Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы является освещение работы и функций фондовой биржи и изучение перспектив развития фондовой биржи в России.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
Осветить историю возникновения старейших фондовых бирж мира и появление бирж в России;
Определить понятие фондовой биржи и ее задачи:
Выявить организационную структуру и членов фондовых бирж;
Определить новые тенденции в развитии фондовых бирж;
Предложить стратегию фондовых бирж в России в новых условиях.
Нарастают масштабы глобального технологического перевооружения финансовых рынков на основе Интернет - технологий.
Интернет - технологии не только стирают национальные границы между финансовыми рынками. Они способствуют установлению непосредственных связей между инвесторами и эмитентами в не зависимости от их национальной принадлежности. Их применение стало одним из главных факторов развития финансовых рынков в последние годы ХХ века. Возросла взаимосвязь между финансовым и реальным секторами экономики. Например, в США 60 % всего объема ежегодных инвестиций в экономику вкладывается в компании, связанные с информационными технологиями. Операции этих компаний по привлечению средств на фондовом рынке активно стимулирует научно-технический прогресс в реальном секторе.
Изменилась психология участников рынка.
Все более широкий круг частных лиц видит в операциях на финансовом рынке возможность выгодного и достаточно надежного размещения сбережений. В немалой степени этому способствует отлаженная и четкая система регулирования операций на рынке, обеспечение прав инвесторов.
Биржевая индустрия претерпевает серьезные изменения. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса
В целом индустрия фондового рынка сейчас
переживает драматическую пору перемен,
обусловленных отчасти техническими и
технологическими предпосылками, вызывающими
глубокие изменения законодательного
и регулирующего характера. Создание новых
технологий ужесточает конкуренцию между
инфраструктурными организациями, между
региональными центрами, заставляет профессиональных
участников рынка интенсивно развивать
технологии с целью их удешевления, снижения
издержек для клиентов и поиска новых
эффективных форм управления
Основные тенденции развития мировой биржевой индустрии таковы:
Интернационализация деятельности бирж. Технологические возможности, либерализация валютного регулирования, необходимость выдерживать натиск конкурентов заставляют биржи выходить за национальные рамки и предлагать свои услуги на внешнем рынке.
Универсализация деятельности бирж. Стремясь эффективно конкурировать на рынке финансовых услуг, биржи идут по пути предоставления своим клиентам максимально широкого спектра услуг. Происходит совмещение собственно организации торговли различными финансовыми инструментами с клиринговой деятельностью, предоставлением услуг по депозитарному и расчетному обслуживанию, широко спектра информационных услуг. Таким образом, биржи превращаются в универсальные институты финансового рынка.
Нарастание процесса слияний, коопераций, взаимного доступа, унификации правил торговли, обмена информацией в сфере традиционной биржевой торговли. Причины этих процессов видятся в резко усилившимся процессе глобализации и консолидации традиционного биржевого бизнеса в условиях возросшей конкуренции со стороны электронных и Интернет - систем. Технологизация деятельности бирж и постепенное стирание граней между традиционными биржами и электронными внебиржевыми торговыми системами. Данная тенденция проявляется в стремлении бирж использовать систему электронной торговли, в отказе от голосовых торгов; по существу биржи превращаются в систему так называемых "торговых точек" (trading points), обслуживающих клиентов с помощью удаленных рабочих терминалов.
Коммерциоализация деятельности бирж. Коммерциоализация означает превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций в обычные акционерные общества (выплачивающие дивиденды), акции которых обращаются на свободном рынке.
Традиционной концепцией является "нейтральная", "некоммерческая" природа биржи, которая не должна в своей деятельности преследовать целью получение прибыли. Фондовая биржа рассматривается как рынок, который создается профессиональными участниками "для себя", то есть для выполнения на нем своих задач по перераспределению финансовых ресурсов.
В этом своем качестве биржа должна обеспечить равенство всех участников на рынка и равный доступ к нему, информационную прозрачность, честность и справедливость ценообразования, отсутствие нечестных торговых практик, мониторинг и регулирование рынка и надзор за участниками с тем, чтобы уменьшить риски рынка и обеспечить его ликвидность.
Соответственно те платежи, которые вносят участники (создатели биржи), должны только покрывать затраты на ее содержание и развитие, при этом издержки, которые несут участники рынка на его поддержание, должны быть минимальными (биржа не должна получать прибыль и распределять ее). Для участников рынка биржа, которую они создали лишь инструментарий, лишь форма, дающая возможность выполнять свои функции по перераспределению денежных ресурсов (при этом форма, которая должна быть нейтральной по отношению ко всем участникам, что исключает владение биржей со стороны только части ее членов).
Соответственно биржам приходится решать следующие задачи:
Позиционирование биржи на рынке — рыночная ниша, виды рынков, продуктовый ряд, клиенты (члены биржи, эмитенты и инвесторы стали клиентами, поскольку обладали свободой выбора торговых систем), ценовая политика, максимальное удовлетворение потребностей клиентов и т. д.;
Рост и диверсификация доходов для покрытия затрат на развитие (биржевое дело становится все более капиталоемким; высокие темпы изменений информационных технологий и их технической и коммуникационной базы определяют необходимость постоянного обновления систем биржи и масштабных инвестиций). снижение расходов в условиях острой ценовой конкуренции и дефицита средств на развитие, ограничение издержек, которые несут ; члены биржи для поддержания рынка (в ином случае биржа становилась неконкурентоспособной); Ведение биржевого маркетинга как условие успешной конкуренции фондовых бирж, разработка долгосрочных политик развития, стратегий поведения на рынке для удержания рыночной ниши.
Все эти задачи являются, по сути, задачами коммерческой организации, ничем не отличаются от тех целей, которые ставит перед собой крупная корпорация, и соответственно во все большей мере стала заявлять о себе тенденция к “коммерциализации” фондовых бирж.
Некоторые рынки изменили или находятся в процессе изменения своего юридического статуса с тем, что бы стать частными компаниями, преследующими (или не преследующими) цели получения прибыли.
Фондовые биржи также реструктурируют свой штат и департаменты с тем, чтобы придать им форму, повсеместно принятую в обычных деловых корпорациях. Возникают структуры. связанные со стратегией, маркетингом. -промоушн” приглашаются внешние профессиональные менеджеры, не имевшие до этого опыта работы с биржами (или имевшие небольшой опыт).
Так же коммерциализация - это прямое следствие внедрения компьютерных технологий. В настоящее время многие брокеры, устанавливая систему автоматического ввода клиентских заявок, по существу оказывают услуги, подобные услугам фондовой биржи. Чтобы конкурировать с такими брокерами, биржи вынуждены отказываться от традиционных форм работы как "закрытых клубов по интереса", существующим за счет клубных взносов участников. Они превращаются в бизнес - организации, которые предоставляют услуги практически любым участникам, выразившим готовность пользоваться этими услугами.
В настоящее время, когда процесс создания глобального финансового рынка стал реальностью, предоставляя эмитентам доступ к дешевым инвестиционным ресурсам, государственные органы регулирования должны учитывать то, что территориальные и национальные границы рынка постепенно стираются. Оценивая риски, которые несет инвесторам процесс интернационализации, органы регулирования сталкиваются с интересным феноменом - конкуренция бирж и торговых систем различных стран вызывает своеобразную конкуренцию среди них самих. Глобализация и интернационализация ставят перед государственными органами регулирования множество новых проблем и вопросов: неясно, как регулировать деятельность иностранных членов национальной фондовой биржи; насколько правила национальной биржи отвечают законодательству тех стран, в которых установлены удаленные терминалы данной биржи; как должен относиться национальный регулирующий орган к иностранной бирже, которая хочет установить свои удаленные торговые терминалы в данной стране; насколько надежны процедуры расчетов и гарантии исполнения сделок, заключенных в наднациональном торговом пространстве: насколько безопасны торговые сети и Интернет. [9,42] Несмотря на то, что проблемы выработки единых региональных и даже мировых унифицированных регулирующий фонд рынка пока остаются только прогнозами, наднациональные финансовые рынки становятся реальностью. В этих условиях важной целью государственных органов регулирования становится нахождение баланса между динамичностью развития национальной инфраструктуры финансового рынка и выполнением статусных задач по обеспечению защиты интересов инвесторов и поддержанию доверия инвестором к рынкам капиталов.
2.2 Стратегия фондовых бирж в России в новых условиях
Анализ мировых тенденций развития рынка ценных бумаг страдал бы излишней абстракцией, если не попытаться оценить мировой опыт с точки зрения его использования в России. В настоящее время рынок ценных бумаг, как и вся российская экономика, поражен глубоким кризисом. Он был вызван целым комплексом как объективных, так и субъективных факторов. В России продолжают функционировать многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в настоящее время является весьма туманным.
Рассматривая проблему развития российского фондового рынка, следует выделить ее составные части - политику самих бирж и политику государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг.
Политика бирж. В России развитие фондовых бирж с точки зрения их рынков и технологической цепи происходило в двух направлениях - создание, во-первых, собственно фондовых бирж, во-вторых, универсальных институтов, формирующих рынки различных финансовых инструментов и валюты, обеспечивающих также участников полным набором услуг - от организации торгов до осуществления клиринга и обеспечения расчетов, как по ценным бумагам, так и по денежным средствам.
Примером первого направления является Российская торговая система (РТС), второго - Московская межбанковская валютная биржа. В настоящее время Российская торговая система создало Расчетную палату, усиливает свое взаимодействие с Депозитарно-клиринговои компанией и начинает выполнять функции организации расчетов по заключаемым сделкам. Таким образом, организация рынка по принципу единой технологической цепочки, используемому первоначально только на ММВБ, развивается на всех ведущих фондовых площадках России (РТС, МФБ, СПВБ и т. д.). На сегодняшний день еще сохраняются различия в торгуемых инструментах. Если РТС продолжает оставаться организатором торгов по акциям, то некогда специализированные площадки по торговле акциями и облигациями (например, Московская фондовая биржа) пытаются организовать рынок валюты и рынок дериватов. (Пионерами универсальных фондовых бирж остаются ММВБ и СПВБ, которые с 1997г. организуют торги практически по всем видам финансовых инструментов и валюте.) В целом тенденция универсализация прослеживается и в России. Сохраняются различия и в организационно-правовой форме организаторов торгов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и принципами государственного регулирования наложены жесткие ограничения на организационно-правовую форму отдельных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, фондовая биржа создается только в форме некоммерческого партнерства (МФБ, РТС), в то время как организатором торговли может быть и закрытое акционерное общество. Именно поэтому ММВБ (закрытое акционерное общество), являющаяся по функциям полноценной фондовой биржей, обладает лицензией организатора торговли, (что, в общем, не мешает ей успешно развивать данный вид деятельности и конкурировать с полноценными фондовыми биржами).
Что касается технологического аспекта,
то в данной области в России отмечается
редкое единство - все биржи и торговые
системы используют электронные торговые
системы, а не механизм зального голосового
аукциона. В плане регионального охвата
все ведущие площадки России благодаря
электронным технологиям организации
торгов не ограничиваются только своими,
регионами и пытаются более или менее
успешно привлекать региональных участников.
На ММВБ работают свыше ста региональных
профессиональных участников нескольких
десятков, регионов России, в семи городах
функционируют представители ММВБ, обеспечивающие
участникам доступ к торгам на ММВБ; в
РТС также работают региональные участники;
МФБ неоднократно декларировала свои
региональные планы. Те региональные биржи,
которые ориентируются только на профессиональных
участников данного конкретного региона,
стагнируют, несмотря порой на активную
поддержку местных властей.
Таким образом,
можно отметить, что на деятельность российских
бирж влияют мировые достижения и тенденции.
Это вселяет надежду, что именно рынок,
то есть сами профессиональные участники,
в перспективе выберет наиболее эффективные
площадки, оказывающие более качественные
услуги с меньшими издержками. Политика
государственных органов регулирования
российского рынка ценных бумаг. В этой
области налицо отставание России от мировых
тенденций, а порой просто консервация
отдельных моделей организации рынка,
возраст которых насчитывает уже десятки
лет. В качестве отдельных примеров можно
привести особую приверженность российских
регуляторов к некоммерческим партнерствам
(так, фондовая биржа, клиринговый центр,
некоторые виды депозитариев могут быть
созданы только в рамках данной организационно-правовой
формы) и патологическое недоверие к открытым
акционерным обществам. Сохранены ограничения
на совмещение ряда видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг. Нередко
мнение профессиональных участников откровенно
игнорируется регуляторами рынка ценных
бумаг. Разумеется, не все то, к чему стремятся
профессиональные участники, полезно
для рынка ценных бумаг вообще, поскольку
разные интересы у государственных органов,
регулирующих рынок, и у различных профессиональных
участников. Но если целиком игнорировать
мнение последних, прикрываясь как щитом
задачей защиты инвесторов, то можно полностью
ликвидировать отдельные группы профессиональных
участников.
Надежда на оптимистический прогноз российского рынка ценных бумаг и на сохранение и последующее развитие национальных институтов рынка ценных бумаг позволяет сделать вывод, что анализ мирового опыта в этой области не бесполезен для всех специалистов (как регулирующих рынок, так и работающих на нем).