Франшиза как метод входа в бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Франшиза – право на работу в сети под конкретной ТМ;
Различают деловой франчайзинг; сервисный франчайзинг; производственный франчайзинг; сбытовой франчайзинг; прямой франчайзинг; расширеный франчайзинг; франшиза для самозанятости; частичный франчайзинг; генеральный франчайзинг; исключительный франчайзинг; международный франчайзинг; мягкий франчайзинг.
На этапе роста и развития бизнеса часто теряются «рычаги управления», и машина бизнеса «идет вразнос», переставая слушаться и подчиняться, приводя к непредсказуемым последствиям.

Файлы: 1 файл

Франшиза.docx

— 23.09 Кб (Скачать файл)

1. Франшиза как метод входа в бизнес

 

Франчайзинг – это предпринимательская деятельность, согласно которой на договорной основе одна сторона (франчайзер) передает второй стороне (франчайзи) за вознаграждение на определённый срок или без указания такого:

- право использования торговой марки;

- право использования знака для услуги;

- право использования фирменного наименования;

- право использования услуг;

- право использования технологического процесса;

- право использования специализированного оборудования;

- право использования ноу-хау;

- право использования коммерческой информации, охраняемой законом;

- право использования других, предусмотренных договором объектов права интеллектуальной собственности

Франчайзи – компания, которая приобретает во временное пользование франчайзинговый пакет;

Франчайзер, Правообладатель – владелец торговой марки, передающий свои знания и права на использование ТМ;

Франшиза – право на работу в сети под конкретной ТМ;

Роялти – периодический платеж за право пользоваться ТМ.

Различают деловой франчайзинг; сервисный франчайзинг; производственный франчайзинг; сбытовой франчайзинг; прямой франчайзинг; расширеный франчайзинг; франшиза для самозанятости;  частичный франчайзинг; генеральный франчайзинг;  исключительный франчайзинг; международный франчайзинг; мягкий франчайзинг.

На этапе роста и развития бизнеса часто теряются «рычаги управления», и машина бизнеса «идет вразнос», переставая слушаться и подчиняться, приводя к непредсказуемым последствиям. Основными проблемами для владельца являются отсутствие хорошего персонала и сложность его поиска и обучения, необходимость добиваться его эффективности и отдачи, проблематичность мотивации и удержания. Накладывают отпечаток необходимость снижения цен на продукцию и частичная потеря доли рынка в результате появления новых игроков. Дополнительные сложности добавляют появление конкурентов с сильными брендами, рост цен на покупку и аренду коммерческой недвижимости.

Если рост бизнеса происходит быстро, это нередко приводит к снижению качества управления им на всех уровнях. Система управления зачастую просто не успевает за темпами роста бизнеса и, не получая постоянного прописывания и совершенствования процессов, она не справляется с управлением десятками открывающихся предприятий в сети, с огромным количеством новых сотрудников, с расширением перечня поставщиков, увеличением автопарка и так далее. Добавляется еще нехватка оборотных средств, необходимость внешнего кредитования, давление проверяющих органов.

С введением в бизнес франчайзинговой системы проблемы с персоналом решаются уже собственником или топ-менеджером франчайзи, появление конкурентов становится менее страшным для растущей сети, поставщики охотнее предоставляют скидки и отсрочки платежей, понимая ценность и перспективность сетевого клиента, развивающегося по франчайзингу. Банки гораздо легче соглашаются на кредитование при возникновении такой необходимости. В настоящее время несколько банков и финансовых структур (Сбербанк, Финансовая группа «Лайф», Промсвязьбанк) разработали серьезную программу поддержки франчайзинговых проектов на старте.

Франшиза – это успешная технология ведения бизнеса, доказанная многократным применением и возможностью повторения (тиражирования). Технология должна быть обязательно успешной и повторяемой. Чтобы проверить повторяемость, необходимо реализовать эту технологию хотя бы в нескольких заведениях, удаленных филиалов. Проверять надо обязательно, несмотря на хорошие экономические показатели или высокий спрос. Если при повторении бизнес-модели все работает, и предприятие получает стабильные хорошие результаты – технологию можно тиражировать. Создавать франшизу для одного-единственного предприятия не рекомендуется.

Технологию нужно передавать в полностью документированном виде. Сами документы могут быть представлены в любом понятном виде и формате: на бумаге, в электронном виде, в виде интерактивных схем и программ. Понятно, подробно и доступно должны быть описаны все бизнес-процессы и стандарты передаваемой технологии и представлены в виде документов. То есть, при использовании только этих документов, мы должны получать ожидаемый и повторяемый результат. Необходимо протестировать: сможет ли новый менеджер, используя пособие, открыть новое успешное заведение без дополнительных разъяснений с вашей стороны? Если «да», значит инструмент готов к использованию. Если нет – необходимо доработать те вопросы, которые оказались непонятными.

Франшиза предполагает обязательное сопровождение и дополнительный «сервис», необходимый для ее поддержания. Сервис – это самое сильное конкурентное преимущество при однотипных товарах или услугах. Сервис – это то, на чем «взлетают» («или падают») множество компаний. Какими бы замечательными ни были модели, какими бы выдающимися характеристиками они не отличались, – если отсутствует послепродажный сервис, их перестанут покупать.

Продавая франшизу, франчайзер увеличивает количество партнеров, работающих на общий результат – укрепление торговой марки франшизы и повышение ее привлекательности в глазах потребителей. Чтобы начать франчайзинговый бизнес, необходимо подготовить комплект документов, который и называется франчайзинговым пакетом (франшизой).

Это подробнейшая информация обо всех аспектах ведения бизнеса, это «инструкция по применению» франшизы. Главная особенность франчайзингового пакета – это доступное и понятное изложение того, как правильно использовать франшизу для достижения запланированных результатов. Поэтому в этом документе должно присутствовать как можно больше простых картинок, наглядных схем, таблиц, графиков, рисунков. Пособие должно выглядеть как «букварь» для предпринимателя, благодаря которому он быстро сможет стать успешным бизнесменом. Пролистав его, новичок должен легко и быстро понять, что, как и когда ему предстоит делать, какие проблемы и задачи могут возникнуть, и как их решать, как развивать и наращивать бизнес, работать с персоналом, вести отчетность и так далее.

Для описания работы с бланками, программами, системами необходимо включать в пакет образцы заполнения, подробные пошаговые описания. Формулировка документов ни в коем случае не должна быть расплывчатой. Фразы должны быть строго однозначные и демонстрирующие обязательность исполнения. Необходимо также включить чертежи, состоящие из примерной планировки помещений и необходимой расстановки используемого торгово-технологического оборудования, а также подводы необходимых инженерных коммуникаций.

 

2. Понятие договора коммерческой  концессии и его основные элементы

 

Договор коммерческой концессии – это главный документ продажи франшизы. Он должен быть тщательно разработан юристами, имеющими опыт работы во франчайзинге. Этот документ должен защищать интересы на всем протяжении работы и на всех этапах взаимодействия с франчайзи, а также максимально прописывать решение всех возможных вопросов, главный из которых – возможное рассторжение договора.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность.

Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии.

Обязанности правообладателя.

Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

- обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии;

- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

-контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Обязанности пользователя

 С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;

- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

- соблюдать инструкции и указания правообладателя;

- оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

- не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

- предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

- информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат государственной регистрации в порядке, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается.

При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договор коммерческой концессии прекращается.

Итак, для составления договора коммерческой концессии необходимо:

- минимальный и (или) максимальный объем использования;

- территория использования исключительных прав;

- срок действия договора;

- полное наименование организации, согласно учредительным документам;

- Ф.И.О. и должность руководителя организации;

- юридический адрес;

- банковские реквизиты организации (ИНН, ОГРН и т.д.);

- Ф.И.О. физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность;

- адрес и паспортные данные индивидуального предпринимателя;

- копия Свидетельства о внесении в ЕГРИП;

- перечень товаров и услуг, в отношении которых заключается договор;

- краткое описание объекта лицензионного договора на использование запатентованных изобретения, полезной модели или промышленного образца (в случае заинтересованности патентообладателя в распространении информации о предмете соответствующего лицензионного (сублицензионного) договора);

- патент или свидетельство на товарный знак (можно копии).


Информация о работе Франшиза как метод входа в бизнес