Фирма и трансакционные издержки: объясняет О.Уильямсон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.

Файлы: 1 файл

Фирма и трансакционные издержки объясняет Оливер Уильямсон.docx

— 27.89 Кб (Скачать файл)

Введение

Последние два века капиталистическая  экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования  факторов производства. Главной задачей  переходного периода для России является интенсивный экономический  рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности  предприятия является прибыль. Основными  путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и  первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий  минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать  природу издержек, специфику данного  производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся  резервы снижения затрат.

Работы современного американского  институционалиста Оливера Уильямсона представляют собой важный вклад в исследование экономических институтов. Наиболее сильное вдохновляющее воздействие оказали на него работы двух нобелевских лауреатов — Рональда Коуза и Герберта Саймона. О. Уильямсон продолжил начатое Р. Коузом исследование трансакционных издержек с целью объяснения структуры фирм и их поведения. Но решающее воздействие на научную деятельность О. Уильямсона, сделавшего попытку теоретического сопоставления эффективности имеющих разную структуру фирм оказал бихевиоральный экономист Г. Саймона.

Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

Актуальность работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фирма и трансакционные издержки: объясняет О.Уильямсон.

Оливер Уильямсон, в прошлом профессор экономики в Йельского университета, является в настоящее время профессором кафедр управления предприятием, экономики и права в Калифорнийского университета в Беркли.

Первоначальную известность ученому  принесла опубликованная в 1963 г. в “American Economic Review” статья, в которой автор доказывал, что руководители фирм обычно стремятся к максимизации своей выгоды, а не прибыли или объемов сбыта. Однако настоящую славу обеспечило ему дальнейшее развитие и практическое применение теории трансакционных издержек нобелевского лауреата Рональда Коуза. Первая книга О. Уильямсона по этой проблеме называлась “Рынки и иерархии” (1975). В течение последующих двадцати лет О. Уильямсон разрабатывал и развивал данный подход в своих многочисленных статьях и книгах, самой известной из которых является “Экономические институты капитализма” (1985). В этих работах Уильямсон решил сделать трансакцию главной единицей анализа, и попытался применил забытый инструмент "трансакционные затраты" к объяснению главного вопроса: как будет организована конкретная трансакция - через фирму, долгосрочный контракт,  краткосрочный контракт или разовые покупки? Сам Уильямсон называл свои исследования экономической теорией трансакционных затрат.

Его работы, на которые часто делаются ссылки в научной литературе, вдохновили многих специалистов в области теоретической  и прикладной экономики. В опубликованном в 1990 г. Индексе цитирования работ  в области социальных наук первые два места принадлежат двум опубликованным в 1975 и 1985 гг. книгам О. Уильямсона.

Трансакционные издержки - это издержки (денежные и не денежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.).

Можно ввести понятие «маркетинговые издержки», которые в какой-то степени  являются синонимом понятия «трансакционные издержки» В литературе существует много определений трансакционых издержек:

  • издержки по обмену права собственности;
  • издержки по осуществлению и защите контрактов;
  • издержки получения выгоды от разделения труда.

В их составе Й. Барцель выделяет «издержки измерения», Дж. Стиглер - «информационные издержки», О. Уильямсон - «издержки оппортунисического поведения» и т.п.

О. Уильямсон  и трансакционные издержки

Огромный вклад в трансакционную теорию фирмы был внесен О.Уильямсоном. Его книгу "Экономические институты капитализма" (1985 г.) можно считать настоящей энциклопедией трансакционного подхода. Уильямсон не отрицает, что фирма имеет контрактное происхождение, но вводит в анализ новое измерение - тип "регулятивных структур" (governance structure). По его мнению, фирмы отличаются прежде всего особым механизмом регулирования контрактных отношений. Он выделяет три основных формы контракта. Классический контракт применяется для разовых и повторяющихся сделок со стандартными товарами. Такой контракт содержит четко оговоренные условия и по истечение срока его действия отношения сторон прекращаются. Неоклассический контракт распространяется на сделки средней степени специфичности. Так как не все существенные обстоятельства могут быть заранее в нем отражены, решение части вопросов стороны оставляют на будущее. Отношенческие контракты охватывают высокоспецифические трансакции, при которых критическое значение приобретает личность партнера (поскольку ему невозможно подыскать равноценной замены на рынке). Отношения становятся длительными, неформальные соображения получают перевес над формальными обязательствами.

Каждому типу контракта, по мысли Уильямсона, соответствует особая регулятивная структура. Этим термином обозначаются организационные механизмы, использующиеся для оценки поведения участников, разрешения возможных споров, адаптации  к неожиданным изменениям, применения санкций к нарушителям. Защиту классического  контракта обеспечивает рынок, поскольку  многочисленность потенциальных продавцов  и покупателей ограничивает возможности  нечестного поведения; споры же по таким  контрактам решаются судами. Неоклассические  контракты регулируются трехсторонней  структурой, принимающей форму арбитража. Регулирование отношенческих контрактов осуществляется в ходе двусторонних неформальных переговоров, без обращения к закону или авторитету третьего лица. Наконец, в случае отношенческих контрактов, предполагающих значительные инвестиции в высокоспецифические активы, создаются унитарные регулятивные структуры - фирмы, где принятие решений возлагается на одну из сторон.

Главный тезис Уильямсона состоит  в том, что фирма обеспечивает более надежную защиту специфических  ресурсов от "вымогательства" и  позволяет их владельцам быстрее  приспосабливаться к непредвиденным изменениям. Однако этот выигрыш достигается  ценой ослабления стимулов. По его  выражению, если на рынке действуют  стимулы "высокой мощности", то в фирме - стимулы "слабой мощности". Границы фирмы проходят поэтому там, где выгоды от лучшей адаптации и большей защищенности специфических активов уравновешиваются потерями от ослабления стимулов.

Ключевую роль в развитии основного  направления институционализма сыграла книга О. Уильямсона «Рынки и иерархия: анализ и антитрестовские выводы». Ее автор первым ввел в употребление выражение “новый институционализм”, с помощью которого он сразу обозначил свой интерес к внутренней структуре и характеру деятельности фирм и дистанцировался от “старого” институционализма Т. Веблена, А. Митчелла и Дж. Коммонса. В течение нескольких лет это выражение получило широкое распространение, и изучение институтов прочно вошло в практику работы современных экономистов.

Основным источником творческого  вдохновения стала для О. Уильямсона классическая работа Рональда Коуза 1937 г., в которой автор описывал фирму как организацию, отказывающуюся от использования ценового механизма и размещающую ресурсы в приказном порядке, а не на основании их стоимости. Как писал Р. Коуз: вне фирмы движение цен регулирует производство, которое координируется посредством серии обменных операций на рынке. Внутри же фирмы рыночные сделки исключаются, и место сложной рыночной структуры с обменными операциями занимает регулирующий выпуск продукции предприниматель-координатор. Р. Коуз объяснял этот феномен тем, что фирма возникает вследствие сравнительно более высоких “издержек использования ценового механизма”.

В соответствие с идеями Р. Коуза О. Уильямсон разработал свой основной тезис о том, что такие экономические институты как фирма “имеют в качестве своей главной цели и главного результата сокращение трансакционных издержек”. Подход Р. Коуза и О. Уильямсона может быть назван контрактным, так как институты возникают в результате договоренностей между индивидами. В частности, трудовые контракты получают распространение тогда, когда трансакционные издержки альтернативных рыночных договоренностей оказываются слишком высокими.

Однако идеи Р. Коуза и О. Уильямсона вступают в противоречие с другими контрактными подходами, которые сводят все фирмы и рыночные явления к идентичным типам соглашений. О. Уильямсон признает ключевое противопоставление “рынков” и “иерархий” и рассматривает последние как возникающие вследствие наличия специфических активов и основанных на имеющейся информации соображений относительно производственной эффективности.

Большая часть работ О. Уильямсона посвящена разъяснению возможных  применений его подхода. Например, ученый утверждает, что если две фирмы  устанавливают между собой торговые отношения и полагаются на активы, которые являются в высшей степени  специфическими для данного типа отношений и не могут быть легко  и просто реализованы где-либо в  другом месте (например, сталелитейный  завод, полагающийся на местного поставщика железной руды), то трансакционные издержки продолжения подобных взаимоотношений скорее всего окажутся весьма высокими и у фирмы, по-видимому, появится стимул к вертикальной интеграции с целью их снижения. Значительная часть эмпирических работ по проблеме трансакционных издержек посвящена именно этому вопросу “специфичности активов”.

В качестве другого важного примера  О. Уильямсон проводит сравнение  двух форм иерархической организации  — унитарной (U-форма) и мультидивизиональной (М-форма). Он доказывает, что М-форма часто обеспечивает более эффективный способ управления конкретными типами сделок и демонстрирует, что она позволяет более точно согласовать намерения и корпоративные цели и способствует использованию операционных, а не функциональных критериев оценки менеджмента. На основании этого О. Уильямсон утверждает, что распространение в современных условиях мультидивизиональной формы оказывается вполне объяснимым.

Виды  трансакционных издержек по О. Уильямсону

По мнению О. Уильямсона, трансакции различаются по трем главным  признакам - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения, чем более  общий, краткосрочный и однозначный  характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без  ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.

Особое значение О. Уильямсон  придает первому из трех выделенных им факторов. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам Г. Беккера. Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей, и его цена мало зависит от того, где он используется (пример: бензин стандартной марки). В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к условиям конкретной сделки и вне ее не имеет большой ценности (пример - станок, произведенный по индивидуальному заказу). Согласно Уильямсону, специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при отсутствии спроса со стороны кого-либо еще.

Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические  активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог  быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен  потере капитала, воплощенного в специфических  активах, так как они приспособлены  к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для  всех остальных. Это превращение  исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О. Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.

Информация о работе Фирма и трансакционные издержки: объясняет О.Уильямсон