Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 22:45, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.
Введение................................................................................................................3
1. Содержание финансовой политики и её типы………………………..............4
1.1.Содержание и значение финансовой политики....……...…………....4
1.2.Типы финансовой политики……..………………………….…...…….8
1.3.Составляющие финансовой политики..……………………….……10
2. Взаимосвязь финансовой политики с экономической политикой государства……………………………………………………………………….12
3. Финансовое регулирование и его способы…………………………………..16
3.1.Понятие финансового регулирования………………………………..16
3.2.Способы финансового регулирования……………………………….17
4. Основные направления финансовой политики на современном этапе…….22
Заключение..........................................................................................................26
Список использованных источников и литературы...
Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики». Данное определений не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.
По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».
Итак, совокупность государственных мероприятий по использования финансовых отношений для выполнения государством своих функции представляет собой финансовую политику. Существуют и другие определения финансовой политики:
Финансовая политика - это составляющая часть экономической политики государства, в которой конкретизируются главные направления развития хозяйства страны, т.е. финансовая политика определяет источники и направления использования финансовых ресурсов и разрабатывает финансовые методы, стимулирования и регулирования социальных, экономических, политических процессов.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов с последующим распределением и использованием их для выполнения функции государства.3
1.2 Типы финансовой политики.
Вместе с уровнем развития государства, меняется и его финансовая политика. Какой вариант финансовой политики используется государством на данный момент, определяется текущим этапом развития экономики и финансирования.
Финансовую политику можно условно разделить на четыре типа
1. Классическая схема финансовой политики
До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Согласно этой системе государство не вмешивается в экономику, сохраняется свободная конкуренция, рыночный механизм выполняет функцию регулятора процессов хозяйства. Эта схема финансовой политики сумела обеспечить государству сбалансированный бюджет. Ограничение налогообложения и расходов позволило повысить уровень экономики.
2. Регулирующая политика финансов
Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах осуществлялся в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств В основе этой системы финансовой политики стала теория английского ученого Дж. Кейнса и его учеников. Они предлагали регулировать естественный процесс экономики и вмешиваться в происходящие события с пользой для себя. Теперь цель финансовой политики стало трудоустроить все население страны и нормализировать оплату налогов. Основным методом такого вмешательства в экономику стали расходы государства, именно благодаря ним и появился спрос на дополнительную рабочую силу.
3. Неоконсерватизм и финансовая политика государства
В 70-е гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта теория существенно ограничила вмешательство страны в процессы экономики и социальную деятельность. Кроме занятости народа и экономики правительство стало уделять внимание обращению денежных средств, валютным показателям и перестройке государства.
4. Планово- директивная политика финансов
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. 4В основе теории лежит плановая система руководства, которая позволяет проследить за всеми процессами в стране. Задача этой системы сосредоточить в руках государства как можно больше финансовых средств, с целью распределения их по разным сферам экономики. Финансами в стране управляет министерство финансов.
Итак, можно подвести итоги. Финансовая политика государства выбирается в соответствии от сегодняшнего времени и ситуации в стране.5
1.3 . Составляющие финансовой политики.
Основные составляющие финансовой политики государства:
1 Бюджетная политика - деятельность государственных органов власти и управления, относительно формирования, выполнения и регулирования государственного бюджета страны в целях обеспечения социально-экономического развития и стратегических приоритетов государства. Бюджетная политика выражается в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использовании их на различные потребности государства (включая налоги и налоговые льготы, санкции, бюджетные стимулы в виде дотаций и субвенций), определении источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
2 Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере установления, правовой регламентации и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства. Формируя свою налоговую политику, государство путем увеличения или сокращения доли налоговых поступлений, изменения форм налогообложения и налоговых ставок, тарифов, освобождение от налогообложения отдельных отраслей производства, территорий, групп населения способствует росту или спаду хозяйственной активности, созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, условий для развития приоритетных отраслей экономики.
3 Денежно-кредитная политика
- комплекс действий и
4 Благодаря таможенной политике государство защищает свои интересы в сфере расширения или сокращения экспорта или импорта, применяя систему таможенных платежей или определенный таможенный режим. Таможенная политика может реализовываться в форме протекционизма (политики, направленной на защиту и стимулирование развития отечественной экономики) и свободной торговли (политики, направленной на отмену ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности) с использованием тарифных инструментов регулирования.
5 Долговая политика
предусматривает систему
6 Главное задание инвестиционной политики заключается в создании привлекательной инвестиционной среды для оживления инвестиционной деятельности и наращивания объемов инвестиций в национальную экономику. В случае активной инвестиционной политики, государство широко применяет все возможные прямые методы регулирования, и иногда само становится непосредственным инвестором. При реализации пассивной инвестиционной политики, максимальная свобода и самостоятельность объектов хозяйствования при формировании собственной инвестиционной политики, лимитируется государством через налоговую, амортизационную, денежно-кредитную политику, систему льгот и санкций, которые должны быть адекватными инвестиционной политике.
Кроме вышеперечисленных самостоятельных составляющих, финансовая политика объединяет определенные направления государственной деятельности в области страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др.
Финансовая политика в сфере финансового рынк, отражается в принятии законодательных и нормативно-правовых актов по финансовым вопросам деятельности участников рынка, регулировании выпуска и обращения финансовых активов, создании системы защиты прав у инвесторов и осуществлении финансового контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовых рынках.
Финансовая политика государства в области страхования заключается в законодательном и нормативно-правовом регулировании страховой деятельности, привлечении страхового рынка к решению важных финансовых вопросов социального страхования, создании целевых резервов для компенсации несостоятельности отдельных страховых компаний.
Финансовая политика в социальной сфере определяется государственным нормативно-правовым регулированием социального страхования, установлением и утверждением размеров страховых взносов, видов и размеров социальных выплат, обязательных требований к созданию страховых резервов, осуществлением финансового контроля за соблюдением законодательства и надзора за деятельностью государственных целевых фондов.6
2. Взаимосвязь финансовой политики с экономической политикой государства.
Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны, решаемых социально-экономических и иных задач. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является высокая роль государства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - высокие расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение и т.п.7
Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что общественный прогресс приводит к возрастанию степени воздействия политики на экономическую и духовную жизнь общества. Достигнутые масштабы хозяйственных комплексов, усложнение хозяйственных и региональных связей вызывают необходимость обеспечивать согласованное развитие всех отраслей народного хозяйства и регионов; все большее значение в этой связи приобретает государственное финансовое регулирование. В приоритетной финансовой политике нуждаются отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, научные исследования. Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в своих руках большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воздействовать на экономическую конъюнктуру.
В условиях возрастающего уровня развития производительных сил финансовые мероприятия во все большей степени направляются на социальные потребности, обеспечивая достижение более полного благосостояния всех членов общества.
Возможности активного воздействия финансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого научного обоснования. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт хозяйственного строительства доказывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике.