Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:11, контрольная работа
В преддверии XXI века в развитии человеческой цивилизации происходят глобальные изменения, ведущие к её новому этапу - постиндустриальному обществу, все шире использующему компью-теризированные орудия труда и информационные технологии.
В настоящее время особое внимание уделяется способам обмена информацией на оптических дисках CD-ROM. На одном диске можно поместить ЭК, содержащие миллионы библиографических записей, копии книг или рукописей для обеспечения сохранности информации. Таким образом, имея персональный компьютер с CD-ROM драйвером, можно предоставить в распоряжение читателя свои библиотеки и ЭК крупнейших библиотек мира.
Благодаря
внедрению АБИС и наличию доступа
к информационной сети любая библиотека
может стать виртуальной
Библиотекам принадлежит важнейшая роль в глобальной инфраструктуре - роль интеллектуальных посредников, которые отбирают, организуют, хранят информацию и обеспечивают к ней доступ.
Библиотечные системы. Состояние автоматизации.
1. РГБ (ГБЛ)
Автоматизация в РГБ ведется в двух направлениях: в библиотеке работает АС «Информкультура», исполняющая роль информационного органа по культуре и искусству в РФ, а также создается АБИС РГБ, состоящая из различных банков данных, связанных между собой единой концепцией автоматизации в плане технологии, информационного и лингвистического обеспечения. Информационная система основана на использовании ЭВМ HEWLETT PACKARD (HP) 3000/48 и персональных компьютеров.
АС «Информкультура» включает около 86000 записей в составе 8 реферативно-библиографичеких БД (банков данных):
· культура и социокультурная деятельность в сфере досуга;
· библиотечное дело и библиография;
· музейное дело и охрана памятников;
· общие вопросы искусства;
· изобразительное искусство;
· музыка;
· эстетическое воспитание;
· культурная жизнь стран СНГ.
РГБ имеет сводные каталоги зарубежных карт, атласов, зарубежных нотных изданий, реализованных на собственном программном обеспечении. ЭК автографов содержит библиографичекие записи и факсимильные изображения страниц с дарственными надписями, получаемыми путем сканирования. РГБ совместно с другими библиотеками МК РФ работает над созданием сводных каталогов русской книги 1801-1917 г.г.
2. Библиотека Администрации
Президента Российской
Локальная автоматизированная система БАПРФ реализована на базе ПП TEXTO/LOGOTEL, ОС NETWARE 3.11. Пользователям БАПРФ предоставлен доступ в локальном и удаленном режимах к ЭК книг и картотекам периодики, а также базам данных библиотеки. Базы данных библиотеки находятся также на CD-ROM (энциклопедии, справочники, международная статистика, экономика, библиография и т.п.). БАПРФ осуществляет широкое международное сотрудничество в целях реализации взаимообмена документами и развития информационных технологий.
3. Российская национальная библиотека (РНБ)
РНБ располагает одним из крупнейших в России книжным фондом (31 млн. ед. хранения). В ней реализованы 5 локальных сетей типа ETHERNET. Автоматизированная система РНБ в качестве программного обеспечения использует ППП ISIS (зарубежная разработка комплексной библиотечной системы), включает следующие подсистемы:
Иностранной книги» - комплектование и обработка новых поступлений иностранной литературы;
«Отечественных периодических изданий» и «Зарубежных периодических изданий» - автоматизированная обработка и запись соответствующих видов литературы.
Всего в РНБ организовано и поддерживается 5 локальных (например, «Авторефераты диссертаций», «Иностранная книга» и др.) и 14 проблемно-ориентированных БД («Храмы С.-Петербурга», «Библиотеки дореволюционной России», «Рыночная экономика» и др.).
3. ГПНТБ России
ГПНТБ России является сегодня одной из самых автоматизированных библиотек не только России, но и всего бывшего СССР. Около 200компьютеров и станций обеспечивают потребности библиотеки в автоматизированных технологиях. Основное программное средство, применяемое ГПНТБ России, служит ППП ISIS. С 1987 г. Ведется сводный каталог научно-технической литературы, отражающей сегодня фонды около 600 библиотек России и СНГ; переведен на средства ЛВС. Эта сеть поддерживает ЭК по всему потоку поступающей литературы с 1993 г. и целый ряд специализированных тематических баз данных: программ, неопубликованных переводов, адресно-справочных баз данных и электронных изданий. Комплекс проблемно-ориентированных баз данных дает пользователям возможность узконаправленного поиска и заказа литературы по заданной тематике или проблеме. Комплекс настольных или издательских систем, оборудованных высокопроизводительными лазерными принтерами, сканерами, текстовыми процессорами и издательскими пакетами, в совокупности со средствами оперативной полиграфии позволяют выпускать печатные издания: указатели, каталоги, методические пособия и т.д.
Посещают ГПНТБ около 500 человек в день, книговыдача только в читальных залах 2.9 млн. экз. в год. В целях совершенствования технологии обслуживания в читальных залах внедряются автоматизированные системы поиска и заказа литературы (АСПиЗ), работающие в локальном и сетевом режимах. Начата автоматизация процесса обслуживания на базе специализированных читальных залов. Для читателя работа АСПиЗ ведется в двух режимах: в подсистеме заказа литературы (ПЗ) и в подсистеме библиографического поиска (ПБП). ПЗ осуществляется для читателя, имеющего штрих код на читательском билете.
АСПиЗ литературы разработана с использованием штрих кодов, которые, являясь идентификатором отдельного экземпляра, используются для контроля за прохождением печатной единицы через автоматизированную систему. Читателю, зарегистрированному в системе, достаточно сделать отметку о заказе в режиме просмотра найденной им литературы, чтобы перейти в режим автоматизированного заказа. В фонде дежурный библиотекарь делает распечатку накопившихся заказов, подбирает литературу и передает на кафедру выдачи. Затем при помощи сканера с каждого экземпляра считывается штрих код. В памяти машины фиксируется вся заказанная литература, при выдачи ее сначала регистрируется читательский билет. На экране монитора высвечиваются данные о состоянии заказа читателя, что исключает возможность выдачи чужого заказа. При возврате операция считывания штрих кода повторяется. Сейчас АРМ обслуживания читателей (использование штрих кодов на книгах и читательских билетах) внедряется в других библиотеках России.
4. Иркутские библиотеки
Иркутские библиотеки медленно, но довольно продуктивно автоматизируют библиотечные процессы.
В частности, библиотека ИГЭА[5] приобрела 22 компьютера, принтеры, сканер, в качестве программного обеспечения выбрала «Библиотека 2, 3, 4», использует формат USMARC, ЭК ведет с 1991г. В нег заносятся новые поступления, начиная с 93г., ретроспективно 89-92.г. В ЭК «Книги» содержится более 6000 записей, около 1000 записей документов редкого фонда XIX-н.XX в.в. ЭК «Статьи» имеет 850 записей с 95 г. Поиск в каталоге осуществляется по следующим параметрам: автору, заглавию, ключевым словам, предметным рубрикам, серии, году издания, месту хранения, инвентарному номеру. Создаются базы данных «Книгообеспеченность», «Подписка», «Периодика». Функционирует локальная библиотечная сеть, которая позволяет пользоваться ЭК в читальных залах и комнате картотек.
В библиотеке ИГУ[6] первый этап автоматизации начался в 1991г. Был создан отдел научной обработки фондов и организации каталогов, который ретроспективно пополнил ЭК. С июля 1995г. началась автоматизированная обработка новых поступлений. При этом использовался ППП «Библиотека 2, 3, 4.2», заимствованный у научного коллектива МГУ. Сейчас занесения в ЭК ретроспективы не происходит из-за отсутствия обслуживающего персонала и машин, обрабатываются только новые поступления.
Библиотеку давно перестали рассматривать как старинное здание, в котором пылятся книжки. Социологический опрос молодежи показал, что за сохранение традиционных функций библиотеки выступает 25% читателей, а 75% хотят работать с компьютером, смотреть видеофильмы, использовать в поиске CD, а ведь это мнение самой важной части нашего общества. Следовательно, действительно назрела необходимость изменения роли библиотеки, она должна превратиться в центр информационного и коммуникативного обеспечения людей.
Библиотека должна стать не только источником идей, мыслей, технологий в виде журналов, диссертаций, книг , каталогов и др., но и автоматизированным информационным центром, обслуживающим пользователей в локальном и сетевом режимах, центром внедрения новых информационных технологий, создателем собственных баз данных и комплексов автоматизированных услуг благодаря разработке и внедрению АБИС.
Использованная литература:
1) НТБ - 95г., № 3,4,5,12 -96г., № 1,2,4,11
2) Библиотековедение - 93г., №1- 95г., № 4/5- 96г., № 3
3) Библиотека - 92г., № 5/6, 9/10- 94г., № 2,3- 95г., № 10- 96г., № 1-8, 12
4) Библиотекарь - 91г., № 6,8,105) Мир библиотеки сегодня - 95, вып. 1
6) Я.Л. Шрайберг, Ф.С.Воройский. АБИС России
СНОСКИ:
[1] Юрина А.А. Компьютеризация библиотеки (статья в «Мир библиотеки-95, выпуск 1), с.34-35
[2] Лингвистическое обеспечение
- совокупность искусственных
[3] БЕН РАН - Библиотека по
естественным наукам
[4] ИРБИС - Интегрированная развивающаяся
библиотечно-информационная
[5] ИГЭА - Иркутская Государственная Экономическая Академия
[6] ИГУ - Иркутский Государственный Университет
Программа Автоматизации.
Программа автоматизации библиотеки начата еще в 1994 году . За это время была создана достаточно полная и квалифицированно разработанная автоматизированная система АИБС “Библиотека” , которая была реализована как система “клиент-сервер” : в качестве сервера - VAX 3100 с программным обеспечением - база RDB, ОС VMS, сеть DECNET ; в качестве клиента - PC386 с программным обеспечением MS DOS 6.2, СУБД PARADOX 4.5 , сетевое обеспечение, для которого реализован PARADOX SQL Link. АИБС “Библиотека” разработана специалистами фирмы “ ВАЗ - систем “.
АИБС “Библиотека Автограда” разработана с учетом существующей технологии обработки литературы, принятой в стране, а также с учетом требований перспективы развития библиотечного дела. Система работает с базой библиографических данных, представленных в формате, совместимом с коммуникативным форматом по ГОСТ 7.19-85. Для поддержки международных форматов необходима разработка интерфейсного модуля, позволяющего представить данные в формате, доступном для других форматов. Этот формат необходим для экспорта-импорта данных из других АИБС. Наряду с электронным каталогом система предусматривает автоматизацию всех основных процессов библиотечного обслуживания читателей : комплектование фондов, начиная с предварительного заказа до списания , использование штрихкодирования всей литературы, подготовка каталожных карточек, книжных формуляров, бюллетеней, указателей, библиографических справок, многоаспектный поиск в электронном каталоге, создание БД читателей, регистрация читателей , выдача , прием и резервирование литературы , работа с нарушителями правил библиотеки , обработка статистической информации и выдача различных отчетов. Использование АИБС “Библиотека Автограда” совместно с Генератором выходных форм СУБД PARADOX позволяет спроектировать и напечатать практически любые выходные формы (документы), своевременно и без дополнительных затрат реагируя на любые изменения стандартов.
На коллегии мэрии г. Тольятти в феврале 1999 года было принято решение осуществить «пилотный» проект по модернизации оборудования и завершению автоматизации на базе Центрального офиса Библиотеки Автограда .
Проект был успешно осуществлен
Разработан техпроект и выполнены
монтажные работы по установке оборудования
электропитания и каналов связи
для локальной сети Библиотеки Автограда
в центральном офисе
Закуплено и установлено 50 персональных компьютеров Pentium II с печатающими устройствами. Осуществлена настройка всей системы в целом в Центральном офисе Библиотеки Автограда и сдача ее в опытную эксплуатацию.
В настоящее время полностью в автоматизированном режиме работают Отделы Центральной библиотеки.
По соглашению с Администрацией Автозаводского района установленная сеть и программное обеспечение Библиотеки Автограда взяты на техническое сопровождение и дальнейшую модернизацию Отделом АСУ Администрации. Структура сетей позволяет Библиотеке иметь выход в Интернет, а также пользоваться имеющимися в Администрации базами данных.
В 2002 году Библиотека Автограда инициировала рассмотрение вопроса дальнейшего расширения автоматизированной библиотечной сети и создание единого информационного ресурса всех муниципальных библиотек г. Тольятти на уровне мэра города. Проведено 3 совещания в Департаменте культуры и 2 совещания у заместителей мэра. Решено подготовить материалы для включения этого направления в городскую целевую программу на 2003-2008 гг. В рабочую группу по разработке городской целевой программы включен представитель от всех муниципальных библиотек (Булюкина Н.В.). Совместно с отделом АСУ Администрации Автозаводского района подготовлен и отправлен на согласование в Департамент культуры Проект дальнейшей автоматизации Библиотеки Автограда в 2003 году. Однако финансирования программы на уровне города не произошло. Поэтому сколько-нибудь расширить программу не удалось.
В 2003 году завершены работы по автоматизации библиотеки-филиала №11: было закуплено и установлено 2 ПК, осуществлено подключение филиала к центральному серверу. Это позволило соединить филиал с единой библиотечной сетью в центральном офисе Библиотеки Автограда, обеспечило доступ к электронному каталогу, библиографическим базам данных и Интернет.