Функции и роль центрального банка в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение задач, функции Центрального Банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
В теоретической части данной работы, а именно в первой главе, будут рассмотрены: история Банка России 90-х, когда в период реформирования его роль трудно было переоценить, его правовой статус и функции, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», его структура и роль Совета директоров.

Содержание работы

Введление 3
Глава 1 Банк России. Его история статус и функции 4
1.1 История Банка России 4
1.2 Правовой статус Центрального Банка РФ 9
1.3 Структура и функции Банка России 12
1.4 Роль Центрального Банка РФ в экономике России 16
Глава 2. Экономические механизмы воздействия Банка России на экономику страны 22
2.1 Агрегаты денежной массы 24
2.2 Учетная ставка 27
2.3 Метод формирования обязательных резервов 29
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Учетная ставка

 

Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым уменьшает общую массу денег в обращении.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка и некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка - это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

На протяжении 1999-2004 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. Банк России регулирует общий объем выдаваемых коммерческим банкам кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.

Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня - 8,25 % (установлена Указанием Банка России от 13 сентября 2012 г. № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"), и она остаётся неизменной с сентября 2012 года. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Метод формирования обязательных резервов

 

Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Денежно-кредитная политика Банка России должна быть ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России должен гибко реагировать на изменение реального спроса на деньги, способствовать поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции, а значит, в результате этих мер, способствовать укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

Должна быть предусмотрена реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, должна быть раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Основными задачами развития банковского сектора в условиях финансового кризиса являются:

- усиление защиты интересов  вкладчиков и других кредиторов  банков;

- повышение эффективности осуществляемой  банковским сектором деятельности  по аккумулированию денежных  средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- повышение конкурентоспособности  российских кредитных организаций;

- предотвращение использования  кредитных организаций для осуществления  недобросовестной коммерческой  деятельности и в противоправных  целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

- развитие конкурентной среды

- укрепление доверия к российскому  банковскому сектору со стороны  инвесторов, кредиторов и вкладчиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" (394-I от 2 декабря 1990) - ВСНД 1990, N27, ст.356; изменения: закон 3119-I от 24 июня 1992 - ВСНД 1992, N34, ст.1966; оговорки: указ 2288 от 24 декабря 1993 - САПП 1993, N52, ст.5586; введен в действие 2 декабря 1990 - новая редакция вступила в силу 1 мая 1995.
  2. Закон РФ "О денежной системе Российской Федерации" (3537-I от 25 сентября 1992) - ВСНД 1992, N43, ст.2406; утратил силу 1 мая 1995;
  3. Устав Центрального банка РСФСР (Банка России). Утвержден Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 - ВСНД 1991, N29, ст.1012; изменения - Постановление Президиума ВС РФ от 10 ноября 1992 - ВСНД 1992, N47, ст.2701; оговорки: указ 2288 от 24 декабря 1993 - САПП 1993, N52, ст.5586; утратил силу 1 мая 1995;
  4. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 5-ФЗ, от 23.12.2003 N 180-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 18.06.2005 N 61-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 03.05.2006 N 60-ФЗ, от 12.06.2006 N 85-ФЗ, от 29.12.2006 N 246-ФЗ, от 29.12.2006 N 247-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 N 177-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 23.12.2004 N 173-ФЗ)
  5. Федеральный закон "О перечислении прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет" (62-фз от 5 июня 1996) - СЗ РФ 1996, N24, ст.2812
  6. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 11 июля 2008 г. N 2037-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
  7. Деньги. Кредит. Банки: Базулин Ю.В., Пашкус Ю.В., Салин В.Л. Учебник - 2 изд. - ВЕЛБИ, Проспект 2008 г. - 250 с.
  8. Деньги, кредит, банки: Кравцова Г.И., Кузьменко Г.С., Кравцов Е.И. и др. - Издательство: БГЭУ, 2007 г. - 426 с.
  9. Деньги, кредит, банки: Под ред. О.И. Лаврушина. Учебник -- 2-е изд., перераб. и доп.-- М.: Финансы и статистика, 2008.-- 464 с.
  10. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов, Селищев А.С., 1-е издание. - Питер, 2007 г. - 432 с.
  11. http://www.cbr.ru (официальный сайт Центрального Банка РФ)
  12. Банки и банковское дело. Учебное пособие./ Под ред. Балабанова И.Т. - С.П.: Интер, 2000. – 253 стр.

 


Информация о работе Функции и роль центрального банка в экономике Российской Федерации