Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:18, реферат
Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.
Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.
Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года[6].
С 2 по 8 сентября 2012 года[7] саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.
Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.
Признанным курсом тихоокеанских
экономических организаций
Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии.
Так, в 1981 г. на Среднем
Востоке возник и
В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент-ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.
В основе формирования торгово-экономических группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997 г. в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.[1]
Государство Дата ратификации
Соглашения о создании СНГ (от 8 декабря
1991)[18] Дата ратификации
Протокола к Соглашению о создании СНГ
(от 21 декабря 1991) Дата ратификации
Устава СНГ
Азербайджан 24 сентября 1993
24 сентября 1993 14 декабря 1993
Армения 18 февраля 1992 18 февраля
1992 16 марта 1994
/
Белоруссия 10 декабря 1991 —
18 января 1994
Казахстан 23 декабря 1991 23 декабря
1991 20 апреля 1994
Киргизия 6 марта 1992 6 марта
1992 12 апреля 1994
Молдавия 8 апреля 1994 8 апреля
1994 27 июня 1994
Россия 11 декабря 1991 23 декабря
1991 20 июля 1994
Таджикистан 26 июня 1993 26 июня
1993 4 августа 1993
Туркмения 26 декабря 1991 26 декабря
1991 не подписан
Узбекистан 4 января 1992 4 января
1992 9 февраля 1994
Украина 10 декабря 1991 ·
Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия ратифицировала Протокол
к Соглашению о создании СНГ, 19 апреля
1994 года — устав СНГ. 12 августа 2008 года
президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о
желании выхода государства из состава
СНГ[19], 14 августа 2008 года
грузинским парламентом было принято
единогласное (117 голосами) решение о выходе
Грузии из организации.[20] Согласно Уставу СНГ
(статья 9 раздела I) государство-член вправе
выйти из Содружества. О таком намерении
оно извещает письменно депозитария настоящего Устава
за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства,
возникшие в период участия в настоящем
Уставе, связывают соответствующие государства
до их полного выполнения.[21][22] 9 октября 2008 года министр
иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что
Совет глав МИД стран СНГ принял формальное
решение о прекращении членства Грузии
в Содружестве с августа 2009 года.[23] 18 августа 2009 года
Грузия официально покинула СНГ.[24][25][26]
· Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя.[27]
· Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ,[28] является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.[
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства — участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.[33]
Основными целями организации являются:
К сферам совместной деятельности государств — участников относятся:
Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.
К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался но^ый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП.
МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка —исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.
Стремление стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между ними еще в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.
С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.
В рамках всех интеграционных группировок
Латинской Америки приняты
Выводы
Интеграционные процессы в Европе, Америке и Азии, по всей видимости, станут одним из главных факторов мирового экономического развития. Уже к настоящему времени интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного процесса, чем отдельные государства. С этим связано постепенное падение роли национального суверенитета как фактора экономического развития и возрастание роли принадлежности к конкретной интеграционной группировке, которая как более крупная экономическая структура приобретает самостоятельность и влияние в мировой экономике.
Список литературы: