Глобализация хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:41, аттестационная работа

Описание работы

Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х — начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………2
Проблема преодоления бедности и отсталости……………………………………………….2
Проблема мира и демилитаризации……………………………………………………………3
Продовольственная проблема………………………………………………………………….3
Проблема природных ресурсов………………………………………………………………..4
Экологическая проблема……………………………………………………………………….5
Демографическая проблема…………………………………………………………………….6
Проблема устойчивого развития……………………………………………………………….7
Проблема развития человеческого потенциала……………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

Глобализация хозяйственной деятельности.docx

— 39.47 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время сведение лесов  продолжается быстрыми темпами: ежегодно уничтожается более 20 тыс. км2. Лесные массивы исчезают по мере расширения запашки земли и пастбищ, роста заготовки древесины. Особенно угрожающее положение сложилось в зоне тропических лесов, где, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в середине 80-х гг. ежегодно уничтожалось 11 млн га лесов, а в начале 90-х гг. — примерно 17 млн га, в особенности в таких странах, как Бразилия, Филиппины, Индонезия, Таиланд. В результате за последние десятилетия площадь тропических лесов уменьшилась на 20—30%. Если ситуация не изменится, то через полвека возможна их окончательная гибель. Тем более что тропические леса вырубаются со скоростью, которая в 15 раз превышает их естественное восстановление. Эти леса называются «легкими планеты», поскольку с ними связано поступление кислорода в атмосферу. В них сосредоточено более половины всех видов флоры и фауны Земли.

 

 

Проблема отходов

 

Другая причина деградации мировой  экологической системы — загрязнение ее отходами производственной и непроизводственной деятельности человека. Количество этих отходов очень велико и в последнее время достигло размеров, угрожающих существованию человеческой цивилизации.

Отходы делятся на твердые, жидкие и газообразные.

Следует учитывать, что сейчас только 5—10% всего добываемого и получаемого  сырья переходит в конечную продукцию  и 90—95% его в процессе переработки превращается в прямые отходы.

Показательным примером страны с непродуманной  технологией может служить Россия. Так, в СССР ежегодно образовывалось около 15 млрд т твердых отходов, а сейчас в России -7 млрд т. Общее количество твердых отходов производства и потребления, находящихся в отвалах, полигонах, хранилищах и свалках, достигает ныне 80 млрд т.

В итоге деградация водной среды  в наши дни приняла глобальный характер. Примерно 1,3 млрд человек пользуются в быту только загрязненной водой, что служит причиной многих эпидемических заболеваний. В силу загрязнения рек и морей снижаются возможности рыболовства.

Большую тревогу вызывает загрязнение  атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых непосредственно связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами. Главными загрязнителями обычно считают твердые частицы, диоксид серы, окислы азота и оксид углерода. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 60 млн т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы.

Все эти факты свидетельствуют  о деградации глобальной экологической  системы и нарастании глобального  экологического кризиса.

 

 

Демографическая проблема

 

Демографическая проблема в самом  общем виде заключается в неблагоприятных  для экономического развития динамике населения и сдвигах в его возрастной структуре. Данная проблема складывается по-разному в развивающихся и в развитых, а также постсоциалистических странах.

 

В ряде развивающихся стран суть демографической проблемы составляет резкий рост населения, который тормозит экономическое развитие, лишая данные страны возможности осуществлять производственное накопление в сколько-нибудь значительных размерах.

Другой аспект демографической  проблемы составляет переход развитых стран к простому воспроизводству  населения, а во многих постсоциалистических странах — депопуляция вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью.

 

Проблема темпов роста  мирового населения

 

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры — 256 млн человек, к 1000 г. — 280 млн человек, к 1500 г. — 427 млн человек). В XX в. темпы прироста населения резко ускорились.

Никогда за всю историю человечества темпы роста населения в мире в абсолютных цифрах не были столь  высокими, как во второй половине XX в. Среднегодовой прирост в 50-х гг. составлял 53,3 млн человек; в 60-х — 66,7; в 70-х — 70,3; в 80-х — 86,4 и в 90-х — свыше 90 млн человек. По оценке ООН, такой прирост населения сохранится до 2015 г.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются: с 2% в 1960-1965 гг. до 1,7% в 1980-1985 гг. и 1,6% в 1991-1996 гг. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

 

Демографический взрыв.

 

Особая острота глобальной демографической  проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны.

Главной причиной демографического взрыва является то, что на современном  этапе в развивающихся странах  сложился своеобразный переходной тип  воспроизводства населения, при  котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости.

Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -Южной Азии. Население развивающихся стран (включая Китай) увеличилось за 1990—1997 гг. на 15,6%, тогда как число жителейй развитых государств возросло на 4,9%, а в странах Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ осталось на прежнем уровне.

 

Экономические последствия  современного демографического взрыва.

 

Главное последствие быстрого роста  населения заключается в том, что если в Европе демографический  взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

 

Пути решения.

По мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу производства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

 

 

Проблема устойчивого  развития

 

Устойчивое развитие — это развитие, которое не возлагает дополнительные затраты на следующие поколения; это развитие, которое минимизирует отрицательные внешние эффекты.

Центральное место в понятии  устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических  последствий принимаемых сегодня экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу:

 

1.  Относительно возобновимых природных ресурсов— их количество или возможность увеличивать биомасс по крайней мере, не должны уменьшаться в течение некоторою времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое воспроизводство.

2.  Относительно невозбновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) — необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в будущем  на другие неограниченные или возобновимые виды ресурсов (частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные источники энергии — солнечную, ветровую, геотермальную, приливов и отливов, биомассы).

3.  Относительно отходов — должна быть предусмотрена возможность минимизации их количества на основе внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

4.  Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по видам, в перспективе не должно превышать его современного уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.

 

В завершение следует сказать несколько  слов о путях достижения устойчивого развития.  Обобщая самые разные точки зрения по этому вопросу, можно объединить их в два основных подхода.

Первый подход — это стратегия  «тотальной очистки», которая связывает  устойчивое развитие человечества с  экологически чистой энергетикой, безотходными технологиями, замкнутыми циклами производства. Данный подход исходит из того, что изменения в окружающей среде и деградация экологических систем являются следствием неправильного ведения хозяйства и могут быть устранены путем такой его перестройки, которая не будет угнетать окружающую среду. Однако создание абсолютно замкнутого технологического цикла или невозможно, или слишком дорого. Поэтому внедрить в жизнь в полной мере концепцию устойчивого развития в соответствии с первым подходом не представляется возможным.

Второй подход—  это стратегия  ограниченного потребления. Она основывается на том, что человечество потребляет слишком много природных ресурсов, и именно это вызывает их истощение и деградацию окружающей природной среды.

Оба подхода исходят из того, что  главным источником экологических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ.

 

Проблема развития человеческого потенциала.

 

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми  ресурсами и главное - их качеством. А оно проявляется, прежде всего, в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера  труда и повседневной жизни при  переходе к постиндустриальному  обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и  в то же время взаимопереплетающихся  тенденций. С одной стороны, это  все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -  необходимость наличия навыков  к работе в коллективе для решения  сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда  предъявляют в настоящее время  повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в  значительной мере определяют его способность  к труду. На процессы воспроизводства  человеческого потенциала большое  влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное  питание, жилищные условия, состояние  окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние  здравоохранения и массовые заболевания  и т.п.

 

Образование и проблема человеческого потенциала

 

Ключевыми элементами квалификации сегодня  выступают уровень общего и профессионального  образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного  уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней  и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -  14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки - менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования - это ликвидация неграмотности. В  последние десятилетия уровень  неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая  часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

 

 

Заключение.

 

По мере изменения взаимосвязей человека с окружающим ею миром могут  возникать и уже возникают  новые глобальные проблемы. К таковым  следует отнести проблему изучения и освоения Мирового океана, проблему освоения космического пространств, проблему хранения и обработки информации и другие.

Среди нарождающихся проблем глобального  характера специалисты чаше всего  упоминают изучение строения Земли  и управление погодой и климатом.

Однако человека на Земле окружает не только природная, но и социальная среда, порождающая свои специфические  проблемы. Среди них, помимо упомянутой выше проблемы демилитаризации, особую тревогу в последнее время  вызывают растущие организованная транснациональная  преступность, международный терроризм, наркомания, незаконный оборот наркотиков и наркобизнес, нарушение гражданских прав человека.

Эти новые вызовы еще не получили официального статуса глобальных проблем, но от этого они не перестают быть серьезными и даже опасными для развития человечества.

Глобальные проблемы имеют общепланетарный  характер, так как затрагивают  жизненно важные вопросы всех стран  и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены и находятся   в   таком   критическом   состоянии,   что   любое   промедление   их   решения   тяготит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения  воедино  прогрессивных  сил и  народов,  тесного  взаимодействия  политических, экономических и научно-технических возможностей.

 

 


Информация о работе Глобализация хозяйственной деятельности