Финансовая система Турции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:44, реферат

Описание работы

Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе
Валюта и финансы

Файлы: 1 файл

Финансовая система Турции.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Мелитопольский  институт государственного и муниципального управления «Классического приватного университета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на  тему «Финансовая система Турции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

студентка 3 курса

гр. ДМ-109

Логвинова Елена 

 

Проверила

Колодий А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мелитополь, 2013

Содержание

 

  1. Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе
  2. Валюта и финансы

 

 

 

  1. Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе

Несмотря на высокие цены на энергоносители, турецкая экономика в первые месяцы прошлого года развивалась ускоренными темпами благодаря высокому внутреннему спросу, возросшему вследствие значительного снижения стоимости заемных средств. В целом за 2011 г. прирост ВНП составил 7%. Однако негативным явлением оставалась неравномерность экономического развития. Так, в предыдущем году в Турции был зарегистрирован спад, причем на ту же величину.

Опережающими  темпами развивалась торговля, что  способствовало увеличению ее участия  в формировании ВВП. Доля сельского  хозяйства наоборот сокращалась, хотя и оставалась более высокой, чем в странах, входящих в ЕС.

В 2011 г. в обстановке возросшего внутреннего спроса и укрепления национальной валюты (до ноября указанного года) импорт в Турцию увеличился на 33,1% (по сравнению с сокращением на 11,4% в 1999 г.) и был близок к 54млрд.долл. (в ценах сиф). Экспорт вырос в меньшей степени - на 3,4% - до 27,3млрд.долл. (в ценах фоб). Дефицит внешнеторгового баланса увеличился на 89,1%,тогда как в предыдущем году имело место его уменьшение на 25,6%.

В прошлом году отмечалось увеличение турецких закупок  почти по всем товарным группам. Быстрее  всего рос ввоз потребительских  товаров, что привело к повышению  их доли в общем объеме импорта  в Турцию. Доля средств производства, наоборот, снизилась. В поставках из Турции отмечалось некоторое сокращение удельного веса сельскохозяйственной продукции и небольшое увеличение - промышленных товаров. Золотовалютные резервы Турции в последние годы оставались на высоком уровне. Финансовые трудности страны повлияли не только на объеме золотовалютных резервов, но и на внешнюю задолженность, которая в 2011 г. выросла на 10%. Доля краткосрочного долга несколько увеличилась - с 22,8 до25,3%. Финансовые проблемы страны резко обострились в ноябре 2011 г., когда вследствие политических ошибок, ухудшения конкурентоспособности, а также из-за недостатков, присущих системе привязки курса национальной валюты, Турция подверглась спекулятивной атаке извне.

С февраля 2011 г. турецкая лира потеряла половину своей стоимости относительно доллара. Слабая национальная валюта оказала благоприятное воздействие на положение экспортеров и операторов в сфере туризма. В то же время внутренний спрос под влиянием всплеска инфляции существенно снизился.

МВФ рекомендует  турецкому правительству ускорить приватизацию и за счет полученных доходов пополнить государственную казну. В ближайшее время разгосударствлению должны быть "Turk Telekom", "Turkish Airlines", сталелитейное предприятие "Erdemir", государственно-монополитические объединения в сахарной, табачной и газовой промышленности. В ходе приватизационной кампании намечается активизировать меры по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые пока остаются недостаточно крупными - нетто-приток составил порядка 100 млн.долл.

  1. Валюта и финансы

Политический  кризис, разразившийся в Турции из-за острых разногласий между премьер-министром  и президентом (последний обвинил  главу правительства Б.Эджевита в неэффективности мер по борьбе с коррупцией), массовый отзыв инвестиций из страны, опасения быстрого сокращения официальных валютных резервов (20 млрд.долл.) вызвали панику на Стамбульской фондовой бирже. 22февраля произошло самое крупное за всю ее историю падение курса акций. По итогам торгов национальный биржевой  индекс сократился на 20% (на 30% с 19февраля). Банковские процентные ставки повысились до 7500%. В течение двух дней ЦБ выбросил на рынок 10 млрд.долл. для покрытия острого дефицита ликвидных средств. Во избежание финансовой катастрофы прекращено регулирование курса турецкой лиры. Решено пустить ее в "свободное плавание".

22 февраля зарегистрировано  снижение курса лиры на 40%. После  объявления решения о ее "свободном  плавании" он повысился до 962499 т.л. за 1 долл. (21 февраля курс составлял  относительно той же базы 684400ед., таким образом, спад составил 28%)

В условиях резкого усиления валютно-финансовой нестабильности в  стране рядовые граждане внимательно  следят за информационными табло  перед меняльными конторами. Продажа  или покупка долларов практически  не ведется в ожидании стабилизации котировок. Ряд банков приостановил операции с долларами. Авиакомпании отказываются продавать билеты на международные рейсы в турецкой валюте.

Подавляющая часть населения  Турецкой Республики уже столкнулась  с последствиями замедления темпов экономического роста и была вынуждена ограничить потребительские расходы. Девальвация национальной валюты чревата для рядовых граждан тяжелыми последствиями, поскольку обычно сопровождается усилением инфляции. Так, при понижении курса лиры относительно доллара на 40%рост цен составляет 20 - 30%. Как ожидается, покупательная способность среднестатистического жителя может снизиться на 30%. Для увеличения заработной платы потребуется определенное время: наниматели повышают ее в среднем по истечении 6 месяцев.

По сообщению информационных агентств, в Турции уже зарегистрировано повышение цен на импортные товары, в частности на нефть, которая почти полностью закупается за рубежом.

В северной части Кипра, где  в качестве средства обращения используется турецкая лира, цены в розничной торговле 22 февраля были повышены на 20%.

В Турции ожидается рост числа банкротств, поскольку предпринимателям придется выплачивать большой процент  по долговым обязательствам. Банки  аннулируют низкопроцентные потребительские  кредиты, предоставленные в 2000году. Кредит в значительной мере будет ограничен.

Усложняется проблема погашения  внешнего долга. По данным на сентябрь2008 г., требования международных кредиторов к Турции достигали 43,9 млрд.долл. При оценке положения с долгами следует учитывать то обстоятельство, что турецкая Республика неизменно выполняет свои дебиторские обязательства.

МВФ одобрил  экстренные меры Турции и одновременно призвал ее правительство в неотложном порядке провести реформирование банковской системы. В декабре 2008 г. фонд объявил о своем решении предоставить Турции в рамках механизма чрезвычайного финансирования кредиты на общую сумму 7,5млр.долл., которые должны способствовать реализации 3-летнейантиинфляционной программы, одобренной МВФ. Однако в создавшихся условиях ее выполнение скорее всего будет сорвано или существенно скорректировано. Министр экономики и управляющий ЦБ Турции выступили с заявлением, в котором призвали пересмотреть целевые наметки, содержащиеся в указанном документе. Программа была нацелена на снижение инфляции .

Для нормализации положения на финансовых рынках экономисты призывают центральные власти страны ускорить приватизацию крупных компаний, что позволит пополнить государственную  казну как минимум 10 млрд.долл.

Замедление  стабилизации турецкой экономики может сказаться на перспективах вступления Турции в ЕС. Одним из условий приема является доведение инфляции до уровня менее 3%

Большие опасения у международных экспертов вызывает возможность превращения Турции в перманентную "зону нестабильности", которая может расшириться за счет стран, активно сотрудничающих с турецкими компаниями.

По оценкам  экспертов, негативные тенденции в  экономике Турции не должны сказаться  на положении в российской экономике. Внешнеторговый баланс РФ продолжает сводиться с положительным сальдо, курс рубля отличается сравнительной стабильностью, отношения между правительством, думой и регионами характеризуются развитием конструктивного сотрудничества. Что касается Турции, то на ее долю приходится только 2,5% внешнеторгового оборота РФ. Правда, данный показатель не учитывает "челночный" бизнес. В январе-ноябре2008 г. российский экспорт в Турцию составил 2,2 млрд.долл., импорт оттуда - 245млн.долл. По оценкам группы "Re-naissanse Capital", "челноки" закупили в Турецкой Республике товары примерно на3,5 млрд.долл.

Турция готова перейти на евро. Министр экономики  Турецкой Республики К.Дервиш заявил, что его страна может объявить евро своей валютой даже до вступления в ЕС. Если Турция в течение пяти лет сумеет добиться низкого уровня инфляции (в настоящее время оценивается в 60% в год) и выполнить другие критерии, предъявляемые к кандидатам в члены ЕС, то не исключается, считает министр, принятие решения о "привязке" курса турецкой лиры к курсу евро или односторонний переход на евро без предварительного согласия ЕС.

В ходе своей  лекции в Европейском университете во Флоренции К.Дервиш подробно остановился  на возможном сценарии развития событий, при котором может наступить  такой момент, когда Турция решит, что достаточно долго практиковала использование гибкого курса национальной валюты и готова отказаться от варианта непрерывного "печатания денег" в соответствии с перманентным падением стоимости лиры. Министр считает, что переход на евро равнозначен созданию валютного совета, который должен обеспечивать дисциплину в валютной сфере страны и имеет реальный смысл, поскольку 65% всех сделок, осуществляемых Турцией в сфере внешней торговли, трансграничного туризма и денежных переводов граждан, временно работающих за рубежом, реализуется с партнерами из ЕС.

К.Дервиш рекомендовал использовать более прагматичный и  гибкий подход к решению проблемы вступления Турции в ЕС. Он призвал  ЕС предоставить его стране место  в основных структурах этой группировки, в которых обсуждаются вопросы, непосредственно затрагивающие интересы Турции. Турецкой Республике не следует беспокоиться о сроках приема в данную организацию, а целесообразно последовательно добиваться модернизации экономики, социальной сферы и приведения судебно-правовой системы в соответствие с нормами ЕС. Экономические реформы должны способствовать повышению уровня жизни турецких граждан и облегчить трудности переходного периода, неизбежные, например, в социальной сфере.

Управляющий ЦБ Турции 15 мая сообщил о поступлении  в страну в оставшуюся часть года заемных средств на общую сумму 15,7 млрд.долл. Сюда входят займы, предоставляемые МВФ (8 млрд.долл.)и МБРР (2 млрд.долл.) в рамках пакета экстренной помощи Турецкой Республике. Кроме того, обе международные организации намерены продолжить кредитование в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями: по предыдущему пакету помощи Турция недополучила от МВФ и МБРР 5-6 млрд.долл. Приостановка финансирования была связана с экономическим кризисом, разразившимся в феврале текущего года, и переходом Турции к плавающему курсу национальной валюты.

Глава ЦБ сообщил, что 2,4 млрд.долл. от МВФ пойдут на пополнение официальных валютных резервов, которые  существенно сократились (на 10млрд.долл. - до 18 млрд., по состоянию на4 мая) из-за ажиотажной скупки населением долларов.

С 1958 г. МВФ 18 раз  разрабатывал программы для Турции, причем последние3 раза - в течение  менее двух лет. Реализация намеченных мер сопровождалась предоставлением  значительной финансовой помощи. Не станет исключением и последняя программа. Западные банки заинтересованы в поддержании Турции "наплаву", поскольку ее обязательства перед ними, по данным "Economist", превышают 40 млрд.долл.

Среднесрочные перспективы турецкой экономики  остаются недостаточно ясными. В текущем  году, скорее всего, произойдет сокращение ВНП примерно на3% по сравнению с увеличением на 6% в2008 г. Разобщенная взаимными противоречиями правящая коалиция медлит с проведением реформ. Государственная банковская система обременена безнадежными долгами на 30 млрд.долл. Курс лиры относительно доллара снизился в общей сложности на 40% (первоначальный спад составил 50%, однако позднее имело место некоторое восстановление ее позиций). Уровень инфляции в 2009 г. ожидается в 57%, тогда как в 2008 г. он не превысил 35%. С февраля текущего года ликвидировано 500 тыс. рабочих мест, причем прогнозируется дальнейший рост этого показателя.

Как отмечает газета "Wall Street Journal", кризисные явления в Турции, а также в Аргентине вызвали  падение доверия к странам  с формирующимся рынком. В то же время президент США Дж. Буш заявил о готовности его администрации оказать поддержку стратегическим союзникам и , в первую очередь, Турции в деле преодоления экономического кризиса, хотя основную роль в содействии этой стране играет МВФ. Не считая США, Турция имеет самую большую армию в НАТО и выполняет важные функции на ближне-восточном направлении деятельности этой организации, что требует крупных финансовых затрат.

Преодоление последствий  экономического кризиса в Турции будет осуществляться в основном за счет собственных сил и средств. Под руководством министра экономики К.Дервиша разработана антикризисная программа. Среди новых инициатив, одобренных экспертами МВФ, - реструктуризация банковской сферы, отказ от политического давления на ЦБ, ликвидация государственной монополии в сахарной промышленности и газораспределительной системе, повышение эффективности государственных компаний "Turkish Airlines" и "Turk Telekom" с целью усиления их привлекательности для частных инвесторов. Специалисты фирмы "Merrill Lync" считают, что в результате реализации намеченной программы доверие потребителей и деловых кругов к функционированию экономики Турции будет постепенно восстанавливаться.

 

Список литературы

1. И. В. Бородушко,  Э. К. Васильева, Н. Н. Кузин,  Финансы, Питер, 2011 г.

2. А. В. Куранова, Управление  финансами, Приор-издат, 2010 г.

Информация о работе Финансовая система Турции