Функции фондового рынка. Фондовый рынок: первичный и вторичный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:13, реферат

Описание работы

Фондовый рынок является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики. Пожалуй, можно считать, что развитость фондового рынка и степень регулирования его со стороны государства являются важнейшими индикаторами уровня зрелости экономического развития страны.
Фондовый рынок является важнейшим сегментом финансового рынка, который включает в себя фондовый рынок, денежный рынок, рынок ссудных капиталов и валютный рынок. Разумеется, фондовый рынок работает в системе финансового рынка в целом и испытывает воздействие не только со стороны внутренних факторов экономической и политической конъюктуры страны, но и со стороны состояния мирового финансового рынка.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы ценные бумаги обращались на фондовой бирже, они должны преодолеть ряд  барьеров: комиссия по листингу(процедура включения ценных бумаг эмитента в котировальный список биржи); котировальная комиссия(определяет курс ценной бумаги при ее первой реализации).

В результате, проанализировав вышеизложенную информацию, можно сделать заключение, что фондовая биржа позволяет обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их сбалансированность путём биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.

 

1.2 Регулирование  фондового рынка.

 

Регулирования  фондового рынка  - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование фондового рынка  охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может  быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование фондового рынка  осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций  регулирования. С этих позиций различают (2, с.260):

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Процесс регулирования  на фондовом рынке включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. 

Государство на фондовом рынке выступает в качестве (2, с.262):

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование  фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования включает:

- государственные и  иные нормативные акты;

  • государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка можно разделить на (2, с.264):

  • прямое, или административное, управление;
  • косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны  государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
  • регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирование профессиональной деятельности;
  • обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка (4, с.197):

Первая концепция - регулирование  рынка преимущественно сосредотачивается  в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример - Франция.

Вторая концепция - максимально  возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие  предписания, а переговорный процесс, а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить что, структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передана территориям, например в США - штатам, в Германии - землям и т.д.). Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг, которые привлекают во всех странах все большую долю финансовых активов.

Саморегулируемые организации - это  некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации (2, с.266).

Различают внутреннее и внешнее  регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным  внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и обществом в целом.

Можно выделить две основные модели регулирования фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно государственными органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.

Государство через законодательную  базу и свои органы управления регулирует рынок ценных бумаг напрямую —  административно, и косвенно — экономически. Административное регулирование государства  заключается в установлении обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации всех видов ценных бумаг, лицензировании профессиональной деятельности по ценным бумагам, обеспечении гласности и равной информированности всех участников рынка. Косвенное управление рынком ценных бумаг государство осуществляет посредством экономических рычагов, в число которых входят налогообложение, определение уровня ставки рефинансирования, проведение центральным банком операций на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования [21, c. 567].

Нормативной правовой основой  регулирования рынка ценных бумаг  в Республике Беларусь является действующее  законодательство, прежде всего:

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Указ Президента Республики Беларусь 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»;

Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах  и фондовых биржах»;

Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных  обществах»;

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ»;

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 26 ноября 2008 г. № 1801 «О составлении закладных и учете прав по ним» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 291, 5/28850), разработанное в целях реализации статьи 55 Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. «Об ипотеке»;

Постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров  Республики Беларусь от 11 апреля 2006 г. № 09/П «Об утверждении инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг»;

Инструкция о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 112

Постановление комитета по ценным бумагам  при Совете 24 апреля 2003 г. № 06/П «Об  утверждении порядка расчета  рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на ОАО  «Белорусская валютно-фондовая биржа», и установлении предельной границы колебаний рыночной цены»;

Постановление Комитета по ценным бумагам  при Совете Министров Республики Беларусь 16 декабря 2005 г. № 09/П «Об  утверждении Инструкции о порядке  аттестации специалистов рынка ценных бумаг Республики Беларусь»;

Постановление Комитета по ценным бумагам  при Совете Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 05/П «Об  установлении требований финансовой достаточности  к профессиональным участникам рынка  ценных бумаг и квалификационных требований к их руководителям и сотрудникам»

Инструкция о порядке осуществления  профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 112;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. № 143 «О регулировании депозитарной деятельности».

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Правления  Национального банка Республики Беларусь 13 февраля 2008 г. № 18/25 «Об утверждении Инструкции о раздельном учете денежных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 67, 8/18312);

Инструкция о порядке  представления отчетности и раскрытия информации, утвержденную постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 10/П;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». Данным постановлением предусмотрены особенности расчета стоимости чистых активов профессиональными участниками рынка ценных бумаг, что обусловлено необходимостью повышения финансовой устойчивости профессиональных участников, снижения риска их финансовой несостоятельности, что, в свою очередь, будет способствовать защите прав и законных интересов инвесторов.

Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь определено следующими документами:

Концепцией функционирования и развития рынка ценных бумаг  Республики Беларусь, главная цель которой состоит в определении  и создании необходимых условий  для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством, и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг;

Концепцией формирования расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь, направленной на создание эффективной и прозрачной системы клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами всех видов;

Программой развития электронной торговли на фондовом рынке  Республики Беларусь, согласно которой все сделки на биржевом и внебиржевом вторичном рынке заключаются через систему удаленных торговых терминалов, доступ к которым имеют все профессиональные участники национального фондового рынка;

Планом мероприятий  по реализации Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, основной целью которого является создание благоприятного инвестиционного климата на всех сегментах финансового рынка.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года № 1585, к основным задачам, возложенным на Министерство финансов Республики Беларусь, относятся государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам [16].

Информация о работе Функции фондового рынка. Фондовый рынок: первичный и вторичный