Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:54, курсовая работа
Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
Введение……………………………………………………………………… 3
Теоретические аспекты рыночной экономики
Рынок: понятие, сущность, специфические признаки………………5
Главные и важнейшие функции рынка……………………………....8
Сильные и слабые стороны рыночной экономики………………....10
Государственное регулирование рыночной экономики…………...15
Формирования и развития рыночного механизма в РФ
2.1Формирование и механизма рынка в России…………….21
2.2Плюсы и минусы российского рыночного механизма…………….24
2.3Решение проблем провалов рынка России………………………….28
Заключение……………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………………………………..33
3.Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу , устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и др. нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
4.Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета;
5.Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий монополистов;
6.Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий стипендий. Это одно из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством;
7.Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных. Способы и инструменты государственного регулирования труда и занятости рассмотрены в пункте 2.3;
8.Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы уста вливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды;
9.Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий монополистов;
10. Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей ,обеспечение экономической безопасности.[3].
В России не возникало взаимодействия
и разграничения функций между
рыночными структурами и
.Значительное влияние на
Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре - в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.
Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.
Присущие российской модели рыночной
экономики высокая
Чрезвычайно болезненные гигантские
социальные сдвиги, происходящие в
переходной экономике, вызывают превращение
немалой части населения в
маргиналов и люмпенов, которые становятся
легкой добычей криминальных структур.
В эту же сторону толкает аномия,
т.е. разрушение прежних общественных
ценностей, не сопровождающееся быстрым
формированием новой
Из сказанного следует, что основанная
на сильной регулирующей роли государства
российская модель рыночной экономики
опирается на ряд долговременных
факторов: преобладание добывающих отраслей,
неконкурентоспособность
Такая переходная экономика, представляющая
собой шаг вперед по сравнению
с административно-командной
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.
Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.[16]
Эффективность рыночной системы следует оценивать прежде всего с точки зрения её соответствия интересам потребителей. Практика показывает, что рынок не всегда с этим справляется.
Эти неудачи экономисты – теоретики обозначают терминами: “провалы”, “фиаско”, “несостоятельность”, “дефекты” рынка.
Основными проблемами механизма рынка России являются:
1) Монополизм, как естественный, так и другие виды монополий.
Примером естественного монополизма является передача электроэнергии от производителей до конечного энергопотребителя: экономически нецелесообразно строить линию электропередач рядом с существующей только ради конкуренции. Данное утверждение верно не только для электроэнергии, но и для газо- и нефтеснабжения. Возьмем для примера государственную компанию «Российские автомобильные дороги» («ГК Автодор»), являющуюся государственной монополией на заказ проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации федеральных автомагистралей (М- и А- магистралей).Данная организация обслуживает дороги федерального значения. Действует на основание федерального закона №145-ФЗ от 17.07.2009 года «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении в отдельные законодательства акты Российской Федерации»[13]
Примером искусственного монополизма является создание бюрократических барьеров на пути создания конкурентного бизнеса по средствам нормативных актов.
Хорошим примером искусственного монополизма со стороны государства является поддержка отечественного автопрома: создание заградительных пошлин на ввоз иномарок введет к повышению конкурентоспособности отечественного автопроизводителя.
Так же отрицательным фактором является так называемая «рекитная» монополия, выражающаяся в конкурентной поддержке некого субъекта по средствам физического, психического или других мер воздействия. Данный метод процветал в 90-е годы и сейчас практически сошел на нет.
2)Моноориентированность экономики.
Вся экономика государства ориентирована на производство или предоставление одного типа товара или услуги. Примерами могут служить: Абхазия, Турция, Египет — туризм, Малайзия — производство электроники, Россия — нефте- и газопродукты. Для данного типа экономики свойственны такие проблемы как олигархия и расслоение общества, несправедливое распределение ресурсов.
Ярким примером служит такой
факт, что 90% «богатств» в Российской
Федерации находятся в руках 10%
общества, что приводит к нерациональному
использованию экономических
3) Бюрократическая нагруженность экономики.
Обилие необходимой
4) В сфере собственно бизнеса не существует единых для всего экономического пространства и документально оформленных правил ведения операций, которых бы придерживалось подавляющее большинство хозяйствующих субъектов. Принцип публичности и открытости информации о финансовом состоянии предприятий и их финансовых потоках существует только на бумаге, а запрет на использование инсайдерской информации даже не оформлен юридически.
5) В финансовом секторе большинство институтов существует в зачаточном состоянии и сплошь и рядом выполняет изначально не предназначенные для них функции. Регулирование и надзор за их деятельностью зачастую существуют лишь на бумаге или вырождаются в бессмысленный ритуал, выполняемый его участниками исключительно «на публику» или для «внешнего употребления».
Информация о работе Функции, понятие, положительные и отрицательные стороны рыночной экономики