Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:28, доклад
Валютную стратегию государства осуществляет Банк России, деятельность которого базируется на собственных резервах. Так как основная доля объема торговли валютой приходится на московский валютный рынок и официальный курс доллара определяется на торгах ММВБ, Банк России оказывает влияние на формирование валютного курса посредством интервенций на ММВБ и операций на межбанковском рынке, а также посредством контроля уполномоченных банков. Одна из основных задач, которую ставит перед собой Банк России, проводя интервенции на ММВБ, - снижение привлекательности доллара в качестве более доходного и ликвидного актива, чем национальная валюта, и удержание роста курса доллара ниже уровня инфляции.
В начале торгов курсовой маклер сообщает о суммах заявок на покупку и продажу валюты. Если общий объем предложения валюты в начале торгов превышает общий объем спроса, то курсовой маклер понижает курс иностранной валюты к рублю, а участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на покупку валюты и/или снимать свои заявки на продажу. В случае, если в начале биржевой сессии объем предложения меньше объема спроса, то при повышении курса иностранной валюты к рублю участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на продажу валюты и/или снимать свои заявки на покупку иностранной валюты.
При достижении равенства спроса и предложения происходит установление фиксированного для текущих торгов курса иностранной валюты к рублю — «фиксинг». По этому курсу происходит расчет по всем заключенным сделкам. С участников торгов биржа взимает комиссию в размере, как правило, не превышающем 0,15—0,2% от объема нетто-покупки (в иностранной валюте) или нетто-продажи (в рублях).
После завершения торгов все его участники получают биржевые свидетельства и операционные листы. Сроки расчетов на различных биржах варьируют от 0 до 7 дней.
Хотя еще и сохраняется достаточно сильная разобщенность российских валютных бирж, однако встает вопрос о формировании единого биржевого рынка в связи с формированием единого рынка торговли государственными ценными бумагами, и первое, что необходимо будет обеспечить, это унификацию системы расчетов на региональных валютных биржах.
В последнее время существенно возросла привлекательность межбанковского валютного рынка за счет усиления его конкурентных позиций по сравнению с биржевым рынком. Имеющиеся на межбанковском валютном рынке риски компенсируются скоростью перечисления средств. Так, здесь преобладают короткие и сверхкороткие сделки с поставкой валют в день заключения сделки или на следующий день (операции « today» и «tomorrow»).
В целом перспективы развития валютного рынка в России связаны с развитием межбанковского валютного рынка. Уже сейчас в отдельные периоды межбанковский валютный рынок опережает биржевой по объему операций в два—три раза. Однако банковский кризис в августе 1995 г., приведший к резкому свертыванию операций на межбанковском рынке, а также события после 17 августа 1998 г. показали, что этот рынок еще не обладает достаточно устойчивой институциональной структурой и без поддержки Центрального банка РФ перспективы данного рынка достаточно неопределенны.
Динамика валютного курса рубля и его регулирование
Стабилизация курса рубля в условиях рыночных преобразований — не только цель валютной политики правительства, но и необходимая предпосылка для достижений финансовой стабилизации экономики в целом.
За пять лет реформ номинальный рыночный курс рубля по отношению к доллару снизился с 60 руб. в октябре 1991 г. до 6000 руб. в декабре 1997 г., а после деноминации — до 24,0— 25,0 руб. к середине 1999 г. Рыночный курс рубля к августу 1998 г. максимально приблизился к курсу, рассчитанному на базе паритета покупательной способности: если в 1992 г. рыночный курс превышал курс на базе ППС более чем в 12 раз, то в середине 1998 г. — всего в 1,5 раза. После девальвации рубля в августе 1998 г. разрыв с ППС увеличился до Трехкратного. Динамику рыночного валютного курса рубля определяли следующие основные факторы:
• инфляция, и прежде всего такие ее показатели, как кредитная эмиссия (точнее, динамика остатков на счетах предприятий, динамика взаимных неплатежей предприятий, наличная эмиссия (динамика массы наличных денег в обращении, индекс оптовых цен, индекс потребительских цен (в том числе по товарам наиболее эффективного импорта);
• динамика процента, особенно соотношение процента по краткосрочным рублевым кредитам и депозитам и процента по валютным кредитам и депозитам;
• государственное регулирование, и прежде всего валютные интервенции Центрального банка РФ на бирже, регулирование конверсионных операций на бирже, экспортные и импортные налоги и тарифы, лицензирование и квотирование во внешней торговле;
• ожидания (курсовые, инфляционные, процентные). В начале рыночных реформ российское правительство предполагало, что курс удастся контролировать косвенным путем, т.е. за счет жесткой монетарной политики и создания стабилизационного валютного фонда, призванного играть на валютном рынке роль мощного психологического амортизатора. Общая схема взаимодействия в связке «эмиссия — курс — объем валютных операций» задумывалась следующим образом: ограничение денежной массы — увеличение спроса на рубли в экономике в целом и рост предложения валюты на бирже — относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара — рост спроса на валюту — нарастание объема биржевых конверсионных операций.
В конкретных условиях отечественной экономики эта схема была существенно скорректирована. Выяснилось, что монетарная политика не в состоянии противостоять инерционной экономической структуре, В результате контроль за ростом денежной массы оказался неэффективным ограничителем роста цен, а последний сопровождался резким нарастанием объема взаимных неплатежей между предприятиями.
Поэтому в течение первых трех лет реформ предложение валюты на рынке в решающей мере корректировалось интервенциями Банка России, а не перераспределением рублевого спроса. В условиях динамичного роста цен, развития инфляционных ожиданий и, как следствие, процесса долларизации экономики спрос на валюту оказывал постоянное давление на рынок.
Иными словами, схема регулирования курса в 1993—1994 гг. выглядела таким образом: интервенции Центрального банка РФ — рост предложения валюты на бирже — относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара — рост спроса на валюту — нарастание объема биржевых конверсионных операций.
Только с 1995 г. после того, как заявление правительства о последовательном проведении жесткой денежно-кредитной политики было реализовано на практике, валютный курс начал адекватно реагировать на ситуацию, складывающуюся на российском денежном рынке.
В июле 1995 г. Центральный банк РФ объявил о введении «валютного коридора», в рамках которого предполагалось удерживать валютный курс рубля в течение заданного периода времени. В условиях стабильного валютного курса привлекательность рублевых краткосрочных активов резко возросла, в связи с чем началась реальная дедолларизация экономики (снижались остатки на валютных счетах и.запасы наличной валюты на руках у физических лиц) и увеличилось предложение валюты на рынке. Удержание курса в рамках заданного коридора потребовало огромных рублевых интервенций Банка России на валютном рынке, что привело к резкому росту его валютных резервов.
«Горизонтальный валютный коридор» сохранялся до июля 1996 г. и, исполнив свою стабилизирующую функцию, был заменен на «наклонный коридор», параметры которого, привязанные к прогнозируемым темпам инфляции, устанавливались ежегодно.
После более чем трехкратной девальвации рубля осенью 1998 г. Банк России принял решение о серьезной корректировке своей валютной политики в условиях глубокого финансово-экономического кризиса в стране. Он начал проводить свою политику в режиме «плавающего» валютного курса без определения границ его отклонений. При этом, используя соответствующие инструменты денежно-кредитной и валютной политики, стремился сглаживать амплитуду резких курсовых колебаний рубля к доллару, зависящих от спроса и предложения валюты на рынке. В то же время эффективность действий Банка России в этом направлении определялась уровнем его золотовалютных резервов (за 1998 г, они сократились на 31,3%, или с 17,784 млрд долл. по состоянию на 01.01.98 г. до 12,223 млрд долл. по состоянию на 01.01.99 г.), а также возможностями государства договориться с внешними кредиторами по своим долгам.
Формирование денежно-кредитной и валютной политики происходило в условиях высокой степени неопределенности и необходимости в короткие сроки вывести страну из тяжелого экономического кризиса. В связи с этим Центральный банк РФ оставил за собой право, в случае, если этого потребуют фактически складывающиеся условия, корректировки проводимой им денежно-кредитной и валютной политики, с тем чтобы она была адекватной экономической ситуации.
На ММВБ в системе электронных лотовых торгов была введена двухступенчатая система проведения биржевых торгов, предполагающая их разделение на две торговые сессии: утреннюю (спецсессия, организованная, главным образом, для обслуживания участников внешнеэкономической деятельности) и дневную (купля-продажа долларов, осуществляемая для иных целей). Установление Банком России официального курса российской валюты на следующий день осуществлялось по итогам утренней спецсессии на ММВБ как средневзвешенный курс по всем заключенным сделкам.
Для обеспечения стабильности российской валюты и ограждения валютного рынка от спекулятивных операций коммерческих банков на утренней спецсессии Банк России ввел дополнения в уже действовавшую систему ограничений:
• колебания курса не должны превышать 15% от средневзвешенного курса доллара, сложившегося в ходе утренних торгов предыдущего дня;
• для участия в торгах банки должны предварительно депонировать всю валюту, которую они хотят продать на сессии, а также все рубли (100% залог денежных средств);
• величина операционной позиции в разрезе каждой иностранной валюты против российских рублей по конверсионным операциям за каждый операционный день должна быть отрицательной или равной нулю (т.е. по итогам каждого рабочего дня банк должен продать валюты не меньше, чем купил для собственных нужд). Данные о величине операционной позиции по конверсионным операциям банки должны ежедневно представлять в соответствующие территориальные управления Центрального банка РФ;
• иностранная валюта, закупленная под импортные контракты, должна храниться на специальном транзитном счете и подлежит перечислению контрагенту в течение 7 дней. В противном случае эта валюта должна быть принудительно продана за рубли;
• для оплаты контрактов по импорту товаров иностранная валюта должна закупаться только на утренней спецсессии. Для оплаты контрактов по импорту работ и услуг иностранная валюта может закупаться на дневной сессии;
• доля экспортной валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, увеличивается с 50 до 75%. Если по истечении 7 дней со дня поступления валютных средств российский экспортер не дал поручение на ее продажу, уполномоченный банк в течение 3 дней самостоятельно должен реализовать необходимую часть валютной выручки на внутреннем валютном рынке по текущему курсу;
• приобретение иностранной валюты за счет средств на рублевых корреспондентских счетах банков-нерезидентов в уполномоченных банках не допускается;
• на специальных торговых сессиях прекращена покупка долларов США уполномоченными банками от своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной валюте физическим лицам (резидентам и нерезидентам) по вкладам (счетам), открытым в уполномоченных банках.
Такое ужесточение системы валютных ограничений в краткосрочном плане позволило стабилизировать валютный курс, однако вступило в противоречие с обязательствами России по снятию всех ограничений по валютным операциям по текущим счетам и переводам в соответствии со ст. 8 Устава МВФ. Поэтому с середины 1999 г. была ликвидирована двухступенчатая система проведения биржевых торгов и вновь возобладала тенденция к снятию значительной части валютных ограничений, введенных в кризисной ситуации после 17 августа 1998 г.
1.1. Место и роль валютной политики в функциях Центрального Банка
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков - Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать».
Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка[1].
Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно Председателем Совета директоров.