Формирование и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В развитой рыночной экономике решающим стимулом предпринимательской деятельности является получение и увеличение положительного финансового результата, который характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из важнейших задач в любой сфере бизнеса.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы процессов формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность, функции прибыли на предприятии
1.2 Формирование и использование прибыли на предприятии
1.3 Планирование прибыли. Факторы ее роста
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии
2. Анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Специализация и размер производства
2.3 Трудовые ресурсы, производительность труда на предприятии
2.4 Себестоимость и экономическая эффективность переработки молока
2.5 Анализ состава и динамики общей прибыли
2.6 Анализ прибыли от реализации продукции
2.7 Факторный анализ прибыли от реализации продукции
2.8 Анализ использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.9 Анализ рентабельности предприятия
3. Совершенствование процессов формирования прибыли за счет изыскания ее резервов
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли за счет увеличения объемов реализации отдельных видов продукции
3.2 Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

формирование и распределение.docx

— 72.82 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы прибыль  выполняла эти функции, необходимо выполнение ряда условий (рис.2).

Рис.2. Условия выполнения прибылью основных функций

1.2 Формирование и использование  прибыли на предприятии

Одними из важнейших этапов при формировании прибыли являются ее прогнозирование и планирование.

Для повышения обоснованности плана прибыли, своевременной корректировки  производственной, инвестиционной, инновационной  и финансовой политики предприятия  большое значение имеет прогнозирование  прибыли. Основа его – прогнозирование  спроса, цен, технико-экономических  характеристик оборудования. При  этом особое внимание уделяется факторам, в наибольшей мере влияющим на размеры  прибыли [21, с.69].

Для всех предприятий важна  прогнозная оценка конкурентоспособности  выпускаемой продукции, финансовой устойчивости поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий  и узлов, финансовой устойчивости потребителей продукции, стратегия маркетинга.

Применяются различные методы прогнозирования прибыли: метод  экспортных оценок, метод экстраполяции, метод экономико-математического  моделирования. Наиболее часто используются аддитивные (модели сложения), мультипликативные (модели умножения), кратные (модели деления) модели.

Результаты производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  будут высокими, если предприятие  разработало качественный план по прибыли  и обеспечило его выполнение.

Предприятие планирует прибыль  от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), от реализации имущества (элементов основных фондов, материальных и оборотных средств, нематериальных активов, ценных бумаг) и имущественных  прав, от внереализационных операций. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли и моделируются финансовые результаты от принятия различных  управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся  экономики планирование прибыли  осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах  и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный  период – квартал, полугодие. [23, c.12].

Основные методы планирования прибыли от реализации продукции  – метод прямого счета и  аналитический метод. Первый применяется  на предприятиях с небольшим ассортиментом  продукции, второй – при большом  ассортименте.

В современном рыночном хозяйстве  при планировании прибыли большое  внимание уделяется новым методам  управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам  ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать  структуру расходов, оперативно реагировать  на отклонения от нормальной запланированной  величины издержек и передать часть  функций по принятию решений на уровень  линейных управляющих. Они несут  ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Учет по центрам ответственности  базируется на принципе бюджетирования. Всесторонний (полный) бюджет – это  сочетание финансового и производственного  планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе  управления бюджеты используются для  планирования, оценки исполнения, координации  и установления коммуникаций. [27, c. 8].

На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные  модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан  на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь  осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового  планирования.

Первый этап планирования – организационный. На этом этапе  проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Определяющим фактором является наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции  или производственная мощность. На основе принятого решения о планируемом  объеме продаж заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

Второй этап – производственное планирование. Цель этого этапа –  разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки  изготовления, комплектация. Разработка производственной программы осуществляется с учетом уже имеющихся запасов  готовой продукции на складе, на ответственном хранении и в товарах  отгруженных. Одновременно рассчитываются размеры страховых запасов готовой  продукции на конец года в целях  обеспечения непрерывности отгрузки продукции.

Третий этап связан со вторым и включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости).Они  складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. На производственную себестоимость влияют изменения  в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки  оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.

Четвертый период – планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль  определяется как разница между  планируемой выручкой от продаж и  полной себестоимостью продукции. В  свою очередь, полная себестоимость  складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение  производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом  реализации продукции. Это затраты  на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и  другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю.

Пятый этап – проектирование балансовой прибыли. Под балансовой прибылью понимается финансовый результат  от всех видов деятельности предприятия  – основной, инвестиционной и финансовой. Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов  за минусом операционных и внереализационных  расходов. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться  в другие предприятия, на проведение НИОКР. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает  прибыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных  доходов и расходов. Разница между  полученными в результате финансовой деятельности – доходами и осуществленными  расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности – наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служат изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов  на планируемый период. [36, c. 112].

Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о  прибылях и убытках. Затем может  формироваться прогнозный баланс и  финансовый план.

Планирование прибыли  использует все параметры бизнес-плана  и является решающим в определении  финансового результата от всей деятельности предприятия. Необходимо усвоить связь  планирования прибыли с параметрами  производственной, хозяйственной и  финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи  в экономике предприятия и  понять их влияние на прибыль. Это  поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

На формирование общей  прибыли оказывают влияние многие факторы. Их можно классифицировать на внешние и внутренние [8, с.160].

К внешним факторам относятся:

·  социально-экономические условия;

·  природные условия;

·  цены на материально-энергетические ресурсы и тарифы на транспортные перевозки;

·  уровень развития внешнеэкономических связей и т.д.

К внутренним факторам относятся  изменения:

·  прибыли от продаж;

·  структуры реализованной продукции;

·  себестоимости продукции;

·  уровня цен на нее;

·  операционных и внереализационных доходов и расходов.

По степени соподчиненности  они делятся на факторы первого  и второго порядков [9, с.74].

К факторам первого порядка  относятся изменения:

·  прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг);

·  внереализационных результатов.

Факторами второго порядка  являются изменения:

·  объема реализованной продукции;

·  структуры реализованной продукции;

·  полной себестоимости реализованной продукции;

·  цен на реализованную продукцию;

·  доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;

·  штрафов, пени, неустоек полученных за вычетом уплаченных;

·  прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

·  поступлений долгов и дебиторской задолженности;

·  финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого  и второго порядков с общей  прибылью прямая, за исключением изменения  себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли. Факторы первого  порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтерской  прибыли, а второго порядка –  на прибыли от продаж.

К числу факторов, оказывающих  влияние на формирование общей прибыли, можно отнести и технико-экономические  особенности. Отраслевая специфика  влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного  цикла, особенности кругооборота средств, состав и структуру финансовых ресурсов и в конечном итоге на себестоимость  выпускаемой продукции.

Так, предприятия перерабатывающей отрасли, являясь связующим звеном между сырьевой базой и готовой  продукцией, направляющейся в сферу  торговли, имеет сравнительно небольшой  производственный цикл. Их особенностью является сочетание собственных  и арендованных основных фондов, что  учитывается при формировании финансовых ресурсов и конечного финансового  результата.

В условиях рыночных отношений  имеются три основных источника  получения прибыли.

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия  по выпуску той или иной продукции  и уникальности продукции.

Второй источник связан непосредственно  с производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно  меняющуюся конъюнктуру. [35, c. 47].

Третий источник связан с  инновационной деятельностью предприятия.

На предприятии прибыль  формируется как сумма финансовых результатов по всем видам его  деятельности.

Финансовый результат  основной (обычной) деятельности отражает результат той основной деятельности, которая зафиксирована в уставе предприятия.

Финансовый результат  операционной (финансовой) деятельности отражает результат финансовой деятельности и определяется как разность между  операционными доходами и операционными  расходами.

Финансовый результат  от внереализационных операций отражает результаты внереализационных операций и определяется как разность между  внереализационными доходами и внереализационными расходами.

Финансовый результат  от действия чрезвычайных обстоятельств  определяется как разность между  чрезвычайными поступлениями и  чрезвычайными расходами.

Объектом распределения  является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям  использования на предприятии [33, с.408].

Распределение прибыли –  это составная и неразрывная  часть общей системы распределительных  отношений наравне с распределением дохода физических лиц, самая главная.

Распределение прибыли следует  рассматривать в трех направлениях (рис.2) [36, с.62].

Рис.3. Направления распределения  прибыли

Прибыль распределяется между  государством, собственниками предприятия  и самим предприятием.

Взаимоотношения предприятия  и государства по поводу прибыли  строятся на основе ее налогообложения. Налоги оказывают значительное влияние  на формирование финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятия  и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и  потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные  налоги, налоги субъектов Федерации  и местные. Начисление налогов проводится с отнесением их на различные источники. [26, c.31].

Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, услуг). К таким налогам относятся  налог на добавленную стоимость , акцизы, экспортные таможенные пошлины. Некоторые налоги включаются в состав расходов по производству продукции, то есть относятся на ее себестоимость  или же на их сумму увеличивается  стоимость амортизируемого имущества. К ним относятся единый социальный налог, транспортный налог, импортные  таможенные пошлины, государственные  пошлины, земельный, лесной и другие ресурсные налоги. Другие налоги относятся  на финансовые результаты хозяйственной  деятельности предприятия, то есть уменьшают  его балансовую прибыль: налог на прибыль, на имущество, на рекламу.

Из прибыли, полученной в  результате финансово-хозяйственной  деятельности и остающейся у предприятия  после уплаты налога на прибыль, предприятие  уплачивает некоторые местные налоги.

Оставшиеся две трети  полученной организацией прибыли распределяются между собственниками (акционерами  и учредителями) и самой организацией. Распределение прибыли между  собственниками выражено выплатой дивидендов за данный период. Дивиденды должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.

Информация о работе Формирование и использование прибыли