Формы и методы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель реферата– выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………2
1. Формы и методы государственного регулирования экономики…...……3
2. Государственное экономическое прогнозирование…………...………… 5
3. Государственное экономическое программирование…………...………. 7
4. Бюджетно-налоговая система……………………………...……………… 9
5. Денежно-кредитная политика…………………………….……………….11
5.1. Инструменты прямого экономического воздействия……...……….11
5.2. Инструменты косвенного экономического воздействия……...……12
6. Регулирование валютного курса…………………………………..………13
7. Заключение……………………………………………………………...…..15
8. Список используемой литературы…………………………………….......16

Файлы: 1 файл

Формы и методы ГРЭ финал.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Налоговые поступления  формируют необходимую финансовую базу для операций государства в  экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему контролировать практический весь совокупный общественный спрос. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.

 

5. Денежно – кредитная политика

 

Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

В процессе реализации денежно  – кредитных способов регулирования  экономики тесно переплетаются  прямые экономические и косвенные  методы.

 

5.1 Инструменты прямого экономического воздействия

 

Меры, связанные с целевым  кредитованием, выражаются в существовании  специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или  иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что  иное, как ограничение объёмов  кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.

 

5.2. Инструменты косвенного экономического воздействия

 

  • регулирование минимальных резервных требований;
  • осуществление дисконтной политики* (регулирование учётных ставок по кредитам);
  • купля – продажа иностранной валюты;
  • регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
  • изменение курса национальной валюты;
  • эмиссия денег* в обращение в рамках определённых нормативов;

-        продажа – скупка государственных ценных бумаг.

Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в  обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального  объема ВНП.

Эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами  являются предложение и спрос  на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

 

6. Регулирование валютного курса

 

Устойчивость  и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и  экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».

Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

- сглаживание  резких краткосрочных колебаний;

- остановка  волны чрезмерной спекуляции*, вызванной изменением экономической ситуации;

- установление  целевого значения валютного  курса;

- сопротивление  валютным колебаниям, в случае, когда они превышают определенное допустимое изменение;

  Валютный курс представляет собой  цену, относящуюся к двум странам,  поэтому валютная политика одной  стороны может иметь серьезные  последствия для других стран. 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет  свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Многие экономисты признают, что  государственное регулирование  экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия  правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Государственное регулирование  экономики / Под ред. Кушилина  В.И. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.- 735с.

2. Корсаков А.С. “Государство в рыночной экономике”, М., Постскриптум,2002                                    

3. Кучуков Р.А. “Государственное  регулирование экономики и социальных  процессов”.- М.: Гардарики, 2004.- 288с.

4. Донцова Л.В. Вопросы  государственного регулирования  экономики: основ-ные направления  и формы // Менеджмент в России  и за рубежом.- №4, 2000.

5. Амосова В., Гукасьян Г., Маховикова Г. «Экономическая теория» - Санкт-Петербург 2001г.

          6. Курилин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2006

          7. Ходов Л.Г. Наука управления М.,2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1

Инструменты государственного регулирования экономики. Формы и методы.

Прямые (административные)

методы

Косвенные (экономические)

методы

-Принятие законодательных  актов,

нормативных документов,положений.

-Управление государственной  собственностью,в том числе:

_управление предприятиями  государственного сектора;

_организация производства  и труда;

_госзаказ;

_государственные инвестиции;

_государственные кредиты;

_субсидии.

-Лицензирование и  квотирование.

-Применение санкций.

-Охрана окружающей  среды.

- Индикативное планирование.

- Целевое программирование.

- Регулирование налоговой  системы.

- Кредитно-денежные инструменты:

_ регулирование денежной  массы;

_ антиинфляционные меры;

_ регулирование процентной  ставки

по операциям ЦБ;

_ рефинансирование коммерческих  банков;

_ регулирование нормативов  обязательных резервов коммерческих  банков;

_ операции на рынке ценных бумаг.

-Формирование и использование  бюджета.

-Формирование налоговой  политики.

-Формирование амортизационной  политики.

-Определение нормы  банковского резерва.

-Установление минимальной  зарплаты.

-Регулирование цен  на некоторые виды

товаров и услуг.

-Антимонопольная политика,защита

Конкуренции.

- Валютные рычаги:

_стабилизация национальной  валюты;

_операции на открытом  валютном рынке;

_девальвация, ревальвация национальной валюты;

_ привлечение иностранного  капитала;

_ создание совместных  предприятий.

- Социальная политика:

_ социальные программы;

_ обеспечение занятости  населения

_ социальная защита  населения

_ регулирование доходов

_ контроль за динамикой  цен и зарплаты;

_ налоги;

_ трансфертные платежи;

_ деятельность в сфере  образования, здравоохранения, культуры.

-Внешнеэкономические  формы воздействия:

_ регулирование внешнеэкономической  деятельности;

_ таможенные тарифы;

_ валютное регулирование;

_ налоги;

_ субсидии.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы и методы государственного регулирования