Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа
Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в
рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и
регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Введение................................3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике...............4
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику......5
1.2. Задачи государственного регулирования............7
Глава 2. Функции государственного регулирования..............8
2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста......9
2.2. Обеспечение занятости....................9
2.3. Регулирование цен.......................10
2.4.Создание правовой основы...................11
2.5. Распределение ресурсов....................11
2.6. Регулирование рынка труда.................12
2.7 Обеспечение социальной защиты....................12
2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды.............13
2.9. Региональная политика.....................14
2.10. Реализация национальных интересов...............14
2.11. Основные направления экономической деятельностигосударства..16
Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной экономики....17
3.1. Требования к методам регулирования экономики..........17
3.2. Воздействие на рыночный механизм.............18
Заключение.............................21
Список литературы.........................23
защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в
народном хозяйстве
качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области
научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают
те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства
в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление
экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.
2.11 Основные
направления экономической
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства
являются:
1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что
предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную
профилактику с помощью
системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь
восстановления рыночного
многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного
управления, образовывать действенную
систему экономических
другое.
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально
допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих
экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или
неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного
законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения,
банковской системы и др.
Глава 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики.
3.1 Требования к методам
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым
рыночная система предъявляет следующие требования:
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные
связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное
распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды,
талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п.
Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с
себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив,
государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на
экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного
инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем
при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если
государство полагается исключительно на административные методы, то оно
способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в
рыночном хозяйстве
ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные
стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство
игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие
регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
3.2 Воздействие на рыночный механизм
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои
расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное
предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов
макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и
ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование,
социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся
различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на
поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности
использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не
беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат
пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет
стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на
социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана
сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения,
но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
Другим важным инструментом государственной политики является
налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости
производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в
перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии
весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения
подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к
высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за
рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных
связей и пропорций, координированию
экономических процессов и
общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агенств,
занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное
регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой
кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются
специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные
возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие
развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Примером законодательной
законодательство. В США, например, оно осуществляется с 1890 г., с момента
принятия “Закона Шермана”, дополненного впоследствии рядом других
государственных актов. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство
направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование
конкуренции. За нарушение антитрестовского законодательства в США
предусмотрена уголовная и гражданская ответсвенность. Она предполагает штраф
до 1 млрд. $ с корпорации, до 100 тыс. $ с должностного лица и тюремное
заключение до трех лет. Антитрестовское управление министерства юстиции США
направляло приблизительно 80 уголовных дел в год (80-е годы). На
международном уровне конкуренция регулируется специальными
межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности
и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование
налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства.
Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или
расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия
кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема
производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при
этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство.
Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом
процентные ставки падают и производство расширяется.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных
субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным
образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность,
судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-
10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым
изменяет распределение
возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по
рыночным ценам.
Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие
рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических
ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества
произведенной продукции на стороне предложения.
Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в
областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в
которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия
занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная
металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства
варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома.
Заключение
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто
государство является первопричиной изменений экономического поведения
предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с
производством и распределением экономических благ используется активная
экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными
органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения,
принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика
достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном
порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный
интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно,
государство должно просто сделать
более доступной для
сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть
безграничным – экономика не должна быть излишне административно
«зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к
коррупции государственного аппарата
и возникновению теневой
Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство
не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия
для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со
стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах,
обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает
вопросы национальной обороны. Особое
положение государства в
ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и
беспрепятственно
финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство
крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых
городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.
Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить
рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во
Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного
государственного
экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и
дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически
соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В
цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь
при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей
ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует
правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в
том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную
экономику.
Список литературы
1. Костюк В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 1998.
2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2000.
3. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997.
4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика под общей ред. проф.,
д.э.н. Сидоровича А.В. М.: ДИС, 1997.
5. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика/ Перевод с английского – С.-П., 1994.
6. Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК,
1992.
7. Управление государственной
к.э.н. В.М.Шупыро. М.: Инфра-м, 1997.
8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского,
М., 1993.
9. Экономика под ред. д.э.н., проф. А.С.Булатова. М.: Юристъ, 1999.
Информация о работе Функции государства в рыночной экономике