Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:28, реферат
Потребность учреждения в денежных средствах, используемых на оплату труда персонала, регулируется планом по фонду заработной платы. Фонд заработной платы планируется исходя из планового числа штатных должностей и среднего размера должностных окладов, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу.
В каждом учреждении рассчитывается фонд заработной платы, т.е. сумма денежных средств, необходимых для оплаты труда работников за выполнение установленного объема работ [9, с.145].
Потребность учреждения в денежных средствах, используемых на оплату труда персонала, регулируется планом по фонду заработной платы. Фонд заработной платы планируется исходя из планового числа штатных должностей и среднего размера должностных окладов, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу. При изменении условий оплаты труда в течение года сметные назначения по фонду заработной платы корректируются [7, с.140].
Задачами анализа
– оценка обоснованности потребности учреждения в средствах на оплату труда;
– характеристика состава фонда заработной платы по категориям персонала, структурным подразделениям и формам выплат;
– определение полноты
– выявление факторов и измерение их влияния на изменение выплат из фонда оплаты труда;
– характеристика уровня средней ставки (должностного оклада) и факторов ее изменения;
– проверка соответствия роста расходов по фонду заработной платы и объема работы учреждения;
– изучение уровня организации оплаты труда и предупреждение нерациональных выплат по фонду заработной платы.
В учреждениях здравоохранения существует штатно-окладная система оплаты труда.
Размер заработной платы работников зависит от занимаемой должности с учетом квалификационной категории, уровня образования, стажа работы по занимаемой должности, наличия почетных званий.
Средства на оплату труда должны расходоваться в пределах установленного объема сметы с учетом выполнения плана по оказанию услуг.
Анализ фонда заработной платы, как правило, начинают с характеристики выполнения плана (сметных назначений) по этому показателю в целом по учреждению и по отдельным его звеньям и категориям персонала.
В качестве источников информации для анализа используются следующие документы:
– отчет по штатам и контингентам;
– отчет по труду;
– тарификационные списки учреждения;
– смета расходов и прочие.
Оценку проведем по показателям и данным таблиц 1.
Таблица 1
Оценка использования фонда заработной платы в целом по учреждению и категориям персонала ГУЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» за период 2011-2012 гг., млн. руб.
Категории персонала |
Фонд заработной платы |
Отклонение (+, –) |
Выполнение сметных назначений, | ||
По смете |
Фактически |
Абсолют-ное |
% | ||
2011 | |||||
Врачи |
8 313,12 |
7 688,34 |
–624,78 |
–7,52 |
92,48 |
Средний медперсонал |
20 636,16 |
20 068.75 |
-567.41 |
-2,75 |
97,25 |
Прочий персонал |
14 088,56 |
14 088,56 |
– |
– |
100,00 |
Итого |
43 037,84 |
41 845,65 |
–1 192, 19 |
–2,77 |
97,23 |
2012 | |||||
Врачи |
11 091,85 |
10 276,15 |
–815,70 |
–7,35 |
92,65 |
Средний медперсонал |
23 417,13 |
22 738.76 |
–678,37 |
–2,90 |
97,10 |
Прочий персонал |
16 002,83 |
16 002,83 |
– |
– |
100,00 |
Итого |
50 511,81 |
49 017,74 |
–1 494,07 |
–2,96 |
97,04 |
Из данных таблицы 1 следует, что план по фонду заработной платы ГУЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» в 2011 г. выполнен на 97,23%. Экономия составила 1 192,19 млн. руб., что может являться положительным результатом работы, но при условии, что эта экономия не ведет к уменьшению объема выполняемых работ и снижению качества обслуживания населения. Она образовалась за счет отклонения фактического фонда от планового по всем категориям работающих из-за недоукомплектованности учреждения персоналом.
Отклонение по фонду заработной платы наблюдается по врачам – на 624,78 млн. руб. (7,52%), по среднему медицинскому персоналу – на 567,41 млн. руб. (2,75%).
В 2012 году план по фонду заработной платы ГУЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» выполнен на 97,04%. Экономия составила 2 494,07 млн. руб. Она образовалась за счет отклонения фактического фонда от планового по всем категориям работающих из-за недоукомплектованности учреждения персоналом, которая наблюдается в больнице как в 2011, так и в 2012 году.
Сравнивая показатели использования фонда заработной платы за период 2011-2012 гг. необходимо отметить, что фонд оплаты труда как в 2011, так и в 2012 году, имел отклонения от сметных назначений. Главной причиной данных отклонений является снижение численности работников учреждения по всем категориям персонала.
Однако фонд заработной платы в 2012 году увеличился по сравнению с 2011 годом на 7 152,09 (17,08%) из-за общего повышения заработной платы работникам бюджетной сферы.
Конкретизировать причины
На абсолютное отклонение по фонду заработной платы оказывают влияние следующие факторы: количественный, т.е. изменение фактической численности работников по сравнению с плановой; качественный, т.е. изменение фактической средней заработной платы по сравнению с плановой [7, c.142].
Влияние изменения этих факторов на отклонение по фонду заработной платы можно определить по формулам, используя при этом прием абсолютных разниц:
, (2.12)
где DФЧ – изменение по фонду заработной платы за счет изменения количественного фактора;
DЧР – прирост (сокращение) численности работников по сравнению с планом;
УСР. З – средняя заработная плата одного работника по плану.
, (2.13)
где DФСР. З – изменение по фонду заработной платы за счет изменения качественного фактора;
DУЗ – изменение фактической средней заработной платы одного работающего по сравнению с плановой ее величиной;
ЧРФ – численность работающих по отчету.
Для расчета влияния изменений факторов на отклонение по фонду заработной платы используем показатели и данные таблицы 2.
Таблица 2. Расчет влияния изменений факторов на отклонение по фонду заработной платы ГУЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» за период 2011 г.
Категории персонала |
Фонд заработной платы, млн. руб. |
Средне-месячная числен-ность работников, чел. |
Фонд заработной платы одного работающего, млн. руб. |
Отклонение по фонду заработной платы, млн. руб. | |||||
По смете |
Фактически |
По плану |
Фактически |
По смете |
Фактически |
Всего |
В том числе за счет изменения | ||
Численности работающих |
Средней заработной платы | ||||||||
Врачи |
8 313,12 |
7 688,34 |
117 |
105 |
71,05 |
73,22 |
–624,78 |
–852,60 |
227,85 |
Средний медперсонал |
20 636,16 |
20 068,75 |
482 |
479 |
42,81 |
41,89 |
281,40 |
–128,43 |
-440,68 |
Прочий |
14 088,56 |
14 088,56 |
123 |
123 |
114,54 |
114,54 |
– |
– |
– |
Итого |
43 037,84 |
41 845,65 |
722 |
707 |
59,61 |
59, 19 |
–1 192, 19 |
–894,14 |
–298,05 |
Сокращение численности работающих (количественного фактора) на 15 человек привело к экономии фонда оплаты труда на 894,14 млн. руб.:
(707–722) *59,61 = –894,14.
Сокращение средней заработной платы (качественного фактора) на 0,42 млн. руб. привело к уменьшению фонда оплаты труда на –298,05 тыс. руб.:
707*(59, 19–59,61) = –298,05.
Суммарное влияние изменения двух факторов составляет (–1 192, 19) тыс. руб.
Балансовая увязка указывает на правильность проведенных расчетов:
(–894,14+(–298,05)) = (41 845,65–43 037,84);
(–1 192, 19) = (–1 192, 19).
Экономия в целом по учреждению на 1 192,19 млн. руб. достигнута за счет сокращения численности персонала и понижения среднего уровня заработной платы. На это повлияло сокращение средней заработной платы медицинского персонала.
Таблица 3. Расчет влияния изменений факторов на отклонение по фонду заработной платы ГУЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» за период 2012 г.
Категории персонала |
Фонд заработной платы, тыс. руб. |
Средне-месячная числен-ность работни-ков, чел. |
Фонд заработной платы одного работающего, тыс. руб. |
Отклонение по фонду заработной платы, тыс. руб. | |||||
По смете |
Фактически |
По плану |
Фактически |
По смете |
Фактически |
Всего |
В том числе за счет изменения | ||
Численности работающих |
Средней заработной платы | ||||||||
Врачи |
11 091,85 |
10 276,15 |
110 |
101 |
100,84 |
101,74 |
–815,70 |
–907,56 |
90,9 |
Средний медперсонал |
23 417,13 |
22 738,76 |
479 |
455 |
48,89 |
49,96 |
–479,53 |
1173,36 |
486,85 |
Прочий |
16 002,83 |
16 002,83 |
126 |
126 |
127,01 |
127,01 |
– |
– |
– |
Итого |
50 511,81 |
49 017,74 |
715 |
682 |
70,65 |
71,87 |
–1 494,07 |
–2 331,31 |
837,24 |
Сокращение численности
(715–682) *70,65 = –2 331,31.
Увеличение средней заработной платы (качественного фактора) на 1,22 млн. руб. привело к увеличению фонда оплаты труда на 837,24 млн. руб.:
682*(71,87–70,65) = 837,24.
Суммарное влияние изменения двух факторов составляет (–1 494,07) млн. руб.
Балансовая увязка указывает на правильность проведенных расчетов:
(–2 331,31+837,24) = (49 017,74–50 511,81);
(–1 494,07) = (–1 494,07).
Анализ данных о влиянии основных факторов на использование фонда заработной платы позволяет сделать вывод о том, что экономия в целом на 1 494,07 млн. руб. достигнута за счет сокращения численности персонала при увеличении объема работы и заслуживает положительной оценки. Одновременно в учреждении наблюдается рост уровня средней заработной платы. По этой причине расход фонда заработной платы увеличился на 837,24 млн. По этой причине экономия фонда заработной платы возможна только за счет сокращения численности персонала, однако это приводит к снижению качества обслуживания пациентов, к неполному использованию мощности учреждения.
Важное значение имеет изучение состава и структуры фонда заработной платы по элементам выплат. Это связано с тем, что для большинства категорий работников, кроме основного оклада, предусмотрены доплаты, надбавки, премии и дополнительные выплаты к основному окладу.
Так как в учреждениях
Врачам и среднему медицинскому
персоналу разрешается
Анализ использования фонда заработной платы по его составу, т.е. по основной и дополнительной заработной плате, проведем по данным таблицы 4.
Таблица 4. Анализ использования фонда заработной платы по его составу ГУЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» за период 2012 г.
Показатели |
Сумма фонда заработной платы |
Отклонение (+,–) |
Выпол-нение плана,% | ||||
По смете |
Фактически | ||||||
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес,% |
По сумме |
По удельному весу | ||
Основная заработная плата штатного персонала |
34 055,06 |
67,42 |
34 988,86 |
71,38 |
933,80 |
3,96 |
102,74 |
Дополнительная заработная плата |
16 456,75 |
32,58 |
14 028,88 |
28,62 |
–2 427,87 |
–3,96 |
85,25 |
В том числе: – праздничные – премии –индексация – различные надбавки – прочие выплаты |
116,18 |
0,23 |
88,23 |
0,18 |
–27,95 |
–0,05 |
75,94 |
4 798,62 |
9,50 |
4 656,69 |
9,50 |
–1 419,30 |
– |
97,04 | |
1 161,77 |
2,30 |
1 117,61 |
2,28 |
–44,16 |
–0,02 |
96, 20 | |
6 541,28 |
12,95 |
5 784,09 |
11,80 |
–757, 19 |
–1,15 |
88,42 | |
3 838,90 |
7,60 |
2 382,26 |
4,86 |
–1 456,64 |
–2,74 |
62,05 | |
Итого |
50 511,81 |
100,00 |
49 017,74 |
100,00 |
–1 494,07 |
– |
97,04 |
Из данных таблицы 4 следует, что план по фонду заработной платы по основной заработной плате перевыполнен на 2,74%, а по дополнительной – недовыполнен на 14,75%. Таким образом, динамика по основной заработной плате выше, чем по дополнительной, что является положительным явлением.
Структура фонда заработной платы в общем существенно не изменилась, сократились доли надбавок на 1,15% и прочих выплат – на 2,74%. По остальным элементам заработной платы изменения удельного веса незначительны.
Таблица 6. Расчет прироста средней заработной платы на 1% прироста выработки в ГУЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» за период 2011-2012 гг.
Показатель |
2011 год |
2012 год |
План к 2011 году,% |
Отчет к 2011 году,% |
Выполнение плана,% | |
По плану |
По отчету | |||||
Фонд заработной платы, тыс. руб. |
41 845,65 |
50 511,81 |
49 017,74 |
120,71 |
117,14 |
97,04 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
707 |
715 |
682 |
101,13 |
96,46 |
95,38 |
Среднегодовая выработка одного работника, чел. |
259,13 |
227,95 |
251,77 |
87,97 |
97,16 |
110,45 |
Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб. |
59, 19 |
70,65 |
71,87 |
119,36 |
121,42 |
101,73 |
Прирост средней заработной платы на 1% прироста производительности труда,% |
– |
– |
– |
1,61 |
7,54 |
– |
Из данных таблицы 6 следует, что среднегодовая выработка и среднегодовая заработная плата по сравнению с планом увеличились соответственно на 10,45% и 1,73%. Соотношение между темпами роста этих показателей, принятыми в плане, не соблюдены, что свидетельствует о наличии относительного перерасхода по фонду заработной платы. Для определения его величины необходимо рассчитать увеличение средней заработной платы по сравнению с планом с учетом снижение выработки. При соблюдении установленного в плане соотношения заработная плата должна снизиться на 16,82% и составить 58,76 млн. руб.
Фактически она составила 71,87 млн. руб. и превысила расчетную величину на 13,11 млн. руб., а на всю численность работников – на 8 941,02 млн. руб. Из этого следует вывод о том, что учреждению необходимо разработать мероприятия по увеличению объема выполняемых работ за счет роста уровня выработки одного работающего.