Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:24, доклад
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение,
связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых
необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных
бумаг.В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования
Р.Ц.Б.
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение,
связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых
необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных
бумаг.В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования
Р.Ц.Б.
В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития
российского фондового рынка, которые
требуют первоочередного
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного
кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в
стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг.
Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических
партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль
правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке
ценных бумаг. К тому же, как отмечалось выше, большую часть современного
Р.Ц.Б. составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем
состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке
ценных бумаг.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного
обслуживания финансовых запросов
государства и
пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных
денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя
своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие
производства способны вывести российскую экономику на качественно новый
уровень.
3. Улучшение качественных характеристик рынка:
*наращивание объемов и
бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся,
размер капитализации рынка
акций в процентах к
должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без
укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
*пресечение обращения на
профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на
себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по
пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем
пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация
складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют
большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже несмотря
на это, общая доля поддельных бумаг на российском рынке никак не меньше 40%.
Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные.
Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства
поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по
стандартам.
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
1) создание государственной
области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования
(окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает
ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников
финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); У
правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных
бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически
обязательный атрибут
2) формирование согласованной
фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих
государственных органов;
В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС
(Российская Торговая Система).
Но нет единой системы
регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например
разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто
пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством
системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы
этими делами, в России нет.
3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая
сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания
рынка ценных бумаг;
4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее
правовой базы для ограничения рисков инвесторов;
5) создание системы отчетности
и публикации макро- и
информации о состоянии рынка ценных бумаг;
Также, нет единой системы выставления отчетов по рынку ценных бумаг.
Этим занимаются или интернет - сайты, или журналы, но ни первые, ни
последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так например, в
интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не
причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех
графиков, и очень мало аналитики.
6) формирование активно
инвестиционными институтами;
7) государственная поддержка
8) преодоление опережающего
которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание
непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в
производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя
ресурсы, мешая развиваться
устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и
переносе капитала на производственный сектор.
5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием
государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные
бумаги от потерь.
6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети
для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.
7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема
публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной
рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий
(характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание
общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как
отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной
бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке
ликвидности ценной бумаги, к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе
создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет
руководствоваться скорее всего принципами стран Запада, вероятнее всего США.
8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
а) создания консультативного органа, объединяющего представителей
государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов,
регионов и публики;
б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;
в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов
государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
г) государственной поддержки
д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка
(экспертные советы ученых и т.п.).
9. Среди крупнейших эмитентов фигурируют в основном нефтедобывающие
компании, так например капитал того же ЛУКойл НК составляет
$8 828 772 354 на начало 2000 года. Это показывает, что в России прежде всего
развита именно добывающая промышленность.
10. Вовлечение в промышленный оборот все большего числа акций российских
акционерных обществ. В связи с деятельностью таких компаний как МММ, Русский
Дом Селенга и.т.д., кредит доверия у частных лиц и у некоторых акционерных
компаний к фондовому рынку был потерян, и вероятно на долгое время.
III. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг
Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в
России на нынешнем этапе являются:
¨ концентрация и централизация капиталов;
¨ интернационализация и глобализация рынка;
¨ повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;
¨ компьютеризация р.ц.б.;
¨ нововведения на рынке;
¨ секьюритизация;
¨ взаимопроникновение с другими рынками капиталов.
¨ Дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран.
¨ Создание полной законодательной и другой нормативной базы
функционирования фондового
Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет два
аспекта по отношению к р.ц.б. Речь идёт о процессах, которые свойственны
данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок
вовлекаются всё новые участники, для которых данная деятельность становится
основной, профессиональной, а с другой – идёт процесс выделения крупных,
ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов
(концентрация капитала), так и путём их слияния в ещё более крупные структуры
р.ц.б. (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются
торговые системы типа НАСДАК или других организаторов рынка, а также несколько
наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную долю всех
операций на рынке.
В то же время р.ц.б. сам по себе притягивает всё большие капиталы общества.
Интернационализация р.ц.б означает, что национальный капитал
переходит границы стран, формируется мировой р.ц.б., по отношению к которому,
национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны
получает возможность
других странах. Р.ц.б. принимает глобальный, всеземной характер. Национальные
рынки – это просто составные части глобального всемирного р.ц.б. Торговля на
таком глобальном рынке ведётся непрерывно и повсеместно. Его основу составляют
ц.б. транснациональных корпораций.
Надёжность р.ц.б. и степень доверия к нему со стороны массового
инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и
усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение р.ц.б. таковы,
что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса
воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить,
чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои
сбережения в ц.б. своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в
результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка
поэтому имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно
организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником
рынка – государством. Но есть и другая причина данного процесса – фискальная.
Усиление организованности рынка и контроля за ним позволяет каждому государству
увеличивать свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений от
участников рынка.
Компьютеризация р.ц.б. – результат широчайшего внедрения
компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой
компьютеризации р.ц.б. в своих современных формах и размерах был бы просто
невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании
рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и
всеохватывающих расчётов для участников рынка и между ними, так и в его
способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на
р.ц.б.
Нововведения на р.ц.б.:
¨ новые инструменты данного рынка – многочисленные виды производных
ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
¨ новые системы торговли ц.б. – системы, основанные на использовании
компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю в полностью
автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между
продавцами и покупателями.
¨ новая инфраструктура рынка – современные информационные системы,
системы клиринга и расчётов, депозитарного обслуживания р.ц.б.
Секьюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих
традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т.п.) в форму ц.б.;
тенденция превращения всё большей массы капитала в форму ц.б.; тенденция
перехода одних форм ц.б. в другие, более доступные для широких кругов
инвесторов
Дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран.
Рынок Российских ценных бумаг не может существовать изолированно.
Залогом дальнейшего развития является тесное взаимодействие с другими
фондовыми рынками, так например рынками США, Японии и др. развитых стран.