Финансирование социальных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:17, доклад

Описание работы

Важную роль в политике доходов играет финансирование социальных программ. Система поддержания уровня доходов граждан, как правило, состоит из двух видов программ. К первому виду относятся программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для этих целей, и соответствующие пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью.
Ко второму виду относятся программы государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим детей на своем иждивении.

Файлы: 1 файл

Финансирование социальных программ.docx

— 24.96 Кб (Скачать файл)

Важную роль в политике доходов играет финансирование социальных программ. Система поддержания уровня доходов граждан, как правило, состоит  из двух видов программ. К первому  виду относятся программы социального  страхования, которые частично возмещают  потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются  за счет налогов на заработную плату, резервируемых для этих целей, и  соответствующие пособия считаются  заработанным правом, а не государственной  благотворительностью.

Ко второму виду относятся  программы государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют  пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим  детей на своем иждивении. Эти  программы финансируются из общих  налоговых поступлений.

Составными частями государственного социального страхования в РФ являются государственные внебюджетные социальные фонды:

  • Фонд социального страхования,
  • Пенсионный фонд,
  • Государственный фонд занятости населения,
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионному страхованию  подлежат все работающие и, в ряде случаев, члены их семей. Страховые  взносы в Пенсионный фонд РФ в 1999 г.* уплачиваются работодателями в размере 28% от ФОТ; для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также большинства предпринимателей – в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 1% выплат, начисленных работнику.

Государственное социальное страхование является обязательным, но дополнительно к нему может  осуществляться добровольное социальное ________________________

* Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.» от 4 января 1999 г. № 1-ФЗ // Росс. газета. 1999. 6 января. 

страхование, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законодательством  РФ о страховании.

Государственное социальное страхование в случае временной  нетрудоспособности, беременности и  родов, рождения ребенка и других случаях осуществляется Фондом социального  страхования Российской Федерации. Страхованию подлежат все работающие. Страховые взносы уплачиваются в 1999 г. работодателями в размере 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Обязательное  медицинское страхование осуществляется Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и охватывает все население. За работающих в 1999 г. страховые взносы уплачивают работодатели в размере 3,6%, за неработающих граждан – исполнительные органы субъектов РФ в виде страховых платежей в установленных ими размерах.

Страхование на случай безработицы осуществляется Государственным фондом занятости населения РФ. Страхованию подлежит все трудоспособное население. Страховые взносы уплачиваются работодателями в 1999 г. в размере 1,5% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

В соответствии с программой социальных реформ на 1996– 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 222 от 26 февраля 1997 г.*, целью реформирования государственного социального страхования  является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам  государственные гарантии защиты от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка, работы, здоровья, а также более  эффективное использование страховых  средств. 

Реформирование  системы социальных выплат предусмотрено осуществлять по двум приоритетным направлениям:

• установление экономически обоснованных размеров социальных пособий  в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и

________________________

* Программа социальных реформ на период 1996–2000 гг. // Росс. газета. 1997. 12 марта.

размерами перечисленных  страховых взносов. Решение этой проблемы можно осуществить на основе персонифицированного учета страховых  взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности застрахованных лиц в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и  контроле за расходованием страховых средств;

• упорядочение требований к предоставлению социальных пособий  – при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка.

Основные направления  реформирования страховых платежей и взносов в государственном социальном страховании включают в себя:

• введение трехканальной  схемы поступления средств, в  соответствии с которой большая  часть нагрузки будет приходится на работодателя, а меньшая распределяться между работником и государством;

• постепенное расширение участия работников в уплате страховых  взносов, что позволит активизировать роль доходов населения в решении  важнейших социальных проблем;

• введение на случай временной  нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отраслевой дифференциации страховых взносов в зависимости  от отраслевых профессиональных рисков, перевод выплат нестрахового характера на бюджетное финансирование.

В постановлении Правительства  РФ «О программе пенсионной реформы  в Российской Федерации» № 463 от 20 мая 1998 г.* сформулированы основные направления развития концепции реформы пенсионного обеспечения, предусматривающие:

1) поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования;

2) осуществление индексации пенсий с учетом финансовых возможностей общества и недопущение в дальнейшем финансовой дестабилизации пенсионной системы;

3) введение системы персонифицированного учета застрахованных лиц, соответствующего требованиям условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизме финансирования пенсий;

4) конкретизация подходов к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов;

5) формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных счетов граждан;

6) осуществление в переходный период централизации функций учета государственного пенсионного страхования;

7) формирование Федеральной службы государственного пенсионного страхования, что позволит более эффективно выполнять функции государственного пенсионного обеспечения;

8) дальнейшее развитие добровольного пенсионного страхования (обеспечения), включая стимулирование пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности гарантий их сохранности;

9) создание условий для проведения гибкой государственной политики пенсионного обеспечения в отношении отдельных граждан.

В системе обязательного  медицинского страхования намечается постепенно повысить ставки страховых  взносов до уровня, обеспечивающего  полное финансирование гарантированного перечня медицинских услуг работающему  населению, а также завершить  переход к полному финансированию этих услуг неработающему населению  за счет взносов территориальных  бюджетов.

В системе страхования  по безработице предполагается осуществить  переход на бюджетные принципы финансирования всех выплат нестрахового характера.

В программе социальных реформ с целью совершенствования регулирования уровня доходов граждан предусмотрены следующие пути повышения эффективности использования финансовых средств:

 

 

 

________________________

Росс. газета. 1998. 26 мая.

 

  1. усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных минимальных стандартов, обеспечить приоритетное финансирование этих расходов и не допускать сокращения этих статей бюджетов;
  2. осуществить перераспределение государственной помощи в интересах наиболее нуждающихся граждан;
  3. расширить права органов власти субъектов Российской Федерации по установлению и финансированию льгот работникам социально-культурных учреждений и организаций;
  4. расширить участие населения в финансировании социальных услуг на основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии, выделяемые непосредственно нуждающимся гражданам;
  5. обеспечить поэтапное сокращение дотационности жилищно-коммунального хозяйства и частичное перераспределение высвобождающихся средств на адресную поддержку нуждающихся семей; перейти к финансированию программ строительства жилья в форме адресной финансовой поддержки малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  6. освободить государственные внебюджетные социальные фонды от выполнения несвойственных страхованию функций и выплат; корректировать тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды для приведения их доходной базы в соответствие с их реальными финансовыми обязательствами.

Финансовое обеспечение  политики доходов требует кардинального  улучшения системы социальной защиты населения, которая в последние  годы качественно изменилась. Приняты законодательные и другие нормативные акты, направленные на усиление государственной поддержки социально уязвимых групп населения: законы РФ «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Национальный план действий в интересах детей», «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года». Разрабатываются и внедряются целевые программы адресной помощи.

Меры по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты граждан, определенные в Программе социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 гг., включают в себя:

• при назначении и определении  размеров социальных пособий отказ  от использования в качестве нормы  минимального размера оплаты труда, учет среднедушевого совокупного семейного дохода, законодательное закрепление права на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи;

• совершенствование механизма  финансирования социальных выплат и  их защищенность в бюджетах всех уровней  с целью обеспечения полной и  своевременной выплаты социальных пособий;

• передача полномочий, связанных  с организацией и осуществлением социальных выплат, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления;

• предоставление целевых  трансфертов субъектам Российской Федерации в зависимости от исполнения ими конкретных планов по внедрению  местных систем предоставления пособий  на детей и социальных пособий;

• в дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным  на федеральном уровне, развитие и  совершенствование системы денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов  Российской Федерации, определяемой с  учетом среднедушевого дохода семьи, регионального  прожиточного минимума, экономических  возможностей и демографической  ситуации;

• введение новых дифференцированных подходов к реализации прав на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их материальной обеспеченности на основе разработки и утверждения государственных  стандартов социального обслуживания;

• поэтапное введение в  практику системы пособий нуждающимся.

В развитии системы социального  обслуживания акцент будет сделан на более активное привлечение средств граждан с тем, чтобы расширить спектр предоставляемых услуг, повысить их качество, более полно учитывать индивидуальные потребности человека.

 

 

 

Филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» в г. Елабуга

 

 

 

 

Доклад на тему:

« Финансирование социальных программ»

 

 

 

Работу выполнила стдентка 2 курса 172гр. Якупова И.Ф.

Работу проверил доцент Васильев В.Л.

 

 

Елабуга, 2013г.


Информация о работе Финансирование социальных программ