Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 10:17, курсовая работа
Целью работы является анализ современных особенностей финансирования бюджетных учреждений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить понятие и сущность бюджетных учреждений, а также рассмотреть источники их финансирования;
рассмотреть принципы организации финансирования бюджетных учреждений;
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы финансирования бюджетных учреждений
1.1. Понятие, сущность бюджетных учреждений и источники их финансирования……………………………………………………………….
1.2. Особенности финансирования бюджетных учреждений на современном этапе…………………………………………………………….
Глава 2. Анализ финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации……………………………………………………………………..
2.1. Анализ финансирования государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»………………………………………………………………………
2.2. Проблемы финансирования бюджетных учреждений и пути их преодоления……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………...
Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.
Определенные трудности возникают из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.
Статьей 215 Бюджетного Кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджета. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Основная цель системы казначейского исполнения бюджета – введение системы контроля за использованием бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование. Указанная цель достигается за счет расходования бюджетных средств с единого счета бюджета через систему открытых в казначействе лицевых счетов получателей бюджетных средств. Это позволяет расходовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденными сметами бюджетных учреждений и учитывать все операции, проводимые по лицевым счетам в единой базе данных.
Основанием для расходования бюджетных средств является Закон о бюджете на соответствующий финансовый год.
Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых может осуществляться финансирование:
Целевая обусловленность процедуры санкционирования расходов бюджета заключается в необходимости недопущения финансирования расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным Законом о бюджете.
Финансирование реализуется посредством осуществления казначейством платежей со счета бюджета на счета поставщиков товаров и исполнителей работ (услуг) бюджетных учреждений.
Все операции при казначейском исполнении бюджета осуществляются и учитываются на лицевых счетах. Лицевой счет – регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов. Порядок открытия и ведения лицевых счетов устанавливается органами казначейства.
Так, при открытии лицевого счета получатель бюджетных средств, в нашем случае бюджетное учреждение, должен представить в орган казначейства учредительные документы, карточку с образцами подписей, копию документа о государственной регистрации, заверенную учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию. При открытии лицевого счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности дополнительно представляется разрешение на открытие лицевого счета.
В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства исключительно на:
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Процедуру подтверждения денежных обязательств регламентирует статья 226 Бюджетного Кодекса РФ.
В целях обеспечения целевого расходования бюджетных средств особое внимание органами казначейства уделяется процессу подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств. Для этого представляемые получателями бюджетных средств документы проверяются на предмет:
После регистрации бюджетного обязательства казначейство представляет получателю средств информацию о регистрации бюджетных обязательствах.
При внесении изменений в бюджетное обязательство бюджетное учреждение представляет в казначейство документы, служащие основанием для изменения.
В соответствии со статьей 225 БК РФ получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Следовательно, заключение договоров, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, возможно только после утверждения бюджетному учреждению главным распорядителем сметы доходов и расходов, и в пределах объемов утвержденных бюджетных ассигнований в разрезе каждого кода бюджетной классификации расходов.
Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований является недопустимым.
Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.
Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.
Глава 2. Анализ финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации
2.1. Анализ финансирования государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Проведем анализ финансирования деятельности государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг.
Стоит отметить, что объектами анализа финансирования деятельности бюджетного учреждения в системе образования являются следующие показатели:
Деятельность ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» осуществляется на основе смешанного финансирования. Основная часть средств на покрытие расходов колледжа поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, и вторая, не менее значимая – из внебюджетных источников, основным из которых является плата за оказание образовательных услуг. В таблице 1 отражены основные показатели по финансированию колледжа за 2009 –2011гг.
Таблица 1. Основные показатели финансирования деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.
Наименование / Год |
2009 |
2010 |
2011 |
Относительное отклонение к 2009 |
Доходы, в том числе: |
53 891 873 |
54 007 727 |
53 355 595 |
-1,00% |
бюджетные |
30 460 624 |
29 458 760 |
28 369 470 |
-6,87% |
внебюджетные |
23 431 249 |
24 548 967 |
24 986 125 |
6,64% |
Расходы |
47 880 335 |
49 487 350 |
49 216 451 |
2,79% |
Остатки средств на конец финансового года |
6 011 538 |
4 520 377 |
4 139 144 |
-31,15% |
Как видно из таблицы 1 суммарный объем финансовых средств, поступивших на обеспечение деятельности колледжа, за 2009-2011гг. уменьшился на 1%, основной причиной наблюдаемого сокращения послужило уменьшение бюджетных ассигнований, так за наблюдаемый период они уменьшились на 6,87%. Доходы от внебюджетного финансирования наоборот выросли на 6,64% и составили в 2011 году 24 986 125 рублей.
По данным таблицы также следует, что расходы колледжа возросли за последние три года на 2,79% и составили в 2011 году 49 216 451 руб.
Уменьшились также и остатки финансовых средств на конец финансового года, за наблюдаемый период сокращение составило 31,15%.
В таблице 2 представлена структура внебюджетных источников финансирования деятельности колледжа.
Таблица 2. Структура внебюджетных источников финансирования деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.
Наименование / Год |
2009 |
2010 |
2011 |
Удельный вес |
Относительное отклонение к 2009 |
Платное обучение |
18 065 493 |
18 594 664 |
18 832 042 |
75,7% |
4,2% |
Благотворительные пожертвования |
1 233 146 |
1 827 150 |
1 881 455 |
7,5% |
52,6% |
Прочие |
4 132 610 |
4 127 153 |
4 272 627 |
16,8% |
3,4% |
Всего |
23 431 249 |
24 548 967 |
24 986 125 |
100% |
6,6% |
Из таблицы 2 следует, что основным внебюджетным источником финансирования колледжа является предоставление платных образовательных услуг, их удельный вес в структуре всех внебюджетных источников в 2011 году составил 75,7%, за наблюдаемый период объем данного источника финансирования вырос на 4,2%.
Вторым по значимости внебюджетным источником является статья «Прочее», под которой подразумевается предпринимательская деятельность столовой колледжа, ее удельный вес в общей структуре внебюджетных источников в 2011 году составил 16,8%, за наблюдаемы период доходы по данному источнику возросли на 3,4%.
Как показано в таблице одним из внебюджетных источников финансирования деятельности колледжа являются благотворительные пожертвования, их удельный вес в 2011 году составил 7,5%. За 2009-2011гг. объем благотворительных пожертвований, направленных на софинансирование деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» возрос на 52,6% и составил в 2011 году 1 881 455 рублей.
В таблице 3 представлена бюджетная смета колледжа за 2009-2011гг., по которой можно определить основные направления расходования средств, финансирование которых осуществляется из бюджета Самарской области.
Таблица 3. Бюджетная смета ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.
Наименование направлений расходования средств областного бюджета |
Лимиты бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год |
Удельный вес |
Относительное отклонение к 2009 | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
Заработная плата |
19 008 000 |
19 443 000 |
19 893 000 |
70,12% |
4,7% |
Услуги связи |
50 000 |
52 000 |
55 000 |
0,19% |
10,0% |
Коммунальные услуги |
1 046 000 |
1 073 000 |
1 057 000 |
3,73% |
1,1% |
Работы и услуги по содержанию имущества |
256 000 |
224 000 |
245 000 |
0,86% |
- 4,3% |
Прочие работы и услуги |
68 000 |
59 000 |
53 000 |
0,19% |
- 22,1% |
Пособия по социальной помощи населению (стипендии) |
249 0000 |
248 0000 |
254 3000 |
8,96% |
2,1% |
Прочие расходы |
7 543 000 |
6 127 000 |
4 523 900 |
15,95% |
- 40,0% |
Всего |
30 461 000 |
29 458 000 |
28 369 900 |
100% |
- 6,9% |