Финансовая система Германии и характеристика ее звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

ФРГ входит в число ведущих держав мира. Обладает значительным эк-им и научно-техн-им потенц-ом, занимает 3-е место, после США и Японии, по объёму промыш-го произв-а, явл-ся главным экспортёром тов-в и услуг. В последние годы Г значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню произв-ти труда в обрабатывающей промыш-ти, нац-го дох-а на душу населения ФРГ опережает США и др. ведущие страны мира.

Файлы: 1 файл

Госдолг ФРГ.docx

— 21.86 Кб (Скачать файл)

Финансовая система  Германии и характеристика ее звеньев. Бюджетное устройство и бюджетный  процесс в ФРГ. Государственный долг и тенденция развития.

 

 ФРГ входит в число  ведущих держав мира. Обладает  значительным эк-им и научно-техн-им потенц-ом, занимает 3-е место, после США и Японии, по объёму промыш-го произв-а, явл-ся главным экспортёром тов-в и услуг. В последние годы Г значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню произв-ти труда в обрабатывающей промыш-ти, нац-го дох-а на душу населения ФРГ опережает США и др. ведущие страны мира.

 

Финансовая система ФРГ  состоит из звеньев: федеральный  бюджет, бюджеты 16 земель, общин, спец-ые правительственные и внебюдж-ые фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), гос-ых пред-ий, органов соц-го страх-я, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на фин-ые округа. Связующим звеном между бюд-ом федерации и бюд-ми земель явл-ся высшие фин-ые дирекции( объединяют несколько фин-ых округов). Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

 

Бюджетное устройство, бюджетный процесс: Орг-ция и принципы построения бюд-ой системы представляют собой б-тное устройство страны. Бюджет (б-т) выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его стр-ра и бюдж-етный процесс соотв-ют федеративному хар-ру гос-го строя. В гос.б-т включаются доходы и расходы трех уровней административного упр-я - федерации (центральный б-т), земель (региональные б-ты), и общин (местные б-ты). Сводный (консол-ый) госб-т получается путем сложения дох-в и расх-в б-тов всех 3-х уровней за вычетом межб-тных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госб-т вкл-ся ср-ва фонда соц-го страх-я и соц-го обесп-я. Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный б-т (ФБ) утверж-ся бундестагом (парламентом). Состав-ие, утверж-е и исполн-е ФБ-а предусм-ет опред-е ожидаемых дох-в и расх-в в б-тном плане и ведение б-тного учета, фактическое отражение исполнения б-та.

 

Составление центрального б-та: министерства и ведомства направляют в Минфин предполагаемые сметы расх-в на след-ий год (за 9 месяцев). Минфин на основе прогнозируемых дох-в уточняет расходную часть б-та и передает проект б-та на утверж-ие федеральному прав-ву. Одобренный кабинетом министерств проект б-та направл-ся на утверж-е в законодат-ые органы. Сначала бюджет направляется в бундесрат (рассм-ся в течение 3-х недель). Из бундесрата законопроект о б-те направл-ся бундестаг. В случае внесения одной из палат парламента поправок в б-т, он возвращ-ся на повторное рассм-ие. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подпис-ся главой прав-ва и стан-ся законом. В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное прав-во формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить контроль за б-тами общин. Б-ты земель утверж-ся ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длит. период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать кр/ср-ые займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

 

^ Высшим контрольным органом  ФРГ в области гос.финансов явл-ся федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюд-та сост-ся Минфином и напр-ся в парламент и сч. палату. После закл-ия сч. палаты парламент утверждает закон об исполнении б-та. Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям эк-ой политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

 

Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов явл-ся рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами. Налоговая система ФРГ: К косвенным налогам ФРГ относят НДС, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и тамож-е пошлины. НДС занимает гл. место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране. НДС облагается конечный потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и услуг. Применяются две ставки НДС: общая (14%) и льготная (7%). В ФРГ развилась практика введения спец-ых платежей, кот-е предусматривают особую фин-ую ответст-ть плательщика за решение задач гос-го финансирования. Обязательным общегосударственным налогом явл-ся церковный налог. Забота о сохранении естественной среды обитания повлекла за собой введение "экологического налога", который, в сущности, является добавкой к поземельному налогу.

 

 Кроме налоговых поступлений  доходы центрального бюджета  складываются из прибыли от  экономической деятельности гос-ых предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно вкл-ся многомиллиардная прибыль ЦБ ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, дох-ы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий. Специальные правительственные фонды - важное звено фин-ой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

 

Система пенсионного обеспечения  Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней": 1- около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспр-ым сп-бом- охватывает обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. 2 и 3- уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

 

 В финн-ую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской эк-ки и др. целевые фонды.

 

Наряду с ростом государственной  задолженности увеличивается и  кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних  лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.

 

Рынок государственных ценных бумаг Г - четвертый крупнейший междунар-ый рынок правительственных обяз-в после США, Я. и Велик.

 

 Для финан-ия гос-го долга федеральное прав-во выпускает след. виды ц. б-г: облигации ФРГ; федеральные обл-ии; долговые сертификаты; федеральные кассовые обл-ии; сберегательные сертификаты; казначейские фин-вые обяз-ва; бес%ые казначейские сертификаты.

 

 Большая часть государственного  долга ФРГ размещена у банков , сберегательных касс и Фонда соц.страх-ия. Кредиторами прав-ва в выступает гос-ая кредитная система: государственные ипотечные и специальные банки, Бундесбанк.

 

 Суммарный гос. долг Г в 2008 г. достиг рекордного уровня(1,5 трлн евро).

2009- 1,715 триллиона евро

2010- 1,721 миллиарда евро

2011- 2,025 трлн евро

2012- 2,477

 

ПРОГНОЗ

В 2014 году, впервые за все  послевоенные десятилетия, Германия может  начать погашать свой госдолг. Об этом говорят расчеты Института мировой  экономики (IfW) в немецком городе Киль. «К концу 2014 года госдолг Германии предположительно составит 2156 млрд евро, что будет на 15 млрд меньше, чем в конце 2013 года», — рассказал Handelsblatt эксперт IfW Йенс Бойзен-Хогрефе.

 Согласно прогнозу  IfW, уже в этом году отношение немецкого госдолга к ВВП снизится почти на два пункта, до 79,8%. В 2014 году этот показатель опустится до 76,3% от ВВП. Для сравнения: в докризисном 2008 году он равнялся 66,8%. Ну а ниже установленной Маастрихтским договором верхней границы в 60% этот показатель Германия имела в последний раз в 2001 году. По словам министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле, ускоренное сокращение Германией своей долговой нагрузки является сигналом для европейских партнеров о необходимости осуществлять аналогичные меры.

 «После того как  в 2012 году Германия имела профицит бюджета в размере 4,2 млрд евро, в текущем году мы прогнозируем дефицит в 2,6 млрд евро», — указал аналитик IfW Бойзен-Хогрефе. Он считает, что в 2014 году финансовая политика государства снова примет ограничительный характер, причем не в последнюю очередь из-за ползучего роста налогов. Это обещает обеспечить профицит в 9,4 млрд евро. «Впрочем, при том условии, что осенние парламентские выборы в ФРГ не приведут к изменениям финансовой политики страны», — оговаривается аналитик.

 С этим мнением согласен  президент Bayerisches Finanzzentrum профессор Вольфганг Герке. «Сейчас Германия находится в благоприятном для снижения своей долговой нагрузки положении: экономика развивается сравнительно успешно, а занимать дополнительные средства Минфин страны имеет возможность почти под нулевой процент. В связи с этим ставится задача, чтобы к 2015 году ФРГ не нужно было бы вообще делать новых долгов, а последовательно погашать госбонды по мере истечения срока их действия», — отметил профессор в беседе с РБК daily. Впрочем, и он не преминул заметить, что предсказывать, какой будет финансово-политическая ситуация в 2015 году, «достаточно трудно».

 Германия среди других  стран ЕС в плане прагматичности  своей финансовой политики является  скорее исключением. Запланированные  Брюсселем темпы сокращения госдолга  в странах ЕС явно не выдерживаются.  Причина этого не только в  переживающих экономическую рецессию  проблемных странах юга Европы, но и в нехватке политической  воли при проведении реформ. Согласно  данным Европарламента, предписанные  ЕС условия сокращения бюджетного  дефицита не в полной мере  выполняют шесть из 17 стран зоны  евро: Бельгия, Испания, Кипр, Австрия,  Португалия и Словения. Сейчас  Брюссель ведет расследование  по поводу превышения дефицита  госбюджета в отношении 20 государств  ЕС, среди которых 12 стран —  членов зоны евро.


Информация о работе Финансовая система Германии и характеристика ее звеньев