Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа
Петр стал царем в 1682г. в возрасте 10 лет, но регентом была старшая сестра Софья. Лишь в 1689г., после удаления Софьи в монастырь, Петр стал полноправным царем России. А в 1721г. – первый император Российской империи.
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".
Введение
Финансовая система на Руси с момента объединения Древнерусского государства.
Финансовая реформа Петра 1
2.1 Причины возникновения
2.2Налоговая политика
Налоговая политика Петра I
3.1 Налоговая политика в период с 1695 – 1715 гг.
3.2 Налоговая политика в период с 1715 – 1725 гг.
Заключение
Библиография
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Теория и история налогообложения
на тему: Финансовая и налоговая политика России при Петре Великом.
Иркутск - 2009
Оглавление
Оглавление
Введение
Финансовая система на Руси с момента объединения Древнерусского государства.
Финансовая реформа Петра 1
2.1 Причины возникновения
2.2Налоговая политика
Налоговая политика Петра I
3.1 Налоговая политика в период с 1695 – 1715 гг.
3.2 Налоговая политика в период с 1715 – 1725 гг.
Заключение
Библиография
Введение
Эпоха конца XVII – начала XVIII вв. – великая эпоха реформ и преобразований. В этот период на российском престоле был великий царь-реформатор Петр Алексеевич Романов – великий монарх Петр I (1672-1725 гг.).
Петр стал царем в 1682г. в возрасте 10 лет, но регентом была старшая сестра Софья. Лишь в 1689г., после удаления Софьи в монастырь, Петр стал полноправным царем России. А в 1721г. – первый император Российской империи.
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой". В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
Россия была отсталой страной, на века отставшей от Европы почти во всех областях. Городов в ней насчитывалось гораздо меньше, чем на Западе. Процветало крепостное право – число крепостных увеличивалось, а их человеческие права попирались. Россию миновали и Возрождение, и Реформация. Духовенство было невежественным, литературы почти не существовало, математика и другие науки игнорировались или презирались. В отличие от Западной Европы, где Ньютон недавно написал свои «Начала», где расцветали литература и философия, Россия была почти средневековой.
Итак, Петр получил в наследие целый комплекс начинаний в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Их принято называть предпосылками преобразований Петра. В эти преобразования Петр отдал весь свой незаурядный талант, темперамент, упорство одержимого, отвагу, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследие.
Петр многое сделал для России: развитие промышленности и торговли; рост городов и строительство первого русского флота; реорганизация на западный манер армии; реорганизация (частичная) православной церкви. Основание независящих от церкви школ, развитие науки, модернизация русского алфавита, появление первых газет. После успешных походов на Азов Петр обеспечил стране выход к Черному морю. Победа в войне со Швецией обеспечила России выход в Балтийское море, и русские территории пополнились новыми странами. Основание нового города Санкт-Петербурга, в последствии ставшего столицей России.
На эти и другие преобразования и нововведения незаурядного таланта, темперамента и других человеческих качеств мало. Нужна большая финансовая база. Чего до Петра не было. Петру предстояло провести реформы не только в политической, культурной и социальной сферах страны. Но нужна была реформация и налоговой политики государства.
Для начала раскроем, что такое налоговая политика. Налоговая политика – это система мероприятий проводимых органами власти и управления, определяющая целенаправленное применение налоговых законов[1].
Предметом исследования являются изменения в финансовой и налоговой политике при Петре I.
Цель курсовой работы: изменение в налоговой политике в период правления Петра I.
В своей курсовой работе я хотела бы рассмотреть финансовую и налоговую политику России при Петре Великом конца XVII - XVIII в.в.
Финансовая система на Руси с момента объединения Древнерусского государства.
Основным источником доходов княжеской казны была дань и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин. Пошлина" мыт "взималась за провоз товаров через городские заставы," гостиная "- за право иметь склады," вес "и" мера "- за взвешивание товаров," вира "представляла собой штраф за убийство," продажа "-штраф за прочие преступления.
В годы татаро - монгольского ига основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам и содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой. Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, и главным источником внутренних доходов стали пошлины.
В 1480 г. Иван III прекратил уплату" выхода "и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.
При Иване Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.
Испокон века таможенные и винные пошлины служили весьма доходным средством пополнения казны. В середине ХVII в. для торговых людей была установлена единая пошлина - 10 денег (5 копеек с рубля оборота).
Стройная система управления финансами в государстве Российском отсутствовала довольно долго, а существующая была весьма сложна и запутанна. Большинство прямых налогов поступало в Приказ большого прихода, местные налоги находились в ведении территориальных приказов, царские Земли облагал налогом Приказ большого дворца, городские промыслы и Приказ большой казны, церковные и монастырские Земли и Казенный патриарший приказ. Кроме того, сбором налогов и пошлин занимались Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы.
Несколько упростить эту систему попытался царь Алексей Михайлович. В 1655 г. был создан Счетный приказ, ведающий сбором податей. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг, что позволило довольно точно определить бюджет Российского государства на тот период.
В 1680 г. его доходы составляли 1 203 367 руб., за счет прямых налогов получено 529 482, 5 руб. (44 %), за счет косвенных - 641 394, 6 руб. (53, 3 %). Оставшиеся 2, 7 % Дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125 323 рубля. Теория налогообложения в те времена тоже отсутствовала, что нередко приводило к трагическим последствиям. Так, попытка поправить сложное финансовое положение государства за счет повышения косвенных налогов, в частности путем повышения в 1646 г. акциза на соль с 5 до 20 копеек за пуд, привела к народному недовольству и знаменитым соляным бунтам.
Финансовая реформа Петра 1
Преобразования Петра 1 начались на рубеже двух веков и продолжа-лись до его смерти в 1725 году, неожиданно прервавшей исполнение заду-манных им планов. В своей реформаторской деятельности Петр 1 опирал-ся на европейский опыт (Швеции, Германии, Франции, Голландии), но действовал, исходя из практических потребностей, не имея строгой систе-мы и программы преобразований. Реформы начались в армии в связи с войной за выход в Балтийское море (1700 год), за ними последовали другие.
Главной причиной, которая послужила проведению финансовой реформы, была нужда в денежных средствах для строительства флота, на создание и обустройства регулярной армии, на проведение масштабных реформ, на строительство каналов и городов, на содержание непомерно выросшего чиновного аппарата, на ведения Северной войны 1700-1721 годов. Например, военные расходы в 1702 и в 1703гг. составили в бюджете страны соответственно 76,5 и 76,9% , в 1705 г. – 95,9%, в последующие годы – от80 до 83%. Прежняя налоговая система не могла решить эти проблемы. 42-43стр. В целом Россия значительно отставала от уровня развития западноевропейских стран. Финансовая система уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введенная ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманными, в основном проводились насильственными методами, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но были недолговечны. Объяснялось это прежде всего стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу).
[править]
Финансовая реформа была проведена ещё до Петра I (1679-1681гг.), по которому плательщики были связаны круговой ответственностью за сбор налогов, а сам их сбор был возложен на выборных из числа горожан. В 1681 году была проведена неудачная попытка привлечь высшее московское купечество к ответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной послужило желание московского правительства поручить сбор городских налогов гостям и людям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор своим имуществом.
Указом 1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на право городов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) и оброчные деньги выборными земскими старостами, волостными судьями и целовальниками, состоявшими в земских избах, в обход воевод и приказных людей. Делалось это для того, чтобы воеводы и приказные люди не злоупотребляли своим положением и не занимались дополнительными сборами с городского населения. Однако городское население, согласившееся на введение новых учреждений, вынуждено было платить государству окладные сборы в двойном размере. В дальнейшем, увидев нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокими сборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявлена обязательной во всех городах.
Тогда же, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских бурмистров, а таможенных и кабацких верных голов – в таможенных и кабацких бурмистров. В Москве была учреждена Бурмистерская палата. С 17 ноября 1699 года она была переименована в Ратушу.
Ратуша состояла из выборных от московских купцов и была подчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистры всех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами и оброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых им таможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши были переведены все сборы, которые собирались с 1681 года.
Учреждение Ратуши значительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна потеряла главный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся её деятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты. Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая – прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы с городов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и поручения управления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе. Другие приказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя и продолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов стало получать из Ратуши.
Все эти преобразования, однако, не создали нового источника доходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сфере городского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступления прямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. Постепенно Ратуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий, оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых с каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения. Если раньше этим занимались воеводы и приказные люди, используя эти деньги в личных целях, то теперь ими стали земские бурмистры. Даже после введения прибыльщиков, которые должны были следить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.
[править]
Первая реформа приказов
Необходимость постоянного содержания регулярной армии и флота привела к реформированию в сфере приказов. Был учреждён Военный приказ, объединивший прежние Иноземский и Рейтарский приказ; Приказ артиллерии, Преображенский приказ, ведавший устройством Преображенского и Семёновского полков; Адмиралтейский приказ и Военно-морской приказ, ведавший иностранным персоналом русского флота. Это привело к некоторому увеличению государственной казны.
[править]
Денежная реформа
Памятная монета ЦБ РФ
В 1703-1706 годах за Ратушей стали появляться недоимки: это грозило существованию армии и флота. Чтобы как-то получить средства, необходимые для содержания армии и флота, Пётр I начал перечеканку монет. Однако простой перечеканкой иностранной монеты, которая появлялась в России от продажи иностранным государствам казённых товаров, решить проблему не удалось (хотя доход от этого составлял 86 000 рублей), поэтому Пётр ввёл новые монеты. До того времени в России были в ходу только копейки, равнявшиеся двум деньгам (1 деньга = 1/2 копейки[1]). Копейка при этом не считалась основной денежной единицей, а слово "копейка", бывшее лишь разговорным, не чеканилось на монетах. Отныне рубль стал равняться 100 копейкам или 200 деньгам. Пётр I ввёл разменную медную монету — денежки, полушки и полуполушки — и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки, трёхкопеечники, причём вес этих монет уменьшился. Все наличные деньги из приказов было велено доставить на Денежный двор, откуда деньги вернули приказам новыми монетами, добавив 10% - «по гривне на рубль». В результате проведенной реформы основной денежной единицей стала не деньга, а копейка, а её название впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях.
Информация о работе Финансовая и налоговая политика России при Петре Великом