Функции общественного
сектора в современной экономике — реферат
Содержание
Введение 3
1. Структура и механизм организации общественного
сектора экономики 4
2. Масштабы общественного сектора экономики
8
3. Основные функции общественного сектора
экономики 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Общественный сектор является равноправным
участником деловых отношений в том случае,
если он выходит на рынок с деловыми предложениями.
Последние должны задействовать тот сектор
экономики, которой не под силу рыночным
структурам или которые не приносят такую
прибыль, которая удовлетворяла бы частный
бизнес. Из того факта, что рынок в отдельных
случаях оказывается неспособным обеспечить
весь комплекс товаров, необходимых для
функционирования экономики и нормальной
жизни индивидов, следует вывод, что часть
этих продуктов должно создавать государство.
Эти продукты в экономической литературе
получили название общественные товары
и общественные услуги. Без общественного
сектора современная экономика обойтись
не может.
Целью настоящей работы является рассмотрение
функции общественного сектора в России.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
Рассмотреть структуру и механизм организации
общественного сектора;
Раскрыть масштабы общественного сектора
экономики;
Рассмотреть основные функции общественного
сектора экономики;
Информацией для исследования служит
учебно-методическая литература, периодические
издания, научные экономические издания.
1. Структура и механизм организации общественного
сектора экономики
Совокупность ресурсов, находящихся в
непосредственном распоряжении государства,
образует общественный сектор хозяйства.
Общественный сектор экономики - это сфера
деятельности, ориентированная на ликвидацию
провалов рынка, создание общих и социально
значимых благ. Общественный сектор является
достаточно сложным образованием и значительной
мере пересекается с государством. В его
состав входят бюджетные учреждения, государственные
внебюджетные фонды и государственные
предприятия, и другие объекты госсобственности.
Однако, не все предприятия, находящиеся
в собственности государства, ориентированы
на производство общественных благ. Не
вполне корректно относить к общественному
сектору государственные коммерческие
предприятия, продукция которых является
рыночным товаром, обладает свойствами
конкурентности и исключаемости [6, c.33].
Функции общественного
сектора в современной экономике — реферат
Помимо названных институтов,
к общественному сектору в широком смысле
слова относятся негосударственные некоммерческие
организации. Сектор некоммерческих организаций,
получивший большое развитие в ведущих
зарубежных странах, является важным элементом
гражданского общества. Эти структуры
осуществляют свою деятельность в сфере
провалов рынка и не ориентированы на
получение прибыли. Цели и задачи их деятельности
закрепляются в уставе. Некоммерческие
организации могут получать прибыль, но
она направляется исключительно на достижение
уставных целей.
Важным отличием некоммерческих организаций
от государственных является то, что они
создаются на добровольных началах и функционируют
независимо. Они отличаются большей открытостью
и ответственностью перед потребителями
их услуг. В ряде случаев некоммерческим
организациям может передаваться часть
регулирующих функций, традиционно выполняемых
государством.
Общественный сектор - это не только совокупность
государственных предприятий и организаций,
находящихся в собственности государства,
но и денежные средства. В связи с этим
ключевую роль среди компонентов общественного
сектора играют государственные финансы:
государственный бюджет, его доходы и
расходы.
Общественный сектор представляет собой
такую область экономики или часть экономического
пространства, где в совокупности определяются
следующие специфические условия[1, c.74]:
Рынок не действует или частично действует,
следовательно, преобладает нерыночный
способ координации экономической деятельности,
нерыночный тип организации обмена деятельностью;
Производятся, распределяются и потребляются
не частные, а общественные блага;
Экономическое равновесия между спросом
и предложением общественного блага осуществляется
государством, органами местного самоуправления
и добровольно-общественными организациями
с помощью соответствующих социальных
институтов и бюджетно-финансовой политики.
В отличие от рыночного, общественный
сектор имеет дело с общественными благами,
которые в большинстве своем не являются
предметом купли-продажи. В тех случаях,
когда происходит коммерческая сделка
по поводу общественного блага, она не
рассматривается как главный побудительный
мотив деятельности общественных организаций.
В связи с этим организации общественного
сектора называют некоммерческими. Поскольку
в общественном секторе доминирующее
место занимает деятельность государства,
то часто его называют государственным
сектором экономики. Структура общественного
сектора неоднородная и включает три подсектора:
государственный, добровольно-общественный,
смешанный. С одной стороны, смешанный
сектор занимает промежуточное положение
между общественным и рыночным секторами,
с другой - существует смежная зона внутри
общественного сектора между государственным
и добровольно-общественным подсекторами.
Масштабы
общественного сектора характеризуется
как размерами государственной собственности
(запас ресурсов), так и объемом государственных
доходов и расходов (потоки собираемых
и расходуемых средств). Общественный
сектор традиционно занимает прочные
позиции в таких сферах деятельности,
как оборона, фундаментальные научные
исследования, образование, здравоохранение,
культура, коммунальное хозяйство. Масштабы
общественного сектора во многом зависят
не только от объективных экономических
возможностей страны, но также от традиций
и особенностей проводимой политики. Согласно
закону Вагнера (сформулированного еще
в конце Х I Х века) доля общественного
сектора в экономике постоянно увеличивается
в исторической перспективе. Немецкий
экономист связывал эту закономерность
с процессом завоевания публичными товарами
частного рынка [4, c.100].
В новых условиях хозяйствования,
когда государство выступает как один
из субъектов рынка, а в общественном секторе
начинают взаимодействовать наряду с
государственными и общественные, некоммерческие,
частные, смешанные организации возникает
необходимость изменения организационно-функциональной
конструкции государственных финансов,
которая позволит, сохраняя регулирующую
роль государства, обеспечить баланс между
объемом общественных потребностей и
возможностями их удовлетворения. В первом
случае речь идет о спросе на общественные
блага, во втором случае об их предложении.
Реальное существование этих по природе
рыночных явлений в нерыночном общественном
секторе обуславливает необходимость
установления равновесия между ними. Другими
словами необходим нерыночный механизм
балансирования, включенного в рыночный
экономический оборот общественного сектора.
В рыночном секторе подобным механизмом
является процесс свободного ценообразования,
в результате которого устанавливается
равновесие между спросом и предложением
на частные блага. Но и в этом случае рыночное
равновесие строится на косвенных институциональных
ограничениях, обозначаемых государством
(налоги, субсидии, лимитирование уровня
цен).
В общественном
секторе регулирующий механизм имеет
принципиальную иную конструкцию и специфику,
обусловленную особенностями спора и
предложения, общественных благ. Природа
общественных благ обуславливает необходимость
равномерного удовлетворения спроса на
них. Предложение же общественных благ
отличается тем, что реализуется государственными
и общественными организациями, хотя большую
часть затрат на получение этих благ несет
на себе потребители, то есть члены общества
в виде налогов, добровольных платежей.
В первом случае речь идет о принуждении
экономических агентов участию в производстве
общественных благ, во втором случае о
добровольном участие их в этом процессе.
На обеспечение равновесия между спросом
и предложением на общественные блага
влияет в большой степени та часть указанного
процесса, которая реализуется в государственном
секторе, так как значительный объем общественных
благ производится именно здесь. Такого
рода механизм балансирования в отечественной
литературе называют финансово-бюджетным,
которое устанавливается между спросом
и предложением на общественные блага
определяют как «бюджетное равновесие»
[4, c.106].
Концепция бюджетного
равновесия раскрывает природу и сущность
механизма создания и распределения, общественных
благ, и с учетом коллективного характера
их потребления, отражает необходимость
использования принудительных и обязательных
инструментов воздействия на субъектов
хозяйствования для обеспечения возможности
формирования общественных благ.
2. Масштабы общественного
сектора экономики
Ресурсы, с помощью
которых государство участвует в общественной
жизни, — это, с одной стороны, все то, владельцем
чего оно является, а с другой — доходы
и расходы бюджета. В первом случае речь
идет о запасе ресурсов, во втором — об
их потоке. Такого рода двойная характеристика
экономического потенциала присуща, вообще
говоря, любому субъекту хозяйства, причем
доля частного лица или фирмы в совокупном
запасе ресурсов нации, как правило, примерно
равна доле их дохода в национальном доходе,
по крайней мере, в долгосрочном плане.
Ведь поток ресурсов (доход) в определенном
смысле порождается их запасом (физическим
или человеческим капиталом) и в эффективно
функционирующей рыночной экономике распределяется
в соответствии с факторными вкладами.
Особенность государства состоит, однако,
в том, что, пользуясь законным правом
принуждения, оно систематически осуществляет
перераспределение, поэтому доля общественного
сектора в национальном доходе, как правило,
существенно отличается от его доли в
совокупном капитале.
В странах с развитой рыночной
экономикой обычно существует консенсус
в отношении того, что перераспределению
подлежат скорее доходы, чем факторы производства,
которые должны находиться в основном
в распоряжении частного сектора. Соответственно
удельный вес общественного сектора в
доходах и расходах общества в большинстве
случаев превосходит его удельный вес,
как в совокупном капитале, так и в производстве
реализуемых на рынке товаров и услуг
[5, c.108].
Необходимо, впрочем, отметить два обстоятельства.
С одной стороны, государство часто контролирует
огромные ресурсы, которые не получают
надлежащей экономической оценки в качестве
потенциальных или реальных факторов
производства. Это, например, земли, не
находящиеся в сельскохозяйственном обороте,
охраняемые природные и культурные ценности
нации и др. С другой стороны, расходы государства
в конечном счете характеризуют услуги,
предоставляемые им на нерыночной основе,
однако этот момент, как и предыдущий,
подчас остается в тени. Таким образом,
и запас, и поток ресурсов общественного
сектора частично изъяты из рыночного
оборота, что сказывается на экономических
измерениях и может создавать неадекватное
представление о «паразитизме» государства.
В качестве непосредственного поставщика
товаров и услуг общественный сектор,
как правило, занимает прочное положение,
прежде всего в таких отраслях, как образование,
здравоохранение, культура, транспорт
и связь, энергетика, коммунальное хозяйство
и некоторых других.
Предприятия и организации, принадлежащие
государству, играют ведущую роль в предоставлении
почтовых услуг, в сфере железнодорожных
и авиаперевозок (исключениями являются
США и в меньшей степени Япония), а в ряде
стран, например в Великобритании, Германии,
Италии, Нидерландах, Франции, - и в электроэнергетике.
В некоторых странах общественный сектор
относительно широко представлен даже
в обрабатывающей промышленности. Это
касается, в частности, сталелитейной
промышленности Австрии, Италии, Франции,
Швеции, британской, голландской и французской
автомобильной индустрии, судостроения
Великобритании, Италии, Испании, Швеции.
Однако, как следует из предыдущего изложения,
непосредственная поставка товаров и
услуг на рынок является хотя и важной,
но все же не основной формой участия общественного
сектора в экономической жизни. Роль и
масштабы этого сектора наиболее концентрированно
выражаются не его долей в совокупном
капитале или товарной массе, производимой
для реализации, а скорее, удельным весом
государственных доходов и расходов в
национальном доходе, валовом национальном
или валовом продукте[8, c.117].
По мере становления
промышленного капитализма доля государства
в национальном доходе в целом уменьшалась,
но позднее с усложнением структуры хозяйства
и быстрым увеличением расходов на образование,
здравоохранение, науку, социальное обеспечение
и оборону эта доля, как правило, вновь
увеличивалась. Так, в Великобритании
она в течение XIX века сократилась примерно
с одной четверти до одной десятой национального
дохода, но на протяжении XX века выросла
вчетверо.
3. Основные функции
общественного сектора экономики
Рыночный механизм
не может выполнить всех тех функций национальной
экономики, которые призваны обеспечить
эффективное и справедливое распределение
ресурсов. Назовем основные функции, ради
которых существует общественный сектор.
1. Поддерживать конкуренцию.
Ценовая система ведет к эффективному
распределению ресурсов только при условии,
что существует конкуренция и на рынке
ресурсов, и на рынке готовых товаров.
Это значит, что надо создавать максимально
благоприятные условия для открытия фирмами
производств, для того чтобы у фирм была
полная информация о ценах и возможностях
прибыльной деятельности. Для того чтобы
поддерживать конкуренцию и защититься
от возможной власти монополий, правительство
может устанавливать специальные правила
ведения бизнеса, использовать такие средства,
как налоги и субсидии [6, c.224].
2. Обеспечивать снабжение
товарами, которое не осуществляется в
нужных пропорциях частным сектором. Даже
если работают рынки с совершенной конкуренцией,
есть определенные виды товаров, поставка
которых в удовлетворительных количествах
не может гарантироваться частными фирмами.
Например, если бы естественные монополии
находились целиком в руках частного сектора,
то нельзя было бы гарантировать снабжение
населения водой, газом, электроэнергией.
3. Решать проблемы,
порождаемые внешними факторами. Частный
сектор не принимает по своей инициативе
достаточных мер для борьбы с такими факторами,
как шум или загрязнение. Он не в полной
мере учитывает вредное воздействие своих
производств на других членов общества
или на будущие поколения [7, c.138].
4. Защищать права продавцов
и покупателей. Частный сектор не занимается
защитой прав продавцов и покупателей
и не устанавливает соответствующих правил
взаимодействия между ними.
5. Распределять доходы
и богатство. Достижение максимально достижимого
уровня благосостояния общества является
задачей правительства. Для решения этой
задачи оно может принимать решения по
справедливому распределению доходов
и богатства.
6. Способствовать достижению
макроэкономических целей. Вмешательство
правительства в рыночную экономику требуется
и в тех случаях, когда функционирование
рынка может привести к высокому уровню
безработицы, к недопустимой инфляции,
к нарушению платежного баланса страны
[8, c.125].
Главная задача правительства
заключается в достижении максимального
уровня общественного благосостояния.
Для решения этой задачи правительство
должно оказывать влияние на размещение
ресурсов в разных секторах экономики
и на распределение ресурсов между людьми.
Рассмотрим эти две функции.
Функция размещения.
Главной целью правительства при осуществлении
этой функции должно быть достижение высокой
эффективности использования ресурсов.
Основным инструментом для достижения
этой цели является государственный бюджет.
В нем определяются размеры налогов, которые
должен платить частный сектор, объем
государственных закупок, размер социальных
выплат. Правительство несет расходы на
оборону, образование, медицинское обслуживание,
содержание служб обеспечения правопорядка,
строительство дорог и другие общественные
нужды. Оно может иметь в своем подчинении
производственные организации (заводы,
электростанции, транспортные системы
и др.) и может закупать за счет средств
государственного бюджета товары и услуги,
производимые частными фирмами. Правительство
выплачивает из средств государственного
бюджета субсидии частному сектору и различные
государственные пособия отдельным людям
[13, c.104].
Помимо составления
бюджета, правительство устанавливает
правила ведения бизнеса, которые также
оказывают влияние на размещение ресурсов
(законы по охране окружающей среды, антимонопольные
законы и др.).
Функция распределения.
Эту функцию государство выполняет в интересах
справедливости, т. е. справедливого распределения
доходов и богатства в обществе. Чтобы
достичь этой цели, правительство, во-первых,
стремится справедливо распределить налоговое
бремя. Оно устанавливает порядок, при
котором налоги растут с ростом доходов.
Кроме того, правительство проводит целенаправленную
политику в вопросах распределения через
статьи бюджета. В расходной части бюджета
приоритет отдается затратам, в которых
больше заинтересованы люди с низкими
доходами (здравоохранение, образование
и др.).
Следует заметить,
что при решении задачи справедливого
распределения возникает немало проблем.
С одной стороны, трудно контролировать
реальные доходы людей; с другой стороны,
многие считают, что доходы являются не
самой справедливой базой для налогообложения
[6, c.224].
Размер общественного
сектора. Поскольку правительство играет
важную роль в смешанной экономике, возникает
вопрос: каким должен быть размер общественного
сектора? Существуют два подхода к ответу
на этот вопрос.
Сторонники первого
исходят из того, что должно быть обеспечено
максимальное общественное благосостояние.
Они считают, что ресурсы должны быть так
распределены между частным и общественным
секторами, чтобы общество достигло наивысшего
уровня полезности. Найти оптимальное
распределение можно только политическими
методами, поскольку нет рыночного механизма,
через который народ мог бы выразить свои
предпочтения по отношению к благам, предоставляемым
общественным сектором. Если в результате
политических процессов оптимальное соотношение
между секторами найдено, то оно будет
соответствовать эффективному по Парето
распределению ресурсов.
Сторонники второго
подхода считают, что должно быть создано
финансовое общество оптимального размера.
По их мнению, объем государственного
участия в экономике должен быть таким,
при котором предельная общественная
выгода оказывается равной тем предельным
общественным издержкам, которые общество
несет в форме налогов. Предельная общественная
выгода может быть определена как дополнительная
полезность, получаемая обществом в результате
расходования правительством каждого
дополнительного рубля. Можно предполагать,
что в отношениях между обществом и его
правительством действует закон уменьшающейся
предельной полезности. Проявляется этот
закон в том, что с увеличением активности
правительства эффект от его деятельности
снижается. В то же время социальные предельные
издержки от налогообложения с ростом
активности правительства возрастают.
Они содержат в себе и утрату власти покупателей
на рынке, и потерю стимулов работать.
Таким образом, общественный
сектор охватывает ту часть национальной
экономики, за которую ответственность
несет правительство. Экономисты изучают
деятельность общественного сектора потому,
что решения правительства оказывают
влияние на жизнь людей и организаций.
Наиболее ощутимое воздействие порождают
решения, относящиеся к общественным расходам,
налогам и различным правилам ведения
бизнеса. От этих решений зависит благосостояние
общества.
Заключение
Таким образом, одним
из главных направлений исследования
общественного сектора является изучение
нерыночных механизмов с целью сравнения
достигнутых ими результатов с теми, которые
могли бы быть получены на основе добровольных
взаимовыгодных сделок экономических
агентов, то есть рыночным путем.
Формирование в России
жизнеспособного государственного сектора
экономики является актуальной проблемой.
Эффективность общественного сектора
обеспечивается его рамками и способностью
государства развивать частный сектор,
служащий одним из основных источников
формирования общественного сектора в
экономике страны.
Осуществляя свою экономическую
деятельность, государство выполняет
следующие важнейшие функции: 1) стабилизация
экономического развития; 2) распределение
ресурсов (аллокативная); 3) распределение
доходов (дистрибутивная).