Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:59, реферат
Степень использования основных фондов является важнейшим фактором, определяющим размеры производства продукции. Основные фонды автомобильного транспорта представляют значительную часть богатства Советского Союза. Улучшение использования основных фондов является задачей первостепенной важности всех работников АТП и может достигаться за счет: повышения производительности автомобильного парка в час, сутки, месяц, год; увеличения межремонтных и амортизационных пробегов подвижного состава, а также за счет увеличения срока службы других основных фондов (зданий, сооружений и оборудования). Увеличение производительности ходового подвижного состава в сутки может быть достигнуто за счет увеличения продолжительности работы на линии в течение суток.
Формирование и моральный износ основных фондов АТП. |
Степень использования
основных фондов является важнейшим
фактором, определяющим размеры производства продукции. Основные
фонды автомобильного транспорта представляют
значительную часть богатства Советского
Союза. Улучшение использования основных
фондов является задачей первостепенной
важности всех работников АТП и может
достигаться за счет: повышения производительности
автомобильного парка в час, сутки, месяц,
год; увеличения межремонтных и амортизационных
пробегов подвижного состава, а также
за счет увеличения срока службы других
основных фондов (зданий, сооружений и
оборудования). Увеличение производительности
ходового подвижного состава в сутки может
быть достигнуто за счет увеличения продолжительности
работы на линии в течение суток. Последнее
достигается увеличением сменности работы
автомобильного парка.
Повышение производительности в«его автомобильного
парка за месяц, квартал, год наряду с увеличением
суточной производительности ходовых
автомобилей достигается путем повышения
коэффициента выпуска автомобилей на
линию, который в свою очередь находится
в зависимости от коэффициента технической
готовности и от организации работы по
выпуску автомобилей на линию.
Увеличение срока службы подвижного состава
межремонтного и амортизационного пробегов
достигается путем повышения качества
технического обслуживания и текущих
ремонтов автомобилей, повышением культуры
технической эксплуатации.
Использование прицепов способствует
значительному росту производительности
парка автомобилей.
Большое значение для улучшения использования
основных фондов имеет широкое развитие
социалистического соревнования. Передовые
водители добиваются систематического
повышения производительности труда и
увеличения межремонтных пробегов автомобилей
за счет высокой культуры вождения, своевременного
и высококачественного технического обслуживания.
нии основных фондов достигается соответствующей
системой оплаты труда (премиями за пробег
автомобилей сверх установленных норм,
за экономию шин и т. д.), образованием фондов
экономического стимулирования и т. п.
В производственном
процессе на любом предприятии участвуют
люди и определенные средства производства.
Средства производства представляют собой материальные, вещественные
элементы производственного процесса:
автомобили, Таким образом, в результате производственной
деятельности АТП имеющаяся часть основных
фондов в виде автомобилей, зданий, сооружений,
оборудования и т. д. постепенно уменьшается,
а сумма амортизационных отчислений соответственно
растет. В результате полной компенсации
стоимости основных фондов накопленные
амортизационные отчисления могут быть
использованы для приобретения новых
средств труда.
Структура основных
фондов на различных АТП может
быть различна в зависимости от состава
автомобильного парка, наличия производственных
помещений для обслуживания и
ремонта автомобилей, обеспеченности
оборудованием, уровня . механизации
и автоматизации гаражных процессов. На
АТП, имеющих автомобильный парк большой
грузоподъемности, транспортные средства
имеют больший удельный вес в основных
фондах. Посредством тарифов
на автомобильном транспорте возмещается
только часть прибавочного продукта,
соответствующая сумме прибыли автотранспортных предприятий. Амортизационные отчисления на автомобильном транспорте |
Под амортизацией
понимается возмещение износа основных
фондов путем постепенного перенесения
их стоимости на вновь созданный
в процессе производства продукт или выполненную транспортную
работу. Для компенсации износа основных
фондов каждое социалистическое предприятие
производит необходимые отчисления в
амортизационный фонд.
Большое значение имеет правильное определение
величины амортизационных отчислений,
которые являются составной частью затрат
на производство продукции или выполнение
транспортной работы. Поэтому их величина
в определенной степени определяет себестоимость
продукции АТП.
Амортизационный фонд должен быть достаточен
для возмещения износа новых основных
фондов, их капитального ремонта и модернизации.
Основные фонды в процессе производства
подвергаются физическому износу и поэтому
снижаются их технико-экономические качества.
Физический износ сопровождается уменьшением
стоимости основных фондов. В соответствии
с износом основных фондов постепенно
создается фонд амортизации путем периодических
отчислений.
Особое экономическое содержание имеют
амортизационные отчисления по непроизводственным
основным фондам, использование которых
не связано с созданием нового продукта
или выполнением транспортной работы,
поэтому их стоимость в процессе производства
не передается на стоимость созданной
продукции. Использование указанных фондов
относится не к сфере материального производства,
а к сфере личного или общественного потребления
и совпадает с ними по времени.
По мере потребления основных фондов непроизводственного
назначения их стоимость уменьшается.
Возмещение изнашивания этих фондов осуществляется
за счет доходов, поступающих от трудящихся
в порядке перераспределения национального
дохода. Таким образом, амортизационные
отчисления по непроизводственным основным
фондам представляют собой форму последующего
распределения национального дохода.
В дальнейшем изложении данного вопроса
термин «основные фонды» будет употребляться
в смысле производственных основных фондов.
Основные фонды подвержены не только физическому,
но и моральному износу.
Иссшедуя капиталистический способ производства,
К. Маркс писал: «Но кроме материального
износа машина подвергается, так сказать,
и моральному износу. Она утрачивает меновую
стоимость, по мере того как машины такой
же конструкции начинают воспроизводиться
дешевле или лучшие машины вступают с
ней в конкуренцию».
Технический прогресс обусловливает
явление морального износа машин
и в условиях социализма. Техника не может
стоять на месте, объективные экономические
законы требуют непрерывного ее совершенствования.
На основе технического прогресса происходит
неуклонное повышение производительности
труда, осуществляется экономия затрат
живого и овеществленного труда, растет
социалистическое производство. По мере
изобретения и внедрения в производство
новых, более производительных и экономических
машин устаревшие машины обесцениваются,
подвергаются моральному износу и должны
заменяться до наступления срока их физического
износа новыми, более совершенными.
В условиях капиталистического хозяйства
машина подвергается моральному износу
не потому, что она не способна сберегать
общественный труд, а вследствие того,
что не обеспечивает экономию в затратах
при применяемые машины с более высокой
стоимостью уже не могут передавать ее
изготовляемому продукту в прежнем размере,
так как это противоречило бы требованиям
закона стоимости и привело бы к экономически
необоснованному удорожанию продукта.
Возмещение изнашивания этих фондов осуществляется
за счет доходов, поступающих от трудящихся
в порядке перераспределения национального
дохода. Таким образом, амортизационные
отчисления по непроизводственным основным
фондам представляют собой форму последующего
распределения национального дохода.
В дальнейшем изложении данного вопроса
термин «основные фонды» будет употребляться
в смысле производственных основных фондов.
Основные фонды подвержены не только физическому,
но и моральному износу.
Иссшедуя капиталистический способ производства,
К. Маркс писал: «Но кроме материального
износа машина подвергается, так сказать,
и моральному износу. Она утрачивает меновую
стоимость, по мере того как машины такой
же конструкции начинают воспроизводиться
дешевле или лучшие машины вступают с
ней в конкуренцию».
Технический прогресс обусловливает явление
морального износа машин и в условиях
социализма. Техника не может стоять на
месте, объективные экономические законы
требуют непрерывного ее совершенствования.
На основе технического прогресса происходит
неуклонное повышение производительности
труда, осуществляется экономия затрат
живого и овеществленного труда, растет
социалистическое производство. По мере
изобретения и внедрения в производство
новых, более производительных и экономических
машин устаревшие машины обесцениваются,
подвергаются моральному износу и должны
заменяться до наступления срока их физического
износа новыми, более совершенными.
Социализм, характеризующийся
более совершенной общественной
организацией производства, не знает подобной
растраты производительных сил. Но социалистический
строй вовсе не исключает наличия морального
износа производственного оборудования.
Сущность его в условиях социализма состоит
в том, что по мере совершенствования общественного
производства некоторые действующие машины
технически стареют, их остаточную стоимость
экономически нецелесообразно полностью
переносить на готовый продукт и возмещать
за счет плановой цены его реализации.
Следовательно, моральный износ означает
обесценивание технически устаревшего
оборудования до наступления его «физической
смерти». Машина может быть еще физически
годной, но ввиду морального устарения
ее дальнейшее применение не даст экономической
выгоды и может привести к прямой/ растрате
общественного труда.
Моральный износ основных фондов в условиях
социалистического производства бывает
двух видов.
Первый вид морального износа проявляется
в частичной утрате стоимости некоторыми
действующими машинами и механизмами
вследствие повышения производительности
труда в отраслях, изготовляющих эти орудия
производства. Поскольку новые машины
такой же конструкции стали производиться
с меньшими затратами общественно необходимого
труда, то ранее произведенные и ныне вызывается
применением более экономичных и производительных
машин. Технически устаревшие однотипные
машины, не обеспечивающие средней общественной
производительности труда, должны заменяться
новыми до момента полного физического
износа старых машин. Это необходимо потому,
что всякое последующее их применение
сдерживает рост производительности труда,
повышает себестоимость продукции, приводит
к большим эксплуатационным расходам,
отрицательно сказывается на размерах
внутрихозяйственных накоплений. Таким
образом, физически годные, но фактически
устаревшие орудия производства должны
выводиться из строя действующих, так
как они перестали быть эффективным средством
достижения цели социалистического производства.
1 Так, эксплуатация старых моделей автомобилей
по сравнению с новыми, более экономичными
и производительными дает более высокую
себестоимость перевозок и меньшую величину
накоплений. АТП, одинаковые по своей технической
оснащенности и работающие в одинаковых
эксплуатационных условиях, но имеющие
автомобильный парк с различными технико-эксплуатационными
показателями (определяющими степень
морального износа), могут иметь различные
экономические показатели: производительность
труда, себестоимость перевозок и т. д.
АТП, имеющие автомобили более совершенных
конструкций, будут иметь наиболее высокие
производственные показатели.
На АТП, располагающих
новыми, современными средствами для
технического обслуживания и ремонта
автомобилей, может быть достигнута
более низкая себестоимость перевозок,
более высокий уровень
Моральный износ машин в условиях социализма принципиально
отличается от морального износа машин
при капитализме.
рального износа машин владельцы предприятий
перекладывают на плечи рабочих, удлиняя
рабочий день, повышая до крайности интенсивность
труда. Использование старой техники и
морально изношенного оборудования ведет
к усилению эксплуатации рабочего класса.
Замена устаревшего оборудования новым
при социализме происходит не стихийно,
а планомерно и непрерывно, она не приводит
к разорению и сокращению предприятий,
не сопровождается теми растратами производительных
сил, которые имеют место в условиях капитализма.
На совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения
научно-технического прогресса от 11 июня
1985 г. было сказано, что «Доля выбытия устаревших
основных фондов, особенно их активной
части, должна быть удвоена. Причем нужно
не любое обновление производства, а только
такое, которое сопровождается внедрением
самой передовой техники, дает наивысший
экономический и социальный эффект».
Для возмещения стоимости износа основных
фондов служат амортизационные отчисления.
Величина изнашивания основных фондов,
соответствующая периоду их действия
(году) или объему выполненных работ, называется
нормой амортизации. Нормы амортизации
должны соответствовать действительной
степени износа основных фондов. От их
величины зависят уровень себестоимости
продукции каждого предприятия и возможность
воспроизводства фондов.
Величина амортизационных отчислений
на капитальный ремонт подвижного состава
(за исключением специальных автомобилей)
определяется в процентах от балансовой
стоимости на 1000 км пробега. Для автомобилей
грузоподъемностью до 1 т, легковых автомобилей
особо малого и малого класса, а также
легковых автомобилей среднего класса
общего назначения, автобусов особо малого
класса и специальных автомобилей в связи
с небольшим годовым пробегом амортизационные
отчисления на полное восстановление
установлены в процентах от балансовой
стоимости.
Для остальных видов подвижного состава
(автомобилей грузоподъемностью более
2 т, автомобилей-самосвалов грузоподъемностью
25 т и выше, прицепов и полуприцепов всех
марок, тяжеловозов грузоподъемностью
более 18 т, легковых автомобилей-такси,
автобусов малого, среднего, большого
и особо большого класса) нормы амортизационных
отчислений на полное восстановление
установлены в процентах от балансовой
стоимости на 1000 км пробега.
Информация о работе Формирование и моральный износ основных фондов АТП