Финансовая система Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Испания занимает привилегированное геостратегическое положение в рамках Европейского союза, которое открывает ей доступ к более чем 1200 миллионам потенциальных клиентов в регионе, охватывающем Европу, Ближний Восток и Африку. Благодаря прочным экономическим, историческим и культурным связям Испания является оптимальной платформой для ведения бизнеса с Латинской Америкой. Кроме того, Испания имеет современную экономику, основанную на знаниях, где сфера услуг представляет 66% от всей хозяйственной деятельности. Это центр инноваций, развитию которого способствует наличие молодого, высоко квалифицированного населения и конкурентоспособные цены.

Файлы: 1 файл

Финансовая система Испании.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Испания – одна из главных  экономических держав мира: это восьмая  крупнейшая по масштабам экономика  в мире, восьмая в мире по объему инвестиций за рубежом и девятая  среди получателей прямых иностранных  инвестиций. В последние годы динамика роста ее экономики превышала  среднеевропейский показатель (3,9 % в 2006 г. против 2,9% по ЕС-25 и 2,8 % в зоне евро).

Испания занимает привилегированное  геостратегическое положение в рамках Европейского союза, которое открывает ей доступ к более чем 1200 миллионам потенциальных клиентов в регионе, охватывающем Европу, Ближний Восток и Африку. Благодаря прочным экономическим, историческим и культурным связям Испания является оптимальной платформой для ведения бизнеса с Латинской Америкой. Кроме того, Испания имеет современную экономику, основанную на знаниях, где сфера услуг представляет 66% от всей хозяйственной деятельности. Это центр инноваций, развитию которого способствует наличие молодого, высоко квалифицированного населения и конкурентоспособные цены.

В данном разделе кратко описаны основные черты нашей  страны: ее население, политическая и  территориальная структура и ее экономика.

II. Финансовые  институты

Операторов испанской  финансовой системы можно классифицировать следующим образом:

• Центральный банк:

- Банк Испании

• Кредитные организации:

- Испанские и иностранные  банки.

- Сберегательные кассы.

- Кредитные кооперативы  - Сельские кассы.

• Другие кредитные организации:

- Финансово-кредитные организации  (по закону 3/94, который применяет Вторую директиву ЕС о банковской координации). Это кредитные организации, которые специализируются на таких видах деятельности, как финансовый лизинг, финансирование, ипотечное кредитование и др. и не могут принимать вклады от населения.

- Институт официального  кредита - ICO (действует как финансовое  агентство правительства и банк  развития).

• Инвестиционные институты:

-Коллективные инвестиционные  организации:

- Инвестиционные компании:

Инвестиции в ценные бумаги;

Инвестиции в недвижимость;

- Инвестиционные фонды:

Инвестиции в ценные бумаги;

Инвестиции в недвижимость;

- Активы денежного рынка:

Закладные листы;

Пенсионные планы и  фонды;

Прочие;

Общества и фонды венчурных  капиталов 
 
- Другие инвестиционные организации

• Брокеры:

- Рынок ценных бумаг:

- Общества и агентства  ценных бумаг

- Общие:

- Банки.

- Управляющие компании  и депозитные

организации

• Страховые и  перестраховочные компании и страховые  брокеры

Кредитные организации

Банки Испании, как  и вся финансовая система страны, сегодня претерпевают значительные изменения, связанные с экономическим  кризисом, разразившимся в 2008 году. На сегодняшний день Банковская система  Испании объединяет следующие виды кредитно-финансовых учреждений:

  • собственно банки Испании (Banco) – государственные и частные;
  • сберегательная касса (Caja de ahorros);
  • кредитный кооператив (Cooperativa de credito);
  • кредитно-финансовая компания (Establecimiento financiero de credito, EFC);
  • компании, осуществляющие оборот электронных денег.

Все эти учреждения объединяет одно: все они являются составными частями банковской системы  Испании и все они работают с деньгами. Однако каждый тип финансовых организаций имеет свои отличительные  особенности.

Банки Испании – финансовые учреждения, которые выполняют широкий ряд операций с деньгами и ценными бумагами, накапливают финансовые ресурсы в виде денег и ценных бумаг и оказывают финансовые услуги правительствам, юридическим лицам и физическим лицам. Обычно создаются с целью извлечения прибыли в форме акционерного общества.

Сберегательные кассы – на первый взгляд мало чем отличаются от банков Испании. Однако в отношении сберегательных касс действует иное законодательство. Сберегательные кассы в Испании создаются в виде некоммерческих обществ с ограниченной ответственностью. Основной их задачей является оказание услуг населению по накоплению сбережений и кредитованию.

Кредитные кооперативы – учреждения, созданные, в основном, для обслуживания финансовых потребностей своих членов, а также третьих лиц. Могут осуществлять весь круг операций, разрешенных им законодательством, отдавая приоритет обслуживанию своих членов. В любом случае, операции по обслуживанию третьих лиц не могут превышать 50% всех финансовых ресурсов кооператива. Те из них, которые действуют в сельской местности, называются «Сельская касса» (Caja rural). Сельские кассы имеют ряд льгот, которых лишены другие учреждения банковской системы Испании.

Кредитно-финансовые компании – коммерческие акционерные общества, имеющие юридический адрес в Испании, с уставным капиталом не менее 5,1 миллионов евро. Эти учреждения не имеют права привлекать государственный капитал ни в виде займов, ни в виде депозитов, ни в виде пожертвований, ни в какой-либо иной форме. Это специализированные учреждения, которые могут выполнять только одну или несколько разрешенных операций: предоставление кредитов или займов, предоставление гарантий или поручительств, лизинг, факторинг, выпуск и обслуживание кредитных карт. Перечень этих операций для конкретной компании всегда строго ограничен.

Выбор типа финансового  учреждения – банка, кооператива, сберегательной кассы – зависит от многих факторов:

  • Если вы хотите получить кредит или ссуду, нужно выбрать то учреждение, которое предложит наилучшие условия.
  • Если вам нужно накопить сбережения, следует выбирать тот банк Испании, который славится своей надежностью.
  • Если вы планируете вести бизнес в Испании, вам нужен банк, который обладает признанной деловой репутацией международного уровня.
  • Если Вы предполагаете заниматься сельским хозяйством, следует завязать отношения с какой-нибудь Сельской кассой.

Понятно, что не стоит выбирать тот банк, который  находится на другом конце страны – местоположение ближайшего отделения  играет немаловажную роль. Лучше всего  выбирать то учреждение, о котором  положительно отзываются ваши знакомые, ведущие с ним дела. Если таких  знакомых нет, обратитесь к нашим  специалистам – они предоставят  всю необходимую информацию.

Центральный банк Испании  называется скромно – Banco de España

Центральный Банк Испании (Banco de España) представляет собой государственное учреждение, которое действует в качестве центрального государственного банка Испании и осуществляет функции управления финансовой системой страны, наряду с другими государственными институтами. Основан в 1782 году королем Карлосом III. В настоящее время входит в Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ) наряду с другими центральными банками стран Европейского Союза. Банк Испании осуществляет свою деятельность, руководствуясь Законом об Автономии Банка Испании.

Возглавляет центральный  Банк Испании Управляющий (Gobernador). Управляющего утверждает на должности король по представлению Председателя правительства. На эту должность назначается только гражданин Испании, обладающий соответствующей квалификацией и репутацией.

Помимо Управляющего, структура управления Банком Испании  включает также заместителя Управляющего (Subgobernador), а также такие органы, как Управляющий Совет (Consejo de Gobierno) и Исполнительная комиссия (Comision Ejecutiva). Управляющий одновременно является и председателем Управляющего Совета, и председателем Исполнительной комиссии.

Как и большинство  центральных банков в мире, Банк Испании не работает с физическими  лицами.

Само  здание Банка Испании представляет собой памятник архитектуры XIX века и привлекает туристов со всего света. При желании можно посетить его  с экскурсией.

Банковская система Испании

Банковская система  Испании в настоящее время  находится в центре внимания правительства. От того, как удастся преодолеть кризис в финансовой системе, зависит  будущее Испании.

В последние предкризисные  годы экономика Испании была на подъеме. Бурный экономический рост, приток зарубежных инвестиций, политика либерализации  привели к значительным структурным  изменениям испанской экономики, в  которой стала доминировать сфера  услуг. В частности, индустрия туризма  вышла на второе место в мире после  США, и ее доля в ВВП Испании  достигла 5%. Значительный рост наблюдался в области строительства и  во многих других отраслях. Рост экономики, приток инвестиций, создание большого числа рабочих мест, наплыв иммигрантов  из других стран, повышение внутреннего  спроса, в том числе на недвижимость, а также колоссальная работа по введению в стране Евро, сопровождались ростом и развитием банковской системы  Испании.

К 2009 году в Испании  насчитывалось приблизительно 150 различных  кредитно-финансовых учреждений, которые  имели в общей сложности 17727 филиалов и отделений. В этой системе трудилось  почти 140000 человек. 45 банков имели статус общенациональных. Остальные – региональные, местные и иностранные банки.

Однако, эти же факторы, способствовали опережающему росту  ипотечного кредитования, в значительной степени за счет иностранных кредитов. Это ипотечное кредитование и  оказалось миной замедленного действия, подорвавшей экономику Испании. Оказалось, что население Испании  в последнее десятилетие жило в долг. Долги населения значительно, на 25-30%, превысили его доходы. Глобальный финансовый кризис послужил детонатором, и эта мина взорвалась. Разразился жесточайший кризис, ударивший также  и по банковской системе Испании.

Сегодня меры по борьбе с кризисом предпринимаются как  на национальном уровне, так и на уровне Европейского Союза. В первую очередь встал вопрос о стабилизации финансовой системы страны. Был принят ряд законов, разработан комплекс антикризисных  мероприятий, созданы специальные  фонды, система правительственных  гарантий и т.д. Началась работа по реструктуризации банковской системы.

В результате национализаций, слияний, реорганизаций и поглощений из 45 банков общенационального уровня к маю 2012 года осталось всего 15, а  уже к августу 2012 года – только тринадцать. Сегодня банки Испании  представлены такими учреждениями:

Santander, BBVA (Banco Bilbao Vizcaya Argentaria), Caixa Bank, Bankia, Banco Sabadell, Banco Popular, Catalunya Caixa, Kutxa Bank, NovaGalicia Banco, BMN (Banca Mare Nostrum), Ibercaja – Liberbank, Bankinter, Unicaja.

Реструктуризация  банковской системы продолжается, поэтому  ситуация в банковской сфере Испании  будет меняться и далее.

 

 Кредитный рынок

Испанский кредитный рынок выстроен вокруг банков, в которые направляется большая часть сбережений, причем фонды эти используются на финансирование частного сектора.

Банки также действуют  как инвесторы и гаранты размещения на рынке ценных бумаг, регулируя  поток своих средств через  сделки на межбанковском и валютном рынках.

Параллельный рост привлеченных вкладов и ссуд, выданных частному сектору, свидетельствует об отсутствии серьезных проблем в получении  финансирования для ведения бизнеса.

Либерализация движения капиталов  в рамках ЕС также облегчила для  испанских компаний получение финансирования за рубежом.

Следует отметить регулирование  порядка внеипотечной секьюритизации, что позволит кредитным организациям получать больше дополнительных средств для выдачи новых кредитов.

Рынок ценных бумаг

 

Испанский рынок ценных бумаг  включает в себя рынок бумаг с  фиксированной и переменной доходностью, а также регулируемый рынок опционов и фьючерсов.

Эмитентами на этих рынках выступают, главным образом, испанские  частные компании и банки. Тем  не менее, акции некоторых зарубежных компаний также котируются на испанских  рынках ценных бумаг. Следует отметить, что определенные организации-нерезиденты  могут выпускать на испанском  рынке облигации, деноминированные в евро, (облигации "матадор"), подчиненные  определенным условиям.

Регулирование рынка основано на англосаксонской модели, направленной на защиту мелких инвесторов и самого рынка. Имеется централизованный, компьютеризованный фондовый рынок ("постоянный рынок"), в рамках которого штрафуется использование  привилегированной информации.

Обязательное участие  официальных заверителей в сделках  на фондовом рынке было упразднено, и ныне действует государственное  ведомство (так называемая Национальная комиссия по фондовому рынку), которая  осуществляет надзор за должным функционированием  системы.

Национальная комиссия по фондовому рынку (CNMV) – это ведомство, на которое возложена задача надзора  и проверки испанских рынков ценных бумаг и деятельности всех организаций, в них участвующих.

Среди задач CNMV отметим следующие:

- Следить за прозрачностью  испанских фондовых рынков и  правильным ценообразованием.

- Заботиться о защите  инвесторов.

Деятельность CNMV распространяется на компании, выпускающие ценные бумаги для публичного размещения, на вторичные  фондовые рынки и на компании, предлагающие услуги в сфере инвестиций.

Перекрестные операции на рынке погашаются в срок до трех дней, при этом разрешаются кредитные  операции. Также имеются новые  инструменты хеджирования (например, индексные опционы и опционы  подписных облигаций - warrants). Отметим и современное регулирование государственных предложений по приобретению и продаже акций.

12 апреля 2003 г. в "Государственном  официальном бюллетене" опубликован  Королевский декрет 432/2003, по которому  изменяется регулирование публичных  предложений о покупке ценных  бумаг (испан. - OPA) и расширяется сфера защиты мелкого инвестора путем внесения изменений, которые приводятся ниже:

-Представление публичного  предложения о покупке акций  (OPA) обязательно в следующих случаях:

a) Тендерные предложения (OPA) 10% капитала данной компании, когда ставится задача довести долю участия до уровня ниже 25% от общего капитала, при условии, что это позволяет приобретателю назначать определенное число членов Административного совета (вкупе с теми, которых он уже назначил), представляющих более трети и менее половины плюс один от числа членов Административного совета данной компании, при том, что приобретатель намерен назначать указанных членов совета.

b) OPA 100% капитала данной компании, когда ставится задача довести долю участия до уровня ниже 50% от общего капитала, при условии, что это позволяет приобретателю назначать некое число членов Административного совета (вкупе с теми, которых он уже назначил), представляющих более половины членов Административного совета данной компании, при том, что приобретатель намерен назначать указанных членов совета.

Реформа предусматривает  в явной форме возможность  формулирования обусловленных предложений OPA, увязывая их эффективность с условиями, чье выполнение должно быть одобрено руководящими органами данного акционерного общества.

Наконец, по реформе улучшается режим соперничающих предложений OPA:

- Отменяется требование  о том, чтобы повышение цен  в соперничающих предложениях  было ниже 5%.

- После начала срока  принятия последнего из разрешенных  соперничающих предложений OPA, начинается  период аукциона. Так, участники  предыдущих предложений могут  изменить условия своих оферт,  предлагая лучшую цену или  расширяя свои предложения на  больший объем бумаг. Новые  предложения следует представить  в CNMV в запечатанном конверте  в течение пяти дней с начала  срока принятия последнего из  разрешенных соперничающих предложений  OPA.

В течение 2002 г. произошло  учреждение "Испанских бирж и  рынков", АО "Холдинг -Общества финансовых рынков и систем", "B.M.E", общества, объединяющего все фондовые рынки и финансовые системы Испании, причем в него входят:

- Ведущие компании бирж  Мадрида,Барселоны, Валенсии и Бильбао.

- Общество фондовых бирж.

- MEFF-AIAF-SENAF, АО "Холдинг  финансовых рынков". "Iberclear".

- "BME Consulting".

Задачей этого холдинг-общества является деятельность в качестве объединяющего ядра совокупности испанских фондовых рынков и ведущего инструмента международной проекции.

Кроме того, в вопросах правовой базы следует отметить принятие закона № 19 от 4 июля 2003 г., регулирующего правовой режим движения капиталов и экономических  сделок с зарубежными странами и  определенные меры по предотвращению отмывания капиталов, в отношении  которых проведена актуализация прежнего правового режима контроля за обменными операциями.

В рамках нового регулирования  выделяются положения о пакетах  привилегированных акций, по которым  устанавливаются следующие требования:

-Они должны выпускаться  кредитной организацией, которая  является резидентом в Испании  или стране-члене ЕС, чьи права  голоса полностью принадлежат  прямо или косвенно кредитной  организации, ведущей в консолидируемой  группе или подгруппе кредитных  организаций, и чьим исключительным  видом деятельности является  эмиссия данных привилегированных  акций.

- Организация-эмитент обязана  представить налоговым властям  информацию о деятельности и  идентификации владельцев выпущенных  акций.

- Привилегированные акции  должны котироваться на организованных  вторичных рынках.

Недопустимо предоставлять  преимущественные права подписки на будущие эмиссии.

- Акции не должны иметь  ограничений срока действия, но  можно принять решение о досрочном  погашении с пятого года после  срока оплаты, при предварительном  разрешенииБанка Испании.

- В случае роспуска  или ликвидации,по привилегированным акциям следует обеспечить лишь оплатуноминальной стоимости и начисленного и невыплаченного дохода.

- При эмиссии данных  акций номинальная стоимость  акций,выпускаемых в обращение, не должна превышать 30% основных собственных средств консолидируемой группы или подгруппы, включая стоимость самой эмиссии.

Все эти меры содействовали  внедрению в Испании более  прозрачного и надежного фондового  рынка.

Денежный рынок

 

Испанский денежный рынок  опирается, главным образом, на выпуск Банком Испании краткосрочных инструментов, на которые подписываются банки, финансовые организации и операторы  денежного рынка, а те, в свою очередь, позднее размещают часть их среди  индивидуальных инвесторов и компаний.

В более широком смысле денежный рынок включает в себя также  межбанковские депозиты (чьи процентные ставки служат сравнительным индексом для других сделок) и операции с  долговыми обязательствами компаний.

Роль денежного рынка  заметно повысилась благодаря либерализации  и растущей гибкости совокупности испанской  финансовой системы за последние  годы.

Последнее становится очевидным, если учесть, что процентные ставки обычно бывают выше индекса инфляции, а денежный рынок отличается значительным объемом сделок по ценным бумагам.

Рынок государственных заимствований  имеет в Испании особое значение, к нему часто обращаются и инвесторырезиденты и иностранцы. Льготный налоговый режим для инвестиций нерезидентов по этим ценным бумагам придает особую привлекательность этому рынку. Также следует отметить факт централизации операций на денежном рынке через систему зачисления и создание рынка опционов и фьючерсов, связанных с зачислениями на счет, через который проводятся операции с государственными долговыми обязательствами.

После слияния Центра зачислений Банка Испании (CADE) и Расчетнозачетной фондовой службы (SCLV), вновь созданная организация – "Iberclear" – занимается учетом, расчетами и зачетами по операциям на Рынке государственных долговых обязательств с зачетом на счетах.

Кроме того, глобализация фондовых рынков проявляется в процессе слияний  и альянсов среди депозитариев Зоны евро, - таких как трансграничные слияния начиная с 1999 г. системы "Euroclear" с центральными депозитариями Франции, Бельгии и Нидерландов или "Cedel" с "Deustche Börse Clearing" (DBC) , - в связи с чем уже несколько лет представлялось целесообразным провести процесс интеграции SCLV и CADE в рамках испанской системы.

Сочетание этих факторов возымело важный эффект на рынках бумаг с  фиксированным доходом, проявившись  в:

- Росте взаимодействия между эффективнымим каналами эмиссии и сделок и оценкой активов с фиксированной доходностью.

- Росте взаимозаменяемости между продуктами, выпущенными государственными казначействами в странах Зоны евро. Благодаря росту прозрачности между рынками облегчается процесс сопоставления различных активов и, следовательно, растет конкуренция между эмитентами.

- Ликвидность и дифференциал  ставок по кредитам, наряду с  ожиданиями агентов в связи  с будущей динамикой переменных  величин стали определяющими  факторами цены активов и их  относительной стоимости в сравнении  с другими эмиссиями бумаг  с фиксированной доходностью.

В течение 2003 г. среднесуточный объем простых операций на рынке  облигаций и обязательств (наличными  и в рассрочку) составил 8 773 млн. евро, в сравнении с 9061 млн. евро за 2002 г. Из общего объема 59% сделок совершено  с третьими лицами, причем уровень  сделок с владельцами снизился на 9,4% по сравнению с предыдущим годом.

По типам операций, в  течение 2003 г. произошло легкое снижение объема простых операций, который  сократился с 2,33 трлн. евро до 2,30 трлн. евро. Напротив, объем двойных операций заметно вырос – с 16,50 до 19,06 трлн. евро. Среди наиболее значительных факторов, которые могли повлиять на эту тенденцию, выделяется создание группы учредителей рынка облигаций и все более широкое развитие аукционов по ликвидным средствам государственного казначейства, работа с которыми ведется через синхронные внутрисуточные операции.

Следует также отметить значительный рост числа держателей долговых обязательств среди нерезидентов с момента введения единой валюты. Их портфель долговых обязательств инвестирован, главным образом, в высоколиквидные и легко отделяемые бумаги сроком на 10 и 15 лет, причем данные инвесторы происходят, в основном, из таких стран, как: Франция, Германия, Великобритания; из стран, не входящих в ЕС, все более заметно присутствие японских инвесторов.

Причинами быстрого роста  объема долговых обязательств в руках  нерезидентов можно назвать следующие:

- Вступление Испании в  Валютно-экономический союз (ВЭС)  и устранение валютно-обменных  рисков, что увеличило привлекательность  испанских государственных долговых  обязательств.

- Серьезная работа, проведенная  создателями рынка нерезидентов, чье вступление на рынок испанских  государственных долговых обязательств  началось уже в 1999 г. и мобилизовало  значительные объемы заимствований,  содействуя росту динамики рынка.

Пенсионные планы  и страховые компании

В 1987 г. по "Закону о регулировании  пенсионных планов и пенсий" в  Испании был введен вид сбережений, ставший надежным инструментом долгосрочного  финансирования.

Закон предусматривал институциональное  учреждение пенсионных планов, создаваемых  предпринимателями, отдельными ассоциациями и финансовыми организациями.

В настоящее время первоначальный закон от 1987 г. был включен вместе с последующими изменениями в  переработанный текст "Закона о регулировании  пенсионных планов и фондов", который  был принят согласно Королевского законодательного декрета 1/2002.

Также в соответствии с  Королевским декретом № 304 от 20 февраля 2004 г., по которому утверждается "Положение  о пенсионных планах и фондах", производится актуализация, систематизация и дополнение адаптации регламентирующих норм в этой сфере, причем за основу берется развитие этих вопросов в  рамках ЕС.

Пенсионные планы являются финансовым продуктом коллективных инвестиций, направленных на достижение в будущем, в зависимости от внесенного капитала, систематической ренты  или средств, связанных с такими причинами, как уход на пенсию, смерть или инвалидность.

Пенсионные фонды, в свою очередь, это достояние, созданное  с исключительной целью осуществления  пенсионных планов, когда в состав одного фонда могут входить один или несколько пенсионных планов.

Отличительной чертой пенсионных планов является их льготное налогообложенние и ограничения в праве пользования накопленными сбережениями до того, как наступит предусмотренный планом срок.

Равным образом, регулирующими  нормами предусмотрена возможность  отзыва накопленных по пенсионным планам сбережений в случаях длительной безработицы или тяжелой болезни.

Следует также отметить, что "Закон об упорядочении частного страхования и надзоре за ним" (Закон 30/1995) обязывает все испанские  компании (кроме финансовых организаций) до 15 ноября 2002 г. оформить свои обязательства  по пенсиям трудящихся через внешние  инструменты (пенсионный план или договор  о страховании), что в существенной степени отразится на росте средств, находящихся в распоряжении этих организаций.

Рост средств пенсионных фондов имел в течение 2004 г. положительную  динамику; так на 30 сентября совокупный рост достиг 3,82%. Этот рост пенсионных фондов отразился на увеличении на 4,03% числа участников. См. табл. 5.

Объем средств, находящихся  в распоряжении пенсионных фондов системы  занятости вырос в течение 2004 г. на 2,33% и достиг на конец сентября суммы в 24 062 млн. евро.

Система индивидуальных планов с общим объемом средств в 33 167 млн. евро достигла на 30 сентября 2004 г. среднегодового роста в 5,11%.

Напротив, динамика роста  в системе ассоциированных планов была не столь хороша, при сокращении средств на 2,79% к 30 сентябрю 2004 г., несмотря на рост числа участников на 1,83% за тот  же период времени.

Как уже было указано выше, показатели сферы страхования и  пенсионных планов и фондов за 2003 и последующие годы должны учитывать завершение в течение 2002 г. процесса инструментального оформления обязательств по пенсиям, и следовательно, сокращение взносов в пенсионные планы и по договорам  
коллективного страхования, которые, как правило, предусматривали единоразовый страховой платеж.

В течение 2003 г. операции по слиянию, делению и уступке портфеля привели к сокращению списка в  Реестре на 12 компаний, причем эти  процессы происходили, главным образом, в контексте реорганизации европейских  групп и в рамках действий чисто  национального характера.

В течение 2003 г. в 10 крупнейших компаниях сектора было сосредоточено 34 % страховых премий, чуть меньше, чем  за прошлые периоды, поскольку крупные  страховые компании были более активны  в процессе внешней экспансии.

В течение 2003 г. брутто-объем  страховых премий – прямое страхование  и допущен-ное перестрахование – составил 42 540 млн. евро. Объем всех видов страхования, кроме страхования жизни, вырос на 9,%, тогда как объем страхования жизни сократился на 32,26%. С другой стороны, число договоров о страховании жизни, по которым инвестиционный риск принимает на себя страхователь, показало несколько лучшую динамику, сократившись лишь на 2,84 %, тогда как договора с гарантированной технической процентной ставкой сократились в объеме на 34,34 %.

На графике 7 показана динамика деятельности частного инвестора, размещавшего средства в наличных, акциях, инвестиционных фондах и страховых компаниях.

Технические результаты отличались коренным образом в сфере страхования  жизни и в остальных видах  страхования. Так, в первом случае рост отрицательных результатов составил более 17 %, тогда как для совокупности остальных видов страхования  в 2003 году рост составил почти 60 %, что  дало второй год подряд положительный  технический результат.

Технико-финансовые результаты улучшаются по обеим группам, конкретно  на 18 % в сфере страхования жизни, составив 4,10 % по брутто-объему премий и 111% роста по остальным видам  страхования, что означает более  чем пятикратное превышение показателей, отмеченных в течение 2001 г.


Информация о работе Финансовая система Испании