Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;
выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.
Введение …………………………………………………………………………..2
1. Сущность и структура финансовой системы……………………………..4
Основные составляющие финансовой системы……………………...4
Бюджетная система как основное звено финансовой системы……12
2. Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике………………………………………………………………….17
2.1 Формирование государственной политики в области финансов..17
2.2 Процесс «финансизации» экономики……………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27
Введение
…………………………………………………………………………..
1. Сущность и структура финансовой системы……………………………..4
2. Современные
тенденции развития финансовой системы
в рыночной экономике………………………………………………………
2.1 Формирование государственной политики в области финансов..17
2.2 Процесс «финансизации» экономики……………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.
Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
Использованная информация. При
написании работы были использованы
следующие источники
Финансовая система – это
совокупность финансовых отношений. По
природе своей финансовые отношения
являются распределительными, причем
распределение стоимости
Если причина создания государства – стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.
Наиболее известная и
Финансовая система не есть только
лишь сами по себе деньги. Она включает
в себя весь комплекс отношений связанных
с товарообменом – это и
банки, и схема эмиссии, и механизм
размножения денег (кредитная система),
в нее можно включить и торговые
сети и многое другое: все, что способствует
товарному обращению между
Система разделения труда может
быть не только денежной, но и любой
другой. Если мы сможем придумать метод,
при помощи которого разделение труда
будет реализовано более
Стало быть, механизм разделения труда, который применяется в государстве зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство.
Различные формы реализации финансовой
системы по-разному
Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.
Например, в сегодняшней России
доля производственных затрат в розничной
цене продукции зачастую составляет
20-30 % . Известны случаи, когда она
доходит до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные
затраты: надбавленная стоимость создаваемая
предпринимателем, вложившим в дело
капитал, перепродавцами продукции. Все
это можно включить в издержки
обращения. Они по порядку величины
равны или превышают в
В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.
В современных условиях финансовая
система состоит их четырех звеньев
– государственного бюджета, муниципальных
финансов, финансов государственных
предприятий и специальных
Разные звенья финансовой системы
обслуживают разные виды финансового
распределения: внутрихозяйственное
– финансами предприятий, внутриотраслевое
– финансами предприятий, комплексов,
ассоциаций, межотраслевое и
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения
государственный бюджет взаимодействует
с другими звеньями финансовой системы,
оказывая им при необходимости помощь.
Она производится путем передачи
денежных средств из центрального государственного
фонда муниципальным финансовым
фондам, фондам государственных предприятий
и специальным
Государственный бюджет состоит из
двух взаимосвязанных и
Структура бюджетных расходов и
доходов и доля отдельных статей
в государственном бюджете
Таблица
бюджетных расходов и доходов
в государственном бюджете
Расходы | |
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. |
40 – 50 |
Затраты на хозяйственные
нужды: капиталовложения в инфраструктуру,
дотации государственным |
10 – 20 |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам. |
10 – 20 |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. |
5 – 10 |
Платежи по государственному долгу. |
до 7 – 8 |
Доходы | |
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор). |
75 – 85 |
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли. |
5 – 8 |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы. |
10 – 12 |
В каждой стране структура бюджета
имеет свои особенности. Она определяется
экономическим потенциалом
На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.