Функции и обязанности уполномоченных банков как агентов валютного регулирования и валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Самостоятельным видом валютных ограничений, введение которых практикуется странами в условиях серьезных нарушений их валютного положения, являются ограничения движения капиталов через границы стран, принимающие разнообразные формы: запрет на вывоз из страны иностранной валюты с целью экспорта капитала; запрещение вывоза за границу иностранных ценных бумаг, находящихся во владении граждан данной страны; не допускается также размещение на внутреннем фондовом рынке данной страны иностранных ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ банк.docx

— 23.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Валютное регулирование»

на тему «Функции и обязанности уполномоченных банков как агентов валютного  регулирования и валютного контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

Введение

В области  внешней торговли валютные ограничения  принимают форму контроля за экспортом и импортом, а также платежными операциями по внешнеторговым контрактам. Экспортерам вменяется в обязанность сдавать всю вырученную от продажи своих товаров за границу валюту (или ее фиксированную часть) центральному банку страны или специальным уполномоченным на то банкам (иным организациям) по установленному курсу. Импортеры обязаны покупать необходимую им валюту у Центрального банка (уполномоченных банков) по определенному курсу и под конкретные внешнеторговые контракты. Валютные ограничения во внешней торговле теснейшим образом увязаны с регулированием внешнеэкономической деятельности в виде установления нетарифных ограничений - системы квотирования и лицензирования экспорта и импорта, а также установления приоритетности осуществления операций с теми или иными странами или предпочтительности осуществления платежей в определенных валютах.

Особо регламентируются денежные переводы физических и юридических  лиц через границы стран. Обычно предусматривается отсутствие каких-либо ограничений на переводы валютных средств в страну из-за границы и не допускает осуществления обратных переводов (за определенными исключениями). К исключениям относятся: переводы пенсий, алиментов и прочих пособий социального характера. Однако, в случае крайней необходимости государство может прекратить и эти выплаты.

В области  международного кредита валютные ограничения  предусматривают запрещение или  ограничение предоставления кредитов и займов предприятиям, организациям, банкам других стран. В случае введения этих ограничений кредитная деятельность становится возможной только с разрешения министерства финансов страны, ее центрального банка или других уполномоченных на то органов валютного контроля.

Самостоятельным видом валютных ограничений, введение которых практикуется странами в  условиях серьезных нарушений их валютного положения, являются ограничения  движения капиталов через границы  стран, принимающие разнообразные  формы: запрет на вывоз из страны иностранной  валюты с целью экспорта капитала; запрещение вывоза за границу иностранных  ценных бумаг, находящихся во владении граждан данной страны; не допускается  также размещение на внутреннем фондовом рынке данной страны иностранных  ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российские  кредитные организации (банки), имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также филиалы иностранных кредитных организаций, действующие на территории РФ имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте являются агентами валютного контроля.

Уполномоченные  банки являющиеся агентами валютного контроля, подотчетны Центральному банку РФ. Любой вид валютных операций, выполняемых уполномоченным банком, осуществляется по инструкциям Центрального банка РФ. И каждая такая инструкция предусматривает меры ответственности за нарушение порядка проведения этих операций.

В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» для осуществления  банковских валютных операций коммерческие банки должны предварительно получить лицензию Банка России.

Внутренняя  лицензия дает право коммерческому  банку на совершение полного или  ограниченного круга операций в  иностранной валюте. Кроме того, он не может вступать в прямые корреспондентские  отношения с зарубежными банками, за исключением специально обозначенных Банком России.

Расширенные лицензии предоставляют коммерческим банкам право совершать на территории РФ такие же операции, как при  наличии внутренней лицензии, но, дополнительно  есть право открывать ограниченное число корреспондентских счетов в конкретных иностранных банков, список которых определен ЦБ РФ.

Генеральная лицензия предоставляет коммерческому  банку право на совершение полного  или ограниченного круга операций в иностранной валюте, как на территории России, так и за границей. Однако, данная лицензия не расширяет круг выполняемых банком операций, но дает ему право открывать в установленном порядке филиалы за пределами РФ и приобретать акции (доли) Уставного капитала кредитных организаций - нерезидентов.

Статус  лицензии определяется двумя понятиями:

  1. Круг банковских операций в иностранной валюте;
  2. Возможность установления коppеспондентских отношений в иностранной валюте с банками-pезидентами и нерезидентами.

Причем  положение у коммерческих банков двоякое: с одной стороны они  выступают в роли агентов валютного  контроля, а с другой - субъектов  этого же валютного контроля,

Законом предусматривается наказание за не ведение или неправильное ведение  учета валютных операций. Наказания  могут быть от штрафов до лишения  уполномоченного банка лицензии на совершение валютных операций.

Уполномоченные  банки, как агенты валютного контроля, должны выполнять следующие обязанности  в пределах своей компетенции:

  1. осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
  2. проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

В то же время, уполномоченным банкам, как субъектам  ВК, предоставлены следующие права:

  1. знакомиться с актами проверок, проведенных органами и другими агентами валютного контроля;
  2. обжаловать действия агентов валютного контроля соответствующим органам валютного контроля, а также действия органов валютного контроля в порядке, установленном законодательством РФ;
  3. Проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,
  4. Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
  5. Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В обязанности  уполномоченного банка, как субъекта валютного контроля входит:

  1. представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;
  2. представлять органам и агентам валютного контроля объяснения в ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;
  3. в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
  4. вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность этих документов в течение 5 лет;
  5. выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений;
  6. выполнять другие обязанности, установленные законодательством РФ.

При обнаружении  нарушений в работе уполномоченных банков органы, занимающиеся проверкой, могут наложить взыскания в виде (Закон "О валютном регулировании  и валютном контроле"):

  1. взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу Закона сделкам, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм;
  2. взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Функции уполномоченных банков.

Экспортер предъявляет контракт (оригинал или  копию, заверенную первым лицом и  печатью) в банк, где находится  его валютный счет, на который должна поступать от экспорта товаров выручка. Вместе с этим банком он оформляет  паспорт сделки, в котором приводится краткое содержание условий контракта. 
 Паспорт сделки, подписанный экспортером и банком, в обязательном порядке должен быть предъявлен таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. Банк не имеет права подписать паспорт сделки, если в контракте имеются условия, которые предусматривают зачисление валютной выручки на счет, не принадлежащий самому экспортеру. 
 По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, на который в последующем должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту.

Банк  рассматривает представленные ему  документы (проверяет соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПС образцу подписи  в карточке образцов подписей лиц, имеющих  право первой подписи по счету  экспортера) и подписывает представленные экспортером экземпляры ПС. 
 Первый экземпляр ПС возвращается экспортеру вместе с оригиналом или копией контракта. 
 Второй экземпляр ПС служит основанием для открытия банком досье, в которое он помещается для хранения. 
 После подписания ПС банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту и принимает данный контракт на расчетное обслуживание. 
 Банк имеет право отказать в подписании ПС, если не выполняются предусмотренные условия:

  • несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
  • несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства РФ;
  • оформление ПС с нарушениями установленных требований;
  • наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту;
  • отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ;
  • отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления ПС в установленном порядке. 
     В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного банком по данному контракту, экспортер в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и(или) дополнений, представляет в банк:
  • оригиналы или копии дополнений и(или) изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и скрепленные его печатью;
  • дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но с заполнением только тех граф (позиций), сведения которых подлежат уточнению. 
     Дальнейшее оформление и использование дополнительных листов к ПС осуществляются в порядке, предусмотренном для самих ПС.

Банк, подписавший  ПС, вправе за выполнение функций агента валютного контроля по контракту, на основании которого составлен ПС, взимать с экспортера плату, размер которой не должен превышать 0,15% суммы  контракта. 
 Указанная плата взимается банком не ранее поступления в банк первой суммы экспортной выручки по данному контракту. В остальном порядок взимания указанной платы определяется банком по договоренности с экспортером.

Уполномоченный  банк вправе требовать представления  только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Это могут быть:

  • документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • паспорт сделки;
  • документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Функции и обязанности уполномоченных банков как агентов валютного регулирования и валютного контроля