Формирование и моральный износ основных фондов АТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:59, реферат

Описание работы

Степень использования основных фондов является важнейшим фактором, определяющим размеры производства продукции. Основные фонды автомобильного транспорта представляют значительную часть богатства Советского Союза. Улучшение использования основных фондов является задачей первостепенной важности всех работников АТП и может достигаться за счет: повышения производительности автомобильного парка в час, сутки, месяц, год; увеличения межремонтных и амортизационных пробегов подвижного состава, а также за счет увеличения срока службы других основных фондов (зданий, сооружений и оборудования). Увеличение производительности ходового подвижного состава в сутки может быть достигнуто за счет увеличения продолжительности работы на линии в течение суток.

Файлы: 1 файл

Пути улучшения использования основных фондов.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 

Формирование  и моральный износ основных фондов АТП.


Степень использования  основных фондов является важнейшим  фактором, определяющим размеры производства продукции. Основные фонды автомобильного транспорта представляют значительную часть богатства Советского Союза. Улучшение использования основных фондов является задачей первостепенной важности всех работников АТП и может достигаться за счет: повышения производительности автомобильного парка в час, сутки, месяц, год; увеличения межремонтных и амортизационных пробегов подвижного состава, а также за счет увеличения срока службы других основных фондов (зданий, сооружений и оборудования). Увеличение производительности ходового подвижного состава в сутки может быть достигнуто за счет увеличения продолжительности работы на линии в течение суток. Последнее достигается увеличением сменности работы автомобильного парка. 
Повышение производительности в«его автомобильного парка за месяц, квартал, год наряду с увеличением суточной производительности ходовых автомобилей достигается путем повышения коэффициента выпуска автомобилей на линию, который в свою очередь находится в зависимости от коэффициента технической готовности и от организации работы по выпуску автомобилей на линию. 
Увеличение срока службы подвижного состава межремонтного и амортизационного пробегов достигается путем повышения качества технического обслуживания и текущих ремонтов автомобилей, повышением культуры технической эксплуатации. 
Использование прицепов способствует значительному росту производительности парка автомобилей. 
Большое значение для улучшения использования основных фондов имеет широкое развитие социалистического соревнования. Передовые водители добиваются систематического повышения производительности труда и увеличения межремонтных пробегов автомобилей за счет высокой культуры вождения, своевременного и высококачественного технического обслуживания. 
нии основных фондов достигается соответствующей системой оплаты труда (премиями за пробег автомобилей сверх установленных норм, за экономию шин и т. д.), образованием фондов экономического стимулирования и т. п.

 

 

 

 

Состав, структура  и использование основных фондов. Часть 1


В производственном процессе на любом предприятии участвуют  люди и определенные средства производства. Средства производства представляют собой материальные, вещественные элементы производственного процесса: автомобили, 
оборудование, топливо, материалы и т. д. 
При социализме средства производства являются общественной собственностью и составляют производственные фонды предприятий. Производственные фонды каждого предприятия совершают в плановом порядке непрерывный оборот, последовательно проходят стадии производства и обращения. В соответствии с этим они меняют свою форму: денежная форма переходит в производственную, производственная — в товарную, товарная — в денежную и т. д. 
В зависимости от характера оборота производственные фонды предприятия делятся на основные и оборотные. 
Основные фонды — это средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и передающие свою стоимость на продукт частями по мере износа. Натуральная форма их при этом остается неизменной. 
На практике к основным фондам принято относить средства труда, руб. за единицу при сроке службы более одного года. 
В состав производственных фондов АТП входят: здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, подвижной состав, инструмент и инвентарь длительного пользования. 
Кругооборот основных фондов на автомобильном транспорте аналогичен кругообороту основных фондов других отраслей народного хозяйства.- Однако он имеет и свои особенности. 
Автотранспортным предприятиям выделяются денежные средства, необходимые для приобретения основных фондов. Эти средства АТП затрачивают на приобретение новых основных фондов в натуральной форме: зданий, оборудований, под-вилоного состава и т. д. Во время совершения производственного процесса на транспорте (перевозок грузов или пассажиров) основные фонды изнашиваются. Стоимость их износа включается в себестоимость автомобильных перевозок и возмещается в денежной форме в результате реализации перевозок, т. е. в виде выручки за транспортные услуги. 
По мере эксплуатации основных фондов увеличивается сумма денежных средств, компенсирующих их износ. Эта сумма накапливается в виде амортизационных отчислений.

Таким образом, в результате производственной деятельности АТП имеющаяся часть основных фондов в виде автомобилей, зданий, сооружений, оборудования и т. д. постепенно уменьшается, а сумма амортизационных отчислений соответственно растет. В результате полной компенсации стоимости основных фондов накопленные амортизационные отчисления могут быть использованы для приобретения новых средств труда. 
Таким образом, основные фонды завершили один полный кругооборот — возвратились к денежной форме и начали второй кругооборот в производстве. 
транспорта можно разделить на производственные, в которые входят здания, сооружения, подвижной состав, оборудование и др., и основные фонды непроизводственного назначения, в которые входят жилые здания, лечебные учреждения, коммунальные предприятия и другие фонды, необходимые для жилищного и культурно-бытового обслуживания работников автомобильного транспорта. На автомобильном транспорте основной частью являются производственные основные фонды. 
Структура основных производственных фондов автомобильного транспорта имеет свои особенности, отличающие ее от структуры других отраслей народного хозяйства. В качестве примера приведена структура основных фондов по Минавтотрансу РСФСР на 1 января 1985 г. 
Небольшую долю в основных фондах автомобильного транспорта составляют сооружения (3—5%). Это объясняется тем, что такие сооружения, как дороги, мосты, тоннели не являются принадлежностью АТП и не входят в состав их основных фондов. Им принадлежат склады, маслохранилища и т. п., стоимость которых сравнительно невелика по отношению к другим основным фондам. 
Небольшой удельный вес в структуре основных фондов автомобильного транспорта занимает оборудование. Это в определенной степени объясняется спецификой автомобильного транспорта, где оборудование необходимо только для технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Однако это в значительной степени также можно объяснить низким уровнем механизации гаражных процессов. Основной объем работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава производится с широким применением ручного труда при малой степени механизации и автоматизации работ. Внедрение механических установок для мойки автомобилей, механизация и автоматизация технических воздействий, контроля технического состояния автомобилей, контроля работы автомобилей и других работ увеличивают удельный вес оборудования в общей стоимости основных фондов АТП.

 

Состав, структура и использование основных фондов. Часть 2


Структура основных фондов на различных АТП может  быть различна в зависимости от состава  автомобильного парка, наличия производственных помещений для обслуживания и  ремонта автомобилей, обеспеченности оборудованием, уровня . механизации и автоматизации гаражных процессов. На АТП, имеющих автомобильный парк большой грузоподъемности, транспортные средства имеют больший удельный вес в основных фондах. 
ходило дальнейшее изменение структуры основных фондов автомобильного транспорта. Был освоен выпуск новых моделей автомобильной техники, увеличено производство автомобилей и автомобилей-тягачей с дизельными двигателями, автомобильных прицепов, грузовых автомобилей с погрузочно-разгрузочными устройствами, а также контейнеровозов грузоподъемностью 20 и 30 т, рефрижераторов, автоцистерн для нефтепродуктов, средств перевозки скота, птицы, живой рыбы и жидких комплексных удобрений, автолавок и специализированного подвижного состава для доставки товаров народного потребления и др. 
В перспективе предусмотрено расширение строительства производственных помещений для технического обслуживания и ремонта автомобилей. 
По современным типовым проектам гаражей стоимость строительства гаража и его оборудования часто превышает стоимость подвижного состава и составляет около 5 тыс. руб. на один списочный автомобиль (табл. 5). Гаражи должны оснащаться • новым оборудованием, средствами механизации и автоматизации гаражных процессов. 
При росте среднесуточного пробега автомобилей увеличивается потребность в производственной базе для технического обслуживания и ремонта автомобилей, а следовательно, увеличивается удельный вес стоимости производственных помещений и оборудования. Увеличение времени работы автомобиля на линии может привести к тому, что отпадет потребность в зоне хранения — последнее сократит удельный вес стоимости зданий. 
АТП приобретают необходимые основные фонды по ценам, установленным для предприятий-поставщиков. Эти цены учитывают возмещение затрат на производство основных фондов и обеспечивают определенную величину прибыльности предприятии, производящих основные фонды. Но отпускные цены ниже стоимости основных фондов, поскольку они не содержат всего прибавочного продукта, созданного на предприятиях-поставщиках, а реализуют только часть этого продукта. Последнее способствует снижению себестоимости перевозок.Нереализованная часть прибавочного продукта у предприятий-поставщиков посредством тарифов передается в отрасли, которые обслуживают автомобильный транспорт. Реализация этой части прибавочного продукта осуществляется при помощи налога с оборота, уплачиваемого отраслями, производящими предметы потребления. 

Посредством тарифов  на автомобильном транспорте возмещается  только часть прибавочного продукта, соответствующая сумме прибыли автотранспортных предприятий. 
Общий уровень накоплений на АТП ниже, чем на промышленных предприятиях. 
Учет основных фондов в активе бухгалтерского баланса производится по их первоначальной стоимости, которая может быть различной даже для однородных объектов, поскольку стоимость строительных работ и цены на подвижной состав, оборудование и другие основные фонды изменяются в разные периоды времени. Таким образом, основные фонды оцениваются по первоначальной стоимости различных лет в зависимости от срока ввода их в действие. 
Для определения степени изношенности основных фондов необходимо произвести их оценку с учетом величины износа. Для этого из основных фондов, оцененных по первоначальной стоимости (указанную в активе баланса), надо вычесть сумму, соответствующую их износу (указанную в пассиве баланса). 
Оценка основных фондов по восстановительной стоимости имеет большое значение для анализа производственной деятельности АТП. В этом случае можно проанализировать объем перевозок и выручку предприятия, приходящихся на 1 руб. основных фондов. 
Первоначальная стоимость основных фондов может значительно отличаться от их восстановительной стоимости, что не позволяет правильно определить размеры амортизационных отчислений, предназначенных для восстановления основных фондов и их капитального ремонта. 
Даже в тех случаях, когда применяемые нормы амортизационных отчислений правильно учитывают срок службы основных фондов, величина амортизационных отчислений не соответствует действительному износу основных фондов. Это объясняется тем, что единые нормы амортизационных отчислений применяются к различным первоначальным стоимостям одинаковых основных фондов. В результате этого на АТП, использующих основные фонды с повышенной оценкой, амортизационный фонд будет завышен и, наоборот, на АТП, имеющих заниженную оценку основных фондов, размер амортизационных отчислений окажется недостаточным, что может послужить причиной искажения показателя себестоимости перевозок. 
Для более точного определения величины амортизационного фонда на автомобильном транспорте в 1973 г. была проведена переоценка всех фондов. После этого были разработаны новые нормы амортизационных отчислений по основным фондам.

Амортизационные отчисления на автомобильном транспорте


Под амортизацией понимается возмещение износа основных фондов путем постепенного перенесения  их стоимости на вновь созданный  в процессе производства продукт или выполненную транспортную работу. Для компенсации износа основных фондов каждое социалистическое предприятие производит необходимые отчисления в амортизационный фонд. 
Большое значение имеет правильное определение величины амортизационных отчислений, которые являются составной частью затрат на производство продукции или выполнение транспортной работы. Поэтому их величина в определенной степени определяет себестоимость продукции АТП. 
Амортизационный фонд должен быть достаточен для возмещения износа новых основных фондов, их капитального ремонта и модернизации. 
Основные фонды в процессе производства подвергаются физическому износу и поэтому снижаются их технико-экономические качества. Физический износ сопровождается уменьшением стоимости основных фондов. В соответствии с износом основных фондов постепенно создается фонд амортизации путем периодических отчислений. 
Особое экономическое содержание имеют амортизационные отчисления по непроизводственным основным фондам, использование которых не связано с созданием нового продукта или выполнением транспортной работы, поэтому их стоимость в процессе производства не передается на стоимость созданной продукции. Использование указанных фондов относится не к сфере материального производства, а к сфере личного или общественного потребления и совпадает с ними по времени. 
По мере потребления основных фондов непроизводственного назначения  их стоимость уменьшается. 
Возмещение изнашивания этих фондов осуществляется за счет доходов, поступающих от трудящихся в порядке перераспределения национального дохода. Таким образом, амортизационные отчисления по непроизводственным основным фондам представляют собой форму последующего распределения национального дохода. В дальнейшем изложении данного вопроса термин «основные фонды» будет употребляться в смысле производственных основных фондов. 
Основные фонды подвержены не только физическому, но и моральному износу. 
Иссшедуя капиталистический способ производства, К. Маркс писал: «Но кроме материального износа машина подвергается, так сказать, и моральному износу. Она утрачивает меновую стоимость, по мере того как машины такой же конструкции начинают воспроизводиться дешевле или лучшие машины вступают с ней в конкуренцию». 

 

Технический прогресс обусловливает  явление морального износа машин  и в условиях социализма. Техника не может стоять на месте, объективные экономические законы требуют непрерывного ее совершенствования. На основе технического прогресса происходит неуклонное повышение производительности труда, осуществляется экономия затрат живого и овеществленного труда, растет социалистическое производство. По мере изобретения и внедрения в производство новых, более производительных и экономических машин устаревшие машины обесцениваются, подвергаются моральному износу и должны заменяться до наступления срока их физического износа новыми, более совершенными. 
В условиях капиталистического хозяйства машина подвергается моральному износу не потому, что она не способна сберегать общественный труд, а вследствие того, что не обеспечивает экономию в затратах при применяемые машины с более высокой стоимостью уже не могут передавать ее изготовляемому продукту в прежнем размере, так как это противоречило бы требованиям закона стоимости и привело бы к экономически необоснованному удорожанию продукта. 
Возмещение изнашивания этих фондов осуществляется за счет доходов, поступающих от трудящихся в порядке перераспределения национального дохода. Таким образом, амортизационные отчисления по непроизводственным основным фондам представляют собой форму последующего распределения национального дохода. В дальнейшем изложении данного вопроса термин «основные фонды» будет употребляться в смысле производственных основных фондов. 
Основные фонды подвержены не только физическому, но и моральному износу. 
Иссшедуя капиталистический способ производства, К. Маркс писал: «Но кроме материального износа машина подвергается, так сказать, и моральному износу. Она утрачивает меновую стоимость, по мере того как машины такой же конструкции начинают воспроизводиться дешевле или лучшие машины вступают с ней в конкуренцию». 
Технический прогресс обусловливает явление морального износа машин и в условиях социализма. Техника не может стоять на месте, объективные экономические законы требуют непрерывного ее совершенствования. На основе технического прогресса происходит неуклонное повышение производительности труда, осуществляется экономия затрат живого и овеществленного труда, растет социалистическое производство. По мере изобретения и внедрения в производство новых, более производительных и экономических машин устаревшие машины обесцениваются, подвергаются моральному износу и должны заменяться до наступления срока их физического износа новыми, более совершенными. 

 

Социализм, характеризующийся  более совершенной общественной организацией производства, не знает подобной растраты производительных сил. Но социалистический строй вовсе не исключает наличия морального износа производственного оборудования. Сущность его в условиях социализма состоит в том, что по мере совершенствования общественного производства некоторые действующие машины технически стареют, их остаточную стоимость экономически нецелесообразно полностью переносить на готовый продукт и возмещать за счет плановой цены его реализации. Следовательно, моральный износ означает обесценивание технически устаревшего оборудования до наступления его «физической смерти». Машина может быть еще физически годной, но ввиду морального устарения ее дальнейшее применение не даст экономической выгоды и может привести к прямой/ растрате общественного труда. 
Моральный износ основных фондов в условиях социалистического производства бывает двух видов. 
Первый вид морального износа проявляется в частичной утрате стоимости некоторыми действующими машинами и механизмами вследствие повышения производительности труда в отраслях, изготовляющих эти орудия производства. Поскольку новые машины такой же конструкции стали производиться с меньшими затратами общественно необходимого труда, то ранее произведенные и ныне вызывается применением более экономичных и производительных машин. Технически устаревшие однотипные машины, не обеспечивающие средней общественной производительности труда, должны заменяться новыми до момента полного физического износа старых машин. Это необходимо потому, что всякое последующее их применение сдерживает рост производительности труда, повышает себестоимость продукции, приводит к большим эксплуатационным расходам, отрицательно сказывается на размерах внутрихозяйственных накоплений. Таким образом, физически годные, но фактически устаревшие орудия производства должны выводиться из строя действующих, так как они перестали быть эффективным средством достижения цели социалистического производства. 
1 Так, эксплуатация старых моделей автомобилей по сравнению с новыми, более экономичными и производительными дает более высокую себестоимость перевозок и меньшую величину накоплений. АТП, одинаковые по своей технической оснащенности и работающие в одинаковых эксплуатационных условиях, но имеющие автомобильный парк с различными технико-эксплуатационными показателями (определяющими степень морального износа), могут иметь различные экономические показатели: производительность труда, себестоимость перевозок и т. д. АТП, имеющие автомобили более совершенных конструкций, будут иметь наиболее высокие производственные показатели.

 

 

На АТП, располагающих  новыми, современными средствами для  технического обслуживания и ремонта  автомобилей, может быть достигнута более низкая себестоимость перевозок, более высокий уровень рентабельности и т. д. 
Моральный износ машин в условиях социализма принципиально отличается от морального износа машин при капитализме. 
рального износа машин владельцы предприятий перекладывают на плечи рабочих, удлиняя рабочий день, повышая до крайности интенсивность труда. Использование старой техники и морально изношенного оборудования ведет к усилению эксплуатации рабочего класса. Замена устаревшего оборудования новым при социализме происходит не стихийно, а планомерно и непрерывно, она не приводит к разорению и сокращению предприятий, не сопровождается теми растратами производительных сил, которые имеют место в условиях капитализма. 
На совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса от 11 июня 1985 г. было сказано, что «Доля выбытия устаревших основных фондов, особенно их активной части, должна быть удвоена. Причем нужно не любое обновление производства, а только такое, которое сопровождается внедрением самой передовой техники, дает наивысший экономический и социальный эффект». 
Для возмещения стоимости износа основных фондов служат амортизационные отчисления. Величина изнашивания основных фондов, соответствующая периоду их действия (году) или объему выполненных работ, называется нормой амортизации. Нормы амортизации должны соответствовать действительной степени износа основных фондов. От их величины зависят уровень себестоимости продукции каждого предприятия и возможность воспроизводства фондов. 
Величина амортизационных отчислений на капитальный ремонт подвижного состава (за исключением специальных автомобилей) определяется в процентах от балансовой стоимости на 1000 км пробега. Для автомобилей грузоподъемностью до 1 т, легковых автомобилей особо малого и малого класса, а также легковых автомобилей среднего класса общего назначения, автобусов особо малого класса и специальных автомобилей в связи с небольшим годовым пробегом амортизационные отчисления на полное восстановление установлены в процентах от балансовой стоимости. 
Для остальных видов подвижного состава (автомобилей грузоподъемностью более 2 т, автомобилей-самосвалов грузоподъемностью 25 т и выше, прицепов и полуприцепов всех марок, тяжеловозов грузоподъемностью более 18 т, легковых автомобилей-такси, автобусов малого, среднего, большого и особо большого класса) нормы амортизационных отчислений на полное восстановление установлены в процентах от балансовой стоимости на 1000 км пробега. 


Информация о работе Формирование и моральный износ основных фондов АТП