Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 06:51, курсовая работа
адачи:
- определить сущность финансового рынка;
- изучить инструменты и институты финансового рынка;
- рассмотреть структуру финансового рынка;
- изучить перспективы и проблемы развития финансового рынка в России.
Введение………………………………………………………………………..
1. Финансовый рынок: сущность и структура……………………………..
Финансовые посредники и финансовые инструменты…………………
Структура финансового рынка………………………………………….
1.3 Финансовые институты…………………………………………………...
2. Государство и финансовые рынки в России…………………………….
3. Развитие финансового рынка в Российской Федерации……………….
3.1 Перспективы развития финансового рынка в России…………………
3.2. Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в России………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
на иностранного инвестора, конечный спрос которого определяет конъюнктуру на рынке валютных облигаций и корпоративных бумаг.
Таким образом, российский финансовый
рынок в настоящее время может
сыть охарактеризован как
Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в национальной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе. Будучи никак не связан с реальным производством и не обеспечен материальными активами, финансовый капитал в этой ситуации превращается просто в «воздух» (откуда и эффект любой спекуляции – деньги возникают как бы из ничего, из воздуха).
Сказанное выше позволяет сделать несколько основных выводов о характере финансового рынка, сложившегося в России в период попыток проведения рыночных реформ.
Основной проблемой
Наличие двух основных источников денежных
ресурсов – государственный бюджет
и внешние рынки – обеспечило
двойственность российской финансовой
системы: на внутренне рынке она
имеет характер финансово-фондовой
распределительной системы, а при
обеспечении экспортно-
Непрерывное снижение капиталоемкости экономики и ее товарность привело к формированию спекулятивного характера финансовой системы, в первую очередь ее денежного и фондового рынков.
Основным условием функционирования нынешней финансовой системы, учитывая реальные интересы ее участников, является непрерывное расширение централизованной денежной эмиссии. Поскольку для последней поводом становится ликвидация дефицита денежной массы вследствие роста инфляции, нынешняя финансовая система предполагает для своего существования непрерывный рост инфляции, способной обеспечить масштабный рост денежных ресурсов без непосредственного инвестирования хозяйственной деятельности.
Нынешний финансовый рынок не ориентирован на инвестирование национального производства и не способен (в силу ряда причин) его осуществлять в приемлемых масштабах.
Характер сложившегося финансового
рынка достаточно быстро превращает
большинство антиинфляционных механизмов
в механизмы раскручивания
3. Развитие финансового рынка в Российской Федерации
3.1 Перспективы развития финансового рынка в России
Прошлые годы продемонстрировали шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.
Отток рублевых средств инвесторов с фондового рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию.
Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов.
Во-первых, в мировой практике создание
«финансовой пирамиды» только в
том случае для государства- эмитента
не заканчивалось катастрофически,
если последнее использовало максимальное
количество привлеченных капиталов
на инвестиции в реальное производство
с тем, чтобы в короткие сроки
успеть подвести под эмитированные
ценные бумаги имущественное и товарно-
Во-вторых, руководство Министерства
финансов РФ своей целью декларировало
создание благоприятных условий
для частных инвестиций в национальную
экономику (через поддержание
В-третьих, сейчас широкомасштабные частные
инвестиции в национальное производство
вообще представляются мало возможными
ввиду некоммерческого
Задача концентрации денежных средств решается Центробанком за счет увеличения активности в следующих направлениях. Первое – максимальное полное использование средств коммерческих банков, находящихся во временном распоряжении Центробанка. Это:
увеличение размеров отчислений коммерческих банков в резервные и страховые фонды;
сохранение низкой скорости платежей,
позволяющей дополнительно
Наряду с политикой Минфина по увеличению налогооблагаемой базы доходов коммерческих банков, это деятельность Центробанка своим следствием имеет увеличение непроизводительных расходов субъектов финансового рынка, снижение уровня рентабельности коммерческого кредитования. Реализация политики компенсации снижения доходной части госбюджета за счет хозяйствующих субъектов, в первую очередь коммерческих банков, способствует повышению рискованности финансовой деятельности на отечественном рынке, а также увеличению числа банков – потенциальных банкротов. Второе – целенаправленная деятельность по возвращению в Центральный банк всех бюджетных счетов государственных организаций, которые в настоящее время размещены среди уполномоченных и иных коммерческих банков. Последнее представляется также крайне болезненным для банковской системы, так как бюджетные средства в настоящее время составляют, по некоторым данным, до 70% привлекаемых кредитных ресурсов.
3.2. Проблемы государственного
регулирования финансовых
Государственное регулирование кредитно-
политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.
Учетная политика центрального банка
состоит в учете и переучете
коммерческих векселей, поступающих
от коммерческих банков, которые в
свою очередь, получают их от промышленных,
торговых и транспортных компаний.
Центральный банк выдает кредитные
ресурсы на оплату векселей и устанавливает
так называемую учетную ставку. Учетная
политика центрального банка направлена
на имитирование переучета векселей,
установление предельной суммы кредита
для каждого коммерческого
Следующей формой регулирования центрального
банка является определение нормы
обязательных резервов для коммерческих
банков. Смысл этой формы регулирования
заключается в том, что коммерческие
банки обязаны хранить часть
своих кредитных ресурсов на беспроцентном
счете в центральном банке. Норма
резерва может уменьшаться или
увеличиваться в зависимости
от конъюнктуры на финансовом рынке.
Ее увеличение ведет к ограничению
кредитной экспансии
Еще одной формой регулирования
центральным банком кредитной системы
являются операции на открытом рынке
с государственными облигациями
путем из купли-продажи кредитно-
Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. Один из методов регулирования – налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок и, наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
Другим регулирующим методом является
участие государства в
приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;
организация новых учреждений как дополнение к частным;
долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.
Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.
Система государственного регулирования
финансовых рынков представляет собой
сложный, эффективный и довольно
противоречивый механизм. Однако он складывался
длительное время, пройдя этапы приспособления
и структурных изменений. Современному
механизму регулирования в
Российская система
Заключение
Мировой финансовый рынок стал развитым и широкомасштабным в результате многолетней эволюции. Россия вынуждена стремительно осваивать его законы. Рынок государственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Это нормальный экономический этап. Появление следующих зависит от нашей готовности к ним. На сегодняшний день объем эмиссии на рынке ГКО-ОФЗ – 100 трлн. рублей. Уже создано 8 региональных торгово-расчетно-депозитарных площадок на базе валютных бирж в Москве, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде. Эти торгово-депозитарные комплексы, работающие в режиме реального времени, позволяют уполномоченным дилерам, а через них сотням тысяч инвесторов вкладывать свои деньги в государственные ценные бумаги, а государству – аккумулировать средства для финансирования дефицита бюджета. Для современной России характерно быстрое развитие финансовых рынков, особенно рынков ценных бумаг. В отличие от многих стран Восточной Европы у нас они формируются не только в столице и крупных промышленных центрах. Практически их имеет каждый субъект Федерации. В большинстве промышленных городов есть как минимум одна фондовая или товарно-фондовая биржа. Все страны, которые идут по пути прямых заимствований иностранной валюты, теряют внутренний финансовый рынок. Даже в таких странах, как Швеция и Финляндия, при идеальном механизме построения финансовые рынки далеки от совершенства с точки зрения объемов и пропорций. Если страна хочет сохранить финансовую независимость, она должна балансировать между внутренними и внешними заимствованиями. То же пытается делать и Россия. Это очень трудный путь, но иначе нельзя