Формы и методы конкурентной борьбы в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:00, доклад

Описание работы

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка.
На конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.
Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.

Файлы: 1 файл

методы и формы конкурентной борьбы.docx

— 27.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

Формы и методы конкурентной борьбы в современной экономике.

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса, ФФ,

группы 2108

Жук Мария

 

 

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка.

На конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.

Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.

Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.

При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чём конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.

В зависимости от форм и целей конкуренции формируются следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.

Монопольно высокая цена — это разновидность рыночной цены товара или услуги, которая устанавливается монополиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие выпуска монополиями подавляющего количества экономических благ определенного вида, ограничения ими конкуренции и достижения господствующего положения на рынке.

Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.

Монопольно высокие и низкие цены устанавливают фирмы монополисты(например, Газпром, МПС)

Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.

В России такую стратегию могут позволить себе только предприятия, занимающие монопольное или близко к монопольному положение в отрасли(например, РЖД, Сбербанк), крупные транснациональные и торговые сети, выходящие на российский рынок(АШАН, METRO), или сильно интегрированные компании, включающие весь производственный цикл или большую его часть(Лукойл, ТНК).

Дискриминационные цены— это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

Также существует стратегия поддержания низких цен за счет постоянного кредитования новых поставок(например, Эльдорадо).Но это не может продолжаться вечно, поскольку возникает ситуация финансовой пирамиды, которая должна рухнуть рано или поздно.

Стоит отметить стратегию частичной ценовой конкуренции, которая особо актуальна для торговых сетей и супермаркетов. Она заключается в установлении низких цен на товары повседневного спроса (молоко, хлеб…), стоимость которых в сетях-конкурентах известна большинству потребителей. При этом устанавливается достаточно высокая цена на сопутствующие товары (пирожное, йогурты), чтобы обеспечить среднюю рентабельность.

Методом ценовой конкуренции являются также схемы дисконтирования. Сюда относятся скидки на определенные товары (например, в компании IKEA), сезонные скидки(в магазинах одежды)и т.д.

В условиях современной конкуренции преобладают неценовые методы конкуренции.

Неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен, а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.

Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей.

Неценовые методы конкуренции:

Конкуренция по продуктам предусматривает усиление таких неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.

Конкуренция по условиям продажи предусматривает распространение и усовершенствование услуг, которые сопровождают реализацию товаров. К ним относятся:

— продажа товаров в кредит;

— продление срока гарантийного обслуживания;

— бесплатная доставка товара на дом и его установка;

— безвозмездные консультации относительно использования купленного товара;

— продажа товара с предоставлением к нему запасных частей;

— интенсивное использование рекламы, которая показывает преимущества продукции продавца;

— открытие ремонтных мастерских и сервисных центров, которые осуществляют гарантийный ремонт и текущее обслуживание проданного товара.

Также к неценовым методам относится рыночная отстройка. Компания отстраивается по тем конкурентным преимуществам, в которых она лучше, чем конкуренты(например, Corbina- самый быстрый интернет, Акадо- самый дешевый интернет).

Нишевое позиционирование еще один метод неценовой конкуренции. Это акцент на определенной группе потребителей (примером служат магазины одежды для полных- Леди X и др.)

Метод слияния и поглощения. Например, на основе сети инфраструктуры уже имеющейся компании организуется другая компания. Так Росбанк поглотил 1OBK, а затем BSGV поглотил Росбанк с несколькими тысячами отделений для того, чтобы использовать сеть подразделений и стать трансрегиональным розничным банком.

У неценового метода конкурентной борьбы есть свои формы. Основные формы:

1)Дифференциация продукции.

Дифференциация продукции означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. Это для потребителя означает определенные преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяется производителями более плотно.

Виды дифференциации: продуктовая, сервисная, персонала и имиджа.

Продуктовая дифференциация - предложение продуктов с характеристиками или дизайном, лучшими, чем у конкурентов.

Сервисная дифференциация заключается в предложении услуг(скорость и надежность поставок, консультирование и т.д.), сопутствующих продукту и по своему уровню превосходящих услуги конкурентов.

Дифференциация персонала - наем и тренировка персонала, который осуществляет свои функции более эффективно, чем персонал конкурентов.

Дифференциация имиджа заключается в создании имиджа, образа организации или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и их продуктов.

2)Совершенствование выпускаемых  продуктов и предлагаемых услуг.

Улучшение качественных характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции. Данная форма конкуренции имеет своим следствием два положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в том, что удачное улучшение  продукта одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество данной фирмы.

Второй момент сопряжен с появлением новых источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль,  которая и служит этим новым источником финансирования.

3)Реклама

Ведущую роль в формировании потребительского спроса играет рекламирование любой продукции.

Реклама выполняет следующие задачи:

А)информирует потребителя о наличии товара, причем затраты на нее экономически выгодны рекламодателю;

Б)повышает спрос на товар и побуждает увеличивать его производство, что в свою очередь регулирует цены;

В) стимулирует конкуренцию, т.к. устанавливает стандарты по характеристикам товара, которые более всего привлекают потребителя;

Г) помогает СМИ оставаться независимыми, принося им определенный доход.

Реклама сокращает  связанные со сбытом издержки.

4) Связь с общественностью

Нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.

Наиболее распространенными методами нечестной конкуренции являются следующие:

1.Неправомерное использование обозначений товара другого производителя. Это осуществляется путем копирования внешнего вида товара, наименования, фирменного знака, упаковки и других обозначений, которые могут привести к смешению его с товаром конкурента. Тем самым покупатели низкокачественной подделанной продукции подвергаются обману. А к фирмам, чья продукция подделана, падает доверие потребителей, у них сужается рынок сбыта, снижаются прибыли.

Например, ЗАО “Карат” применил товарные знаки плавленых сырков “Янтарь” и ”Дружба”, разработанных еще в СССР, вследствие чего у потребителей складывалось мнение о высоком качестве товаров.

2.Дезинформация потребителей о собственном товаре проявляется в неправдивых сведениях о свойствах своего товара — о качестве, сорте, безопасности использования, сроках хранения, в сокрытии дефектов и т. п.

Случай с банком “Хоум Кредит”, применившем неточные сведения на его официальном сайте о наиболее популярных потребительских кредитах.

3.Компрометация товаров конкурентов осуществляется путем распространения в любой форме, в том числе и посредством сравнительной рекламы, неправдивых, неточных или неполных сведений о свойствах товаров своих конкурентов.

4.Давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы они не заключали или разрывали договора по снабжению конкурентов сырьем, материалами, предоставлению кредитов.

5.Неправомерное получение, разглашение и использование коммерческой тайны о деятельности соперника-конкурента. К этому можно также добавить и экономический шпионаж.

6.Переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов путем подкупа, установления более высоких окладов и предоставления разных льгот.

Иногда некоторые нечестные методы конкурентной борьбы перерастают в уголовные преступления: шантаж, подлоги, взрывы, убийства.

Все это вызывает необходимость вмешательства государства в регулирование и устранение недопустимых форм конкурентной борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников информации:

  1. Журнал «Проблемы конкурентоспособности в современной экономике», 2010 год, 1 выпуск, статья: «Методы конкурентной борьбы российских предприятий»
  2. http://pidruchniki.ws/16790422/politekonomiya/metody_konkurentnoy_borby
  3. http://www.std72.ru/dir/ehkonomika/ehkonomika_lekcii/5_1_formy_i_metody_konkurentnoj_borby_ehffektivnost_i_ogranichennost_konkurentnykh_rynkov/186-1-0-3070
  4. http://turboreferat.ru/economics/necenovaya-konkurenciya-v-otrasli/160668-807665-page2.html

 


Информация о работе Формы и методы конкурентной борьбы в современной экономике