Франсуа Кенэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:29, реферат

Описание работы

Сын земледельца, только в 12 лет научился читать и писать. В 17 лет уехал в Париж, где несколько лет работал помощником гравёра и одновременно получал образование. В 1710 году начал изучать медицину. Энергичный и трудолюбивый, в 1718 году он получил степень доктора хирургии и стал главным врачом больницы в г. Мант. Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря её поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saignee» (1729—1730), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологии и настаивая на целительном действии природы.

Файлы: 1 файл

Франсуа Кенэ.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Франсуа Кенэ

 

 

Франсуа Кенэ (фр. Francois Quesnay; 4 июня 1694, Мер, вблизи Парижа — 16 декабря 1774, Версаль) — знаменитый французский экономист, основоположник школы физиократов.

Сын земледельца, только в 12 лет научился читать и писать. В 17 лет уехал в Париж, где несколько  лет работал помощником гравёра  и одновременно получал образование. В 1710 году начал изучать медицину. Энергичный и трудолюбивый, в 1718 году он получил степень доктора хирургии и стал главным врачом больницы в  г. Мант. Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря её поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saignee» (1729—1730), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологии и настаивая на целительном действии природы.

В 1734 году герцог Вильруа предложил ему постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже. В 1737 году он получил профессорскую степень и стал постоянным секретарем Хирургической академии. Как врач мадам де Помпадур, он получил доступ ко двору и в 1752 году стал лейб-медиком короля Франции Людовика XV. В его салоне сходились люди самых разнообразных партий — Д'Аламбер, Дидро, Дюкло, Мармонтель, Бюффон, Гельвеций, маркиз Мирабо, Тюрго; посетил его и Адам Смит, проникшийся уважением к нему.

 

Научные достижения

 

К экономическим исследованиям  Кенэ приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в «Энциклопедии» Дидро, в 1756 году, под рубриками «Fermiers» и «Grains».

В 1758 году он напечатал «Экономическую таблицу» с объяснениями, а с 1766 года начал сотрудничать в «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances», выходившем под редакцией Дюпона. В этом журнале, а также в другом органе физиократов, «Eph eme rides du Citoyen», основанном Бодо, Кенэ и поместил все свои главнейшие экономические статьи: «Dialogues sur les travaux des Artisans», «Observations sur l’int eret de l’argent», «l’Analyse du gouvernement des Incas du Pe rou», «Le despotisme de la Chine».

По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом.

При полной свободе действий разумно понимаемый интерес приобретает  господство, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон — право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда.

Всякий человек имеет  право на существование и может  требовать от общества обеспечения  возможности трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях.

Во главе государства  Кенэ ставит незыблемую абсолютную власть, которая, по его мнению, одна может осуществить и охранить порядок, основанный на свободном преследовании разумного интереса; только абсолютный монарх не заражен личным интересом, только он один может дать народу познание естественных законов, быть его верховным жрецом. В основу общественной организации Кенэ кладет разделение общества на три класса: производительный класс, состоящий из земледельцев и создающий чистый доход, за счет которого содержатся все классы; класс бесплодный, не создающий ничего нового, а только перерабатывающий добытое первым классом в другую форму, более пригодную для удовлетворения потребностей; класс собственников, ничего не создающий и не перерабатывающий, а только пользующийся чистым доходом.

Чистый доход от земли  составляет основу всех рассуждений  Кенэ. Он находил справедливым предоставить 4/7 его в пользу собственников, 1/7 в пользу духовенства и 2/7 взять в пользу государства. Существование класса собственников он обосновывал на необходимости свободных и не занятых сил для развития духовной культуры и управления государством. Система Кенэ оказала глубокое влияние на А. Смита и его последователей. В настоящее время она имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно новым взглядам, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

Удержалось одно только здравое  начало системы Кенэ, сводящееся к тому, что обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств. Самое представление о производительном труде, однако, существенно видоизменилось. В 1773 году Кенэ издал свои последний труд: «Recherches Philosophiques sur l’Evidence des Verite s Geometriques», в котором пытался найти квадратуру круга. Ученики Кенэ усмотрели в появлении этого труда признак упадка его умственных способностей. В это же время у Кенэ была отнята должность придворного врача.

Ему пришлось ещё порадоваться, узнав о назначении Тюрго первым министром; но он не дожил до его  падения, расшатавшего веру физиократов  в возможность осуществления  «естественных законов общественной организации» при помощи абсолютной власти.

 

Научные труды

 

·  Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз, 1960.

·  Изд. соч. Кенэ: «Oeuvres economiques et philosophiques», с предисл. и примеч., сделано Онкеном (П., 1888).

·  В серии «Антология экономической мысли» в 2008 году издательством «Эксмо» была выпущена книга: Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, П. С. Дюпон де Немур. Физиократы. Избранные экономические произведения (1200 с., ISBN 978-5-699-18767-6), в которой опубликованы следующие статьи Франсуа Кенэ:

  • Очевидность (с. 45-86);
  • Фермеры (с. 87-121);
  • Зерно (с. 122-182);
  • Население (с. 183-241);
  • Налоги (с. 242-278);
  • Объяснение «Экономической таблицы» (с. 279-287);
  • Философия земледелия (с. 288-326);
  • Естественное право (с. 327-339);
  • Ответ на мемуар г-на М. Х. (с. 340-349);
  • Анализ «Экономической таблицы» (вместе с существенными замечаниями) (с. 350-366);
  • О торговле (с. 367-406);
  • Общие принципы экономической политики земледельческого государства и примечания к этим принципам (с. 407-435);
  • О ремесленном труде (с. 436-458);
  • Китайский деспотизм (глава VIII) (с. 459-481);
  • Замечания относительно денежного процента (с. 482-487).

 

Основные идеи

 

По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом.

Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон — право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда.

Всякий человек имеет право  на существование и может требовать  от общества обеспечения возможности  трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое  количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях.

Согласно распространенной точке  зрения, особенно среди марксистов, система Кенэ имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения, якобы пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Обосновывается это тем, что якобы никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией.Сторонники марксизма признают непреходящую ценность системы Кенэ только в некоторых аспектах, например в том, что обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств.


Информация о работе Франсуа Кенэ