (public service), куда включаются и работники сферы образования.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Контрольная работа по дисциплине :
«Исследование социально-экономических и политических процессов»
на тему:
«Феноменология коррупции в сфере образования в Российской Федерации»
Работу выполнила:
Студентка группы СГМУ4-1у
Саргсян Ануш
Научный руководитель:
к.н.доцент Родионова Марина Евгеньевна
МОСКВА 2013г
Коррупция в сфере образования - беда общемировая, и, к сожалению, -явление не новое. Она существовала и раньше, правда, не в таких масштабах и не так открыто. В переводе с латинского термин "corruptio" означает "подкуп", поэтому чаще всего под коррупцией понимается "подкупаемость и продажность государственных должностных лиц" и общественно-политических деятелей. Международное право относит к субъектам коррупционных правонарушений лиц, занимающих общественные должности и оказывающие социальные услуги населению и в государственном, и в частном секторах - это должностные лица так называемой публичной службы (public service), куда включаются и работники сферы образования.
Согласно данным опроса,
проведенного Всероссийским центром изучения
общественного мнения в период с 27 по 28
мая 20013 г., 29% опрошенных ответили, что давали
деньги и подарки работникам образования.
Для сравнения: 51% — работникам медицины,
31% — сотрудникам ГАИ. Таким образом, образование
входит в тройку наиболее подверженных
коррупции сфер.
В результате исследований,
было установлено, что количество выявленных
преступлений, связанных с фактами взяточничества,
злоупотреблениями, хищениями бюджетных
средств и иных уголовно-наказуемых деяний
в системе образования РФ, увеличилось
на 40%, было зарегистрировано 8,5 тыс. преступлений
ежегодно. К уголовной ответственности
были привлечены проректоры, помощники
ректора, около 20 заведующих кафедрами,
более 200 преподавателей и свыше 50 директоров
школ.
Высокий уровень коррупции
в нашем государстве приводит к тому, что
Россия год от года теряет свою инвестиционную
привлекательность. Если говорить предметно,
а именно о коррупции в сфере образования,
то мы наблюдаем ту же картину — коррупционность
образования (по большей части высшего)
приводит к снижению привлекательности
российских вузов для иностранных студентов.
Соответственно уменьшение количества
обучающихся в России студентов приводит
к понижению престижа российского высшего
образования. Поэтому вопрос коррупции
в образовании по значимости стоит в одном
ряду с такими проблемами как коррупция
в судебной системе, коррупция в системе
органов исполнительной власти.
Факторы возникновения коррупции
Коррупцию в системе образования
можно разделить на два уровня: низовой
и высший. Коррупция на низовом уровне
находит свои проявления непосредственно
в процессе обучения: прием в учебные заведения,
вступительные испытания, сдача промежуточных
и выпускных экзаменов и проч. Коррупция
на высшем уровне связана с системой аккредитации,
лицензирования учебных заведений и, главным
образом, с системой распределения бюджетных
средств на финансирование системы образования
(в частности, бюджетных средств, выделяемых
на издание учебной литературы). Существует
целый ряд причин существования и развития
коррупции на низовом уровне. В их числе
хотелось бы обратить внимание на следующие.
Во-первых, правовые проблемы,
касающиеся простой непродуманности и
недостаточной проработанности норм,
определяющих правовой статус основных
субъектов в сфере образования.
По данным
Департамента экономической безопасности
Министерства внутренних дел РФ только
в 2005 г. было выявлено более трех тысяч
преступлений, в том числе 849 —
по фактам получения и дачи взяток
в образовательных учреждениях.
Среди них — шестьдесят семь случаев,
когда ректоры, председатели приемных
комиссий и преподаватели были привлечены
к уголовной ответственности. Цифры
говорят сами за себя — из трех тысяч
преступлений лишь шестьдесят семь закончились
привлечением к уголовной ответственности.
Во-вторых, системные проблемы.
Система власти центрирует весь спектр
управления — и оценку квалификации и
количество вузов. Москва и Петербург
— это центры образования, которые замыкают
и будут замыкать на себе всю систему.
Вместо полицентрической системы управления
действует центрированная иерархическая.
Получение образования в провинции год
от года становится все менее престижным.
Востребованность вузов Москвы и Санкт-Петербурга
продолжает увеличиваться, что только
способствует различным проявлениям коррупции
(в виде дачи и получения взятки, протекционизма
и проч.).
Корпоративная политика самих вузов такова, что вузы не заинтересованы в универсализации образования.
Данная проблема
включает два элемента:
а) наличие искусственно поддерживаемого
информационного фантома элитарности
столичных вузов (иллюзия вывески);
б) развитые коррупционные взаимоотношения
администрации большинства элитарных
столичных вузов с высокопоставленным
чиновничеством федеральных и региональных
органов государственной власти: льготы
по поступлению и обучению для детей, родственников
и знакомых чиновников, завышенные гонорары
за участие в учебном процессе в обмен
на услуги по различным формам поддержки:
дополнительное бюджетное финансирование,
содействие в приеме выпускников на государственную
службу и службу в наиболее успешных коммерческих
организациях.
В негосударственных ВУЗах
отсутствует заинтересованность в повышении
качества уровня образования выпускников.
Отчисление студентов для таких ВУЗов
не выгодно, потому как не выгодно терять
деньги. Негосударственный ВУЗ должен
быть заинтересован в качестве уровня
образования выпускников. Решение — для
аккредитации ввести условие: соотношение
числа студентов, обучающихся, скажем,
на 4-м курсе, и числа выпускников. Если
разница окажется значительной, то надо
просто закрывать такие вузы.
Во многих учебных заведениях
отсутствует прозрачность данных о качестве
работы, нет эффективной системы общественного
контроля за процессом обучения. Слабо
работают профессиональные сообщества,
образование сегментировано, контроль
за стандартами ослабевает.
В настоящее время Министерство
образования и науки само задает стандарты
образования и само контролирует их соблюдение.
Необходимо создавать независимые экспертные
организации, осуществляющие контроль
за соблюдением образовательных стандартов
наравне с Министерством образования
и науки РФ.
Возможно
создание института делегирования
полномочий по лицензированию и аттестации
вузов государственным комиссиям, которые
будут создаваться из числа отбираемых
в случайном порядке из специалистов соответствующей
квалификации и профиля, включенных в
государственный реестр (например, кандидаты
и доктора наук, аттестованные ВАКом).
В ряде случаев создавать такие комиссии
с конкурсным привлечением зарубежных
экспертов, представителей профильных
общественных организаций и организаций
по защите прав потребителей.
Существует большой разрыв
между уровнем знаний выпускников школ
и требованиями, предъявляемыми ВУЗами
к абитуриентам. По этой причине поступить
в вуз становится не просто сложно, а практически
невозможно, поэтому выпускники школ и
их родители пытаются использовать не
только законные способы поступить в высшее
учебное заведение. Таким образом, нынешняя
система образования сама стимулирует
коррупцию. Министерство образования
и науки, издавая приказы о стандартах
образования, в которых и закладываются
принципы и основы образовательных программ,
должно учитывать и пытаться устранить
такой разрыв.
Необходимо развивать программу среднего специального образования: проводить мониторинг на выявление отраслей, где требуются специалисты среднего специального (профессионального) образования; руководство образовательного учреждения должно взаимодействовать с потенциальными работодателями своих выпускников. Так же необходимо расширить возможности для поступления выпускников СПО в вузы на старшие курсы.
Зачастую у обучающихся отсутствует какая-либо мотивация к учебе.
Студентам проще «купить экзамен», а не сдавать его самостоятельно.
Не развита
система саморегулирования. Существование
коррупции в вузах в
Само строение
образовательной системы, основанное
на качественной оценке, предопределяет
широкое распространение
Вариантом решения
многие называют формализацию знаний.
Однако обучение по такой системе
в наших условиях, с учетом культурно-исторических
традиций, —невозможно. Как известно,
в России проводится эксперимент с ЕГЭ
(единый государственный экзамен), направленный
на борьбу с коррупцией
Таким образом, около половины
опрошенных уверены в том, что проблему
коррупции в вузах при поступлении ЕГЭ
решить не поможет, изменится лишь получатель
взяток. По определенному перечню специальностей
для поступления в вуз сдачи ЕГЭ будет
недостаточно: законопроект предполагает,
что по определенному перечню специальностей
вузы смогут проводить дополнительные
испытания.
Негативным следствием ЕГЭ стало увеличение доли платного образования. Теперь финансируется обучение тех выпускников, кто покажет высокий балл при сдаче ЕГЭ, но никто не может гарантировать, что при определении «проходного балла» его значение не будет завышаться с целью снижения финансирования. Так что мы можем констатировать, что ЕГЭ не «панацея» в борьбе с коррупцией.
Коррупция в образовании на высшем уровне —это коррупция, в основном возникающая на стадиях аккредитации, лицензирования учебных заведений.
Механизм
аккредитации вузов несовершенен и
имеет ряд серьезных
Но если ВУЗ негосударственный,
то каждый его филиал должен иметь собственную
государственную аккредитацию. Отсюда
мы видим неравные условия государственных
и частных вузов создавать филиалы. Безусловно,
для большей прозрачности процесса аккредитации
филиалов, необходимо изменить содержание
ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» на следующую
формулировку: «Филиалы высших учебных
заведений проходят лицензирование, аттестацию
и государственную аккредитацию самостоятельно».
Вузовскую коррупцию подпитывает
система распределения государственных
заказов и грантов. В настоящее время распределение
госзаказов и грантов —это формы скрытого
хищения бюджетных средств. Как правило,
получение госзаказов и грантов связано
с перераспределением средств через приватные
структуры, липовые контракты, систему
откатов. Конкурсы, гранты объявляются
под уже давно «заказанные» темы. В условиях
содержатся такие требования, соответствовать
которым заведомо может только один или
несколько поставщиков. В 2004 г. на закупки
товаров и услуг для государственных нужд
потратили более 800 млрд руб. При этом,
по данным Министерства экономического
развития и торговли РФ, на открытых конкурсах
было распределено 7,7% всех заказов и еще
10,1% —на закрытых конкурсах. В результате,
30% от общего числа закупок пришлось на
одного поставщика.
Очень часто на базе престижных
вузов создаются различные центры, бюро,
которые участвуют в конкурсах, пользуясь
престижем и брэндом этого ВУЗа, в результате
чего огромное количество бюджетных средств
«оседает» на счетах не самих ВУЗов, а
отдельных вузовских администраторов,
которые контролируют открытие и работу
этих центров. В ст. 62 Закона «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
или муниципальных нужд» указывается,
что «лица, виновные в нарушении законодательства
РФ и иных нормативно-правовых актов Российской
Федерации о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных или муниципальных
нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую,
административную, уголовную ответственность
в соответствии с законодательством РФ»,
но опять же норма неконкретна. Помимо
того, что рассмотренные нормы сформулированы
недостаточно точно и требуют конкретизации,
есть еще одна проблема —это отсутствие
адекватного развития данных норм в отраслевом
законодательстве об ответственности.
Вопросы аттестации научных и научно-педагогических
кадров, также связаны с возможностью
роста коррупционной сферы. Аттестация
научных и научно-педагогических кадров
возложена на Высшую аттестационную комиссию
(ВАК), которая является структурным подразделением
Министерства образования и науки Российской
Федерации. По ряду вопросов ВАК находится
в подчинении Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки.
Высшая аттестационная комиссия
создана в целях обеспечения единой государственной
политики в области государственной аттестации
научных и научно-педагогических кадров.
В ведении ВАК находятся такие вопросы
как присвоение ученых степеней и присуждение
ученых званий. Но окончательное решение
по данному вопросу принимает даже не
ВАК, а Федеральная служба по надзору в
сфере образования и науки. Служба рассматривает
вопросы присвоения ученых званий профессора
по специальности и профессора по кафедре,
доцента по специальности и доцента по
кафедре, присуждения ученых степеней
доктора и кандидата наук и выдает соответствующие
аттестаты и дипломы установленного образца,
а также рассматривает вопросы лишения
(восстановления) указанных ученых званий
и степеней. Таким образом, окончательное
решение (выдача соответствующего документа)
передано в руки чиновничьего аппарата,
а в условиях современной коррумпированности
чиновничьего аппарата это чревато многими
негативными последствиями.
Сегодня коррупция в наиболее крупных масштабах распространена в тех сферах, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования (на развитие вузовских программ, издание учебной литературы).
Сфера издания литературы
для учебных заведений является одной
из самых коррупционных. Средства, выделяемые
на эти цели из бюджета, распределяются
исключительно между аффилированными
Минобразованию издательствами. Литературы
на выделяемые бюджетные средства издается
гораздо меньше, чем это необходимо, и
«нестыковки» в объеме выпущенной продукции
и выделенных средствах покрываются такими
структурами за счет увеличения себестоимости
выпускаемой продукции. Однако любая экспертиза
показала бы полное несоответствие заявленной
цены низкому качеству изданной литературы.
Существует несколько вариантов
решения указанной проблемы:
Во-первых, отслеживание любой прямой
или косвенной заинтересованности чиновника
в распределении бюджетных средств какой-либо
определенной организации (исключение
родственной связи между чиновником и
работником издательства);
Во-вторых, выборочная экспертиза выпускаемой
литературы на предмет соответствия указанной
цены продукта его качеству;
Третий путь —ограничение срока приобретения
исключительных прав на издание;
Четвертый —совершенствование процедуры
открытых конкурсов на издание школьной
и профессиональной литературы за счет
бюджетных средств;
Пятый —возможное ограничение предельной
рентабельности изданий за счет средств
бюджета.
Морально-этические причины
Коррупция стала привычным явлением, можно
сказать неотъемлемой частью высшего
профессионального образования. Это связано,
прежде всего, с отсутствием эффективной
системы привлечения к ответственности.
По объективным причинам —трудная доказуемость
фактов дачи и получения взятки.
Ректорат предпочитает просто
уволить сотрудника, берущего взятки,
не обращаясь в правоохранительные органы.
Еще одна причина —недостаточно жесткие
санкции в части лишения права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Так, за получение
взятки ст. 290 УК РФ предусматривает штраф,
лишение свободы, лишение права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Максимальный
срок лишения права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью по основному составу преступления
—три года. Предлагается увеличить этот
срок до 5– лет.
По данным исследований,
проведенных Государственным университетом
—Высшей школой экономики, общая сумма
взяток в системе образования за год немногим
меньше 1 млрд долл. (26 млрд руб.). Три четверти
этой суммы составляют взятки, связанные
с высшим образованием. Суммарные «доходы»
взяточников от образования примерно
в 2 раза превышают дох ды России от экспорта
пшеницы, и в 3 раза —от экспорта автомобилей.
Масштабность вызвана тем, что брать и
давать взятки стало привычкой, нормой
жизни. Для того, что бы «напомнить» обществу,
что взяточничество и другие проявления
коррупции в образовании были и есть аморальными
деяниями, необходимо принять Кодекс этики
работников образования (Кодекс этики
преподавателей). Предлагается также ввести
для студентов, обучающихся на педагогических
специальностях давать клятву (аналогичную
клятве Гиппократа). Такая мера целесообразна,
потому как образование также как и здравоохранение
является основами формирования и развития
общества, здорового развития нации.
Информация о работе Феноменология коррупции в сфере образования в Российской Федерации