Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:43, реферат
Связь геополитики с геоэкономикой зависит от приоритета тех или иных факторов при разработке концепции национально-государственных интересов. В современном мире геополитика - это одно из немногих устойчивых понятий, на которых можно строить представления о национальных интересах и безопасности государства. Существенным в этой связи является осознание (понимание/признание) России в качестве уникальной мировой цивилизации (державы), реализация ее современной геополитической стратегии. Географическое пространство является не просто территорией государства, а одним из атрибутов его силы. Пространство само есть политическая сила. Бережное отношение к своему пространству должно стать основным направлением российской геополитики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Отчет по дисциплине «Экономика»
на тему:
«Геополитика и геоэкономика.
Интересы России в современном мире»
Выполнила:
студентка гр. 09ЮЖ1
Плешакова В.
Проверила:
к.э.н., доцент
Питайкина И. А.
Пенза, 2011
Введение
Связь геополитики
с геоэкономикой зависит от приоритета
тех или иных факторов при разработке
концепции национально-
Геополитическое положение и пространство России, коммуникационная и транзитная востребованность ее территории позволяет ей быть активным и действенным игроком мировой политики.
Современная Россия расположена в северо-восточной части евразийского континента и занимает наибольшую территорию суши среди других государств мира. Ее площадь составляет 17 075 200 кв. км. С севера на юг страна протянулась более чем на 4 тыс. км, а с запада на восток – почти на 10 тыс. км. Общая протяженность государственной границы Российской Федерации – около 61 тыс. км, в т.ч. морской – 39 тыс. км (64%) и около 22 тыс. км (36%) – сухопутной.
В создании новой экономики весьма актуален учет пяти известных долговременных ориентиров, выдвинутых президентом РФ Д.А. Медведевым: институты, инфраструктура, инвестиции, интеллект.
Ориентация на постиндустриальные ориентиры и отношения, инновационную экономику, развитое и конкурентоспособное общество, выверенную внешнюю политику может позволить эффективно контролировать и использовать огромную российскую территорию, на которой расположено до 40% природных ресурсов России. Президент России Д.А. Медведев высказал глубокую убежденность «в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе». Настало время, считает он, «поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации».1
Все современные геоэкономические успехи и неудачи нашей страны тесно связаны с ее геополитической ролью в мире. Например, многолетние попытки вступить во Всемирную торговую организацию — во многом результат геополитических амбиций крупной евразийской державы. Иначе как можно объяснить беспрепятственный прием в этот союз Грузии, Кыргызстана и некоторых других менее влиятельных стран (относительно РФ), неожиданно получивших реальные геоэкономические перспективы — при стагнации собственной экономики?
Разработка долгосрочной геоэкономической
стратегии с непременным учетом
геополитических факторов становится
сегодня императивом для любой
страны, рассчитывающей на активное включение
в мировые хозяйственные связи.
Основная часть
С распадом СССР произошли качественные
изменения в структуре
Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. 3
На рубеже ХХ и XXI вв. Россию сотрясает череда межнациональных конфликтов, террористических актов, разгул преступности и крайняя идеологическая враждебность, противостоять которым может только мудрость поколений, которые пришли к выводу о единстве общей судьбы народов России, и адаптация к ней политического обустройства.
У новых поколений, столкнувшихся с глобальной информатизацией планетарной жизни, формируются совершенно новые приоритеты в образе мышления и видении перспектив развития страны. Их позитивный духовный потенциал, накладываясь на особенности культурных и политических традиций, призван на качественно новом уровне воссоздать самобытную цивилизационную культуру России, сделать ее устойчивой и привлекательной. Как считал Н.Я. Данилевский, какую культуру народы создают, такую роль в истории они и играют .
Таким образом, Россия в глобализирующемся мире продолжает искать свое геополитическое место и вполне обоснованно делает заявку на активное участие в мировой политике. «Мы видим себя участником формирующегося сегодня коллективного лидерства в мире, – считает С.В. Лавров, – которое призвано обеспечить движение к справедливому демократическому миропорядку».
Президент России Д.А. Медведев высказал глубокую убежденность «в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе». Настало время, считает он, «поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации» .
Россия унаследовала от Советского Союза высокий статус в Организации Объединенных Наций (ООН) – статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. По объемам экономики страна занимает девятое место в мире, а по некоторым показателям обогнала даже страны «восьмерки». У России – огромные золотовалютные резервы, составляющие около полутриллиона долларов. Она – один из ведущих игроков в международной энергетической политике. По добыче газа, а с 2006 г. – и нефти Россия занимает первое место в мире. Роль и значение России в сфере энергетической безопасности на евразийском континенте возрастает и будет возрастать. Нельзя забывать, что Россия также является одной из самых крупных ядерных держав.
Проведение Россией в августе 2008 г. операции по принуждению к миру Грузии и последующее признание государственного суверенитета Абхазии и Южной Осетии – факты, которые просигнализировали мировому сообществу начало формирования качественно новой геополитической ситуации, характеризующейся изменением геополитического статуса России, с которым придется в перспективе считаться ведущим государствам мира, включая и США. Такое изменение геополитического статуса России обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, это уникальность геополитического положения России, масштабность геополитического пространства и ее транзитные возможности как на суше, так и в Мировом океане.
В настоящее время основным принципом внешней политики России в использовании ее коммуникационных и транзитных возможностей является принцип диверсификации, т.е. разнообразия использования своей территории и сокращения зависимости от транзитных стран (Украина, Белоруссия, страны Балтии и др.) за счет создания новых маршрутов экспорта энергетических ресурсов (по дну Черного и Балтийского морей, через северные и дальневосточные порты), обеспечения транзита через свою территорию энергоресурсов стран Центральной Азии. В этих проектах учитываются геостратегические интересы России и потенциал стратегического партнерства с США, Европейским союзом, Китаем, сопредельными государствами и заинтересованными странами дальнего зарубежья.
Во-вторых, Россия обладает значительными природными ресурсами, определяющими ее стратегический потенциал, в т.ч. и энергетический, как современного государства на длительную перспективу.
Мощный стратегический потенциал России составляют ее энергетические ресурсы. Сегодня в Европейский союз поступает более 50% экспорта нефти из России и более 60% российского экспорта газа . Следует признать, что энергетическое партнерство России и Европейского союза развивается достаточно противоречиво. Мы находимся на стадии постепенного выстраивания единого регулятивного механизма в области взаимодействия России и Европейского союза в энергетическом секторе, настаивая на диалоге, соблюдении рыночных отношений и интересов партнеров, выработке международно-правовых гарантий в энергетическом сотрудничестве.
В-третьих, это степень вовлеченности России в мировую политику и ее активное участие в решении международных проблем и конфликтов. Статус России в ООН и других международных организациях позволяет ей воздействовать на все политические события глобального, общемирового характера, участвовать в разрешении международных конфликтов и региональных проблем, особенно в вопросах безопасности. Дипломатические позиции России по мирному разрешению международных конфликтов и силовому миротворчеству таковы, что требуют от международных акторов – США и некоторых государств Европейского союза – считаться с ее мнением и взвешенной политической позицией. Россия выступает на международной арене с предложениями об энергетической безопасности, борьбе с бедностью, солидарном противодействии международному терроризму, политическом экстремизме и ксенофобии в любых формах.
В-четвертых, Россия обладает потенциалом военной мощи, прагматичной политической стратегией государства в сфере обеспечения национальной безопасности, разумной постановкой задач и выработкой мер в этой области. Ее стратегия национальной безопасности учитывает особенности глобализации и пути преодоления глобальных угроз, вызовов и рисков, с которыми сталкиваются сегодня все государства мирового сообщества. Она способна обеспечить собственную национальную безопасность, опираясь на стратегические ядерные и военно-космические силы. Ее взвешенная прагматическая позиция сегодня гарантирует международную ядерную безопасность. Для России важно сохранить свою военную мощь на новом качественном уровне, проводя модернизацию армии и флота с учетом фактора глобализации и динамичных процессов военно-политической ситуации в мире. При этом упор делается, как считают российские ученые в сфере национальной безопасности, на развитие межгосударственных связей в военной сфере, в т.ч. на военное сотрудничество с ведущим военно-политическим блоком мирового сообщества – НАТО.
В-пятых, Россия обладает перспективными макроэкономическими возможностями и научно-техническим потенциалом. Россия интегрирована во многие глобальные (Всемирный банк, Международный валютный фонд) и региональные (Содружество Независимых Государств, Парламентская ассамблея Совета Европы, Шанхайская организация сотрудничества) структуры, участвует в экономической «восьмерке» ведущих государств мира, в Европейском банке реконструкции и развития, Организации Черноморского экономического сотрудничества, Евро-Азиатском экономическом сотрудничестве и других международных альянсах.
Однако интеграция России в международные и региональные структуры отстает от ее возможностей. Особенный дискомфорт Россия испытывает в области торговых отношений. Всемирная торговая организация, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Общий рынок Юга, Североамериканское соглашение о свободной торговле и другие международные и региональные объединения создают дополнительные возможности вступления стран в глобальный рынок и защиты на нем их интересов, в т.ч. и для России.4
Для России геоэкономическая стратегия
означает, в первую очередь, переход
на обдуманную, преимущественно экспортно-
Геополитические интересы Российской Федерации5
Под геополитическими интересами России понимается необходимые (выгодные) для ее развития цивилизационные (глобальные) условия. Геополитические интересы России включают:
1. Желаемый
для России тип
2. Желаемая
для России геополитическая
3. Желаемая
для России ее роль и место
в геополитической
Желаемый для России типом цивилизационного устройства, определяется системой принципов, в соответствии с которым строится Мировое сообщество. Россия заинтересована в создании мира базирующегося на следующих основных принципах:
Единства духовной основы, существо которого состоит в том, что в основе строительства всех отношений между цивилизациями и государствами лежит принцип приоритета интересов развития сообщества в целом, а не отдельных стран, когда учитываются интересы всех стран и народов без ущемления прав и возможностей развития каких-либо из них ради выгоды других, а также сохранение безопасности среды обитания.
Неограниченности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что каждая цивилизация и государство не ограничивается в направленности своего совершенствования путем "привязки" к какой-либо функции в рамках мирового разделения труда.
Согласованности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что развитие каждой из цивилизаций осуществляется так, чтобы обеспечить всестороннее развитие всего сообщества в целом. Реализация этого принципа позволит избежать неравномерности развития различных цивилизаций, обеспечит гармоничное развитие всех сфер деятельности всего сообщества и каждой из цивилизаций в нем.
Цивилизационной взаимоподдержки, существо которого состоит в том, что основой межцивилизационных отношений вместо конкуренции становится взаимоподдержка и взаимопомощь.
Цивилизационного равноправия, существо которого состоит в том, что межцивилизационная взаимоподдержка должна строиться на основе равноправного и равноценного обмена материальными и духовными ценностями, при котором исключается эксплуатация одних стран и цивилизаций другими.
Информация о работе Геополитика и геоэкономика. Интересы России в современном мире