Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:47, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть финансовый рынок России, проблемы, становление и развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы финансового рынка и его механизм;
- провести анализ финансовой деятельности государства и состояния финансовых рынков России, проблемы, становление;
- разработать мероприятия по совершенствованию финансовых рынков РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СОВРЕМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО МЕХАНИЗМ………..6
1.1 Сущность и значение финансового рынка…………………………………..6
1.2 Функции финансового рынка……………………………………………….11
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РФ…………………………………..14
2.1 Анализ состояния финансовых рынков в России……………………….....14
2.2 Анализ финансовой деятельности государства……………………………19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РОССИИ………………………………………..24
3.1 Совершенствование регулирования на финансовом рынке………………24
3.2 Перспективы развития финансового рынка РФ…………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
К сожалению, в силу своего слабого развития наш фондовый рынок не оказывает большого влияния на экономику страны – они идут параллельными курсами. Это связано, прежде всего, с маленьким объёмом нашего фондового рынка и очень небольшим числом компаний, представленных на нём.
Вывод можно
сделать следующий: пока наша страна
настолько бедна, пока наши люди настолько
недоверчивы, пока наша экономика находится
в состоянии «дикого
2.2 Анализ финансовой деятельности государства
Деятельность государства в области финансов, реализуется прежде, всего при выполнении им следующих функций:
- распределительной,
которая на государственном
- межотраслевым и
- наличием наряду с
производственной непроизводств
- перераспределением
доходов между различными
- контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.
- стимулирующей —
состоит в том, что
Как уже говорилось, финансы — экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.
Государство использует
фонды денежных средств также
для погашения своих
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.
В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.
Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.
Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.
Задача контроля за поступлением,
целевым и экономным использова
Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.
Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Налоговая служба — это орган оперативного финансового контроля. Он осуществляет проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые службы могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.
В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.
Федеральная служба России
по валютному и экспортному
Финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РОССИИ
3.1 Совершенствование регулирования на финансовом рынке
Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора.
С количественным ростом
и качественным усложнением финансового
рынка существует объективная потребность
в развитии функций саморегулирования, что означает
повышение эффективности взаимодействия
СРО и государственных органов власти.
Прежде всего, нормы и правила, разрабатываемые
СРО должны дополнять и детализировать
нормы государственного регулирования,
причем, необходимо стимулировать СРО
к установлению более жестких требований
к деятельности участников рынка.
В 2008-2010 годах необходимо закрепить в
законодательстве и в ведомственных актах
требования к принципам деятельности
СРО и к стандартам СРО. Следует поощрять
создание в СРО страховых фондов, обеспечивающих
дополнительную защиту инвесторов. Возможно,
следует рассмотреть ряд инициатив, направленных
на укрепление роли профессионального
сообщества в осуществлении контроля
на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных
рисков: предоставление возможности оказывать
услуги неквалифицированным инвесторам
только профессиональным участникам рынка
ценных бумаг, состоящим в СРО с более
жесткими стандартами профессиональной
деятельности; предоставление только
членам СРО возможности оказывать услуги
андеррайтера при публичном размещении
ценных бумаг, а также при размещении ценных
бумаг компаний с повышенным риском.
Ряд других возможностей расширения функций
СРО в связи с решением основных задач
по совершенствованию регулирования рынка
ценных бумаг содержатся в соответствующих
разделах доклада.
Следует предоставить СРО большие возможности при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует возложить на СРО функции анализа такой отчетности, ее обобщения и раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.
Финансовый рынок становится
одним из приоритетных секторов экономики,
эффективность управления которым
может оказывать влияние на общую
эффективность государственной экономической политики. Кроме того,
в условиях формирования и развития многоотраслевых
финансовых холдингов возникает специфическая
задача их комплексного регулирования,
что, очевидно, удобнее делать из единого
центра. В этих условиях вопрос о едином
центре регулирования финансового рынка
приобретает особую актуальность. Вместе
с тем, решение этого вопроса должно осуществляться
с учетом сложившейся системы государственного
управления в России. Дискуссия о создании
в России мегарегулятора в определенной
степени оказалась переведенной в плоскость
коллегиальности единого регулирующего
органа и его независимого статуса. Представляется,
что данные критерии деятельности не являются
приоритетными и, более того, в долгосрочной
перспективе могут существенно снизить
эффективность единого регулятора на
финансовом рынке. Представляется, что
решение вопроса о мегарегулировании
в России должно осуществляться, прежде
всего, путем унификации требований и
стандартов деятельности на финансовом
рынке, а также консолидации государственных
функций, которые могут быть осуществлены
в течение 2 – 3 лет.
В 2009 году необходимо приступить к унификации
требований по доверительному управлению
ценными бумагами, а также порядка регистрации
выпусков ценных бумаг.
В 2009-20010 году необходимо дополнить унификацию
доверительного управления и регистрации
выпусков ценных бумаг унифицированными
подходами к регулированию рисков на рынке
ценных бумаг. Эти подходы могли бы быть
сформулированы на основе известных Базельских
принципов. Такие подходы уже реализуются
в рамках регулирования банковской деятельности,
и лишь отчасти, в рамках регулирования
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг. Представляется, что эти
принципы следует в большей степени распространять
и на профессиональных участников рынка
ценных бумаг, с учетом специфики деятельности
таких участников, видов осуществляемых
операций, имеющихся у них клиентов.
Следует рассмотреть вопрос объединения
регулирования близких по роду деятельности
финансовых институтов. Так, в 2004 году
ФСФР России переданы функции по регулированию
негосударственных пенсионных фондов.
Было бы целесообразным дополнить указанные
полномочия, полномочиями по регулированию
страховых организаций.
В 2009 году необходимо завершить
работу над проектом изменений и дополнений
в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»,
направленных на развитие системы пруденциального
надзора за профессиональными участниками
рынка ценных бумаг. Система пруденциального
надзора позволит оперативно выявлять
и пресекать нарушения на рынке ценных
бумаг. Закон будет предусматривать несколько
уровней такого надзора, включая осуществление
самими участниками финансового рынка
внутреннего контроля за соблюдением
установленных требований законодательства,
контроль саморегулируемых организаций,
а также контроль со стороны государственных
органов.
Информация о работе Финансовый рынок России: проблемы, становление и развитие