Глобализация и проблема
обеспечение национальной и экономической
безопасности.
После окончания холодной войны,
распада сложившегося после Второй Мировой
Войны мироустройства, произошло резкое
падение уровня управляемости международными
процессами. Прежние системы, механизмы
безопасности стали неэффективными, сильно
возросла региональная и глобальная нестабильность.
Глобализация кардинальным образом меняет
внешнюю и внутреннюю структуру современного
мира. Это сложный разносторонний и противоречивый
процесс, в результате которого происходит
усиление взаимосвязей и взаимозависимостей
между разными мировыми, общественными,
групповыми и личностными структурами,
культурами и нациями.
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Национальная безопасность — совокупность официально
принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности
личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз политического, экономического,
социального, военного, техногенного,
экологического, информационного и иного
характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.
Экономическая безопасность — такое состояние, или уровень
развития средств производства в стране,
при которых процесс устойчивого развития
экономики и социально-экономическая
стабильность общества обеспечивается,
практически, независимо от наличия и
действия внешних факторов.
С одной стороны глобализация представляет
нам множество возможностей в коммуникативном, технологическом, техническом, медицинском
и других аспектах. Благодаря современным
технологиям человек может справиться
с различными болезнями, улучшается качество
его жизни и производительности, он может
меньше времени тратить на быт, появляется
возможность быстрой связи с помощью средств
глобальной телефонной, виртуальной сети.
Также глобализация способствует формированию
человечеством ресурсной базы, интеллектуального
потенциала, с помощью которого обеспечение
национальной, международной и глобальной
безопасности осуществляется на качественно
ином уровне – более продуктивном и гуманном.
Но это далеко не все влияние
глобализации на сферу деятельности человека
и его безопасности. Анализируя современное
стояние дел можно выделить ряд характерных
черт национальной безопасности, сформировавшихся
под влиянием современных процессов:
1) В эпоху глобализации
изменяется роль государства, что
ведет за собой и изменение
специфики национальной безопасности.
Здесь следует учесть несколько
моментов. Во-первых, это сужение
возможностей государств влиять
на глобальные изменения, сдерживать
и предотвращать серьезные угрозы.
Сюда можно отнести и действия
негосударственных акторов в
сфере международных отношений
– например, Аль-Каиду, а в сфере
экономики - ТНК. По мнению К. Омаэ
– радикального либерала и
адепта либеральной глобализации
- в современных условиях экономической
взаимозависимости, «национальные
государства становятся местными
органами власти глобальной системы».
Они уже не в состоянии влиять на уровень
экономической активности и занятости
в пределах собственной территории, который
все в большей степени детерминируется
мобильным международным капиталом. На
сегодняшний день, государства даже теряют
способность защищать жизнь своих собственных
граждан: во многих странах государство
осознанно отказывается защищать своих
граждан, передоверяет эту функцию частным
структурам . Во-вторых, при всем этом государства
остаются, по существу, монопольными действующими
лицами в области противодействия старым
и новым угрозам. Безусловно, есть пример
активности негосударственных акторов
в сфере обеспечения безопасности, но
государства остаются пока единственными
легитимными носителями политического
насилия. Более того во время, например,
экономического глобального кризиса роль
государства возрастает. В-третьих, слабые,
бедные, развивающиеся государства, накапливающие
конфликтный потенциал, неспособные решать
свои внутренние проблемы начинают представлять
опасность для других государств.
2) происходит стирание
грани между внутренней политикой
государства и внешней: финансовые
потоки капитала, терроризм, экология,
информация, миграция, побуждают государство
принимать новые условия игры.
Ведь если не учитывается внешняя
ситуация, то какие бы ни принимались усилия
по формированию национальной стратегии
развития, они легко опрокидываются всемирными
глобальными потоками и процессами в финансовой,
производственной, социальной, экономической,
политической и других сферах.
3) Национальная безопасность
в условиях глобализации становится
частью глобальной и международной
безопасности. Вопросы национальной
и международной безопасности находятся
в отношениях диалектической взаимосвязи.
Этому во многом способствует стирание
грани между внутренней и внешней политикой
в условиях глобализации. Существует масса
проблем, которые одинаково угрожают как
национальной безопасности отдельного
государства, так и всей международной
безопасности. Хотя это две разные сферы,
они постоянно пересекаются, а иногда
совпадают. Особенно это становится очевидным
в связи с появлением вызовов нового поколения,
с появлением различных проблем, представляющих
реальную и потенциальную угрозу, как
для национальной, так и для международной
безопасности.
Любой сбой в системе национальной безопасности
одного государства ведет к нанесению
ущерба в системе международных отношений.
Поэтому в XXI веке необходимо строить свою
политику национальной безопасности не
в замкнутом формате и не за счет безопасности
других стран, а открыто.
4) Включение в военно-политическую
сферу безопасности негосударственных
акторов. Сюда можно отнести появление
негосударственных организаций, в
том числе и террористических.
Которые через военную сферу
пытаются регулировать современное
положение дел.
5) Происходит расширение
предметного поля безопасности.
Это происходит за счет включения
в эту сферу невоенных мировых
угроз (глобальные проблемы человечества,
транснациональные угрозы – преступность,
незаконная миграция, проблема распространения
СПИДа и т.п.). Они и раньше
вызывали озабоченность ряда
государств и мирового сообщества,
но все же не были такими
значимыми как, например, военно-политические.
Сейчас в мире складывается
консенсус о существенном повышении
приоритетности невоенных угроз
и необходимость рассматривать
их в плоскости безопасности.
Это связано с тем, что пришло
понимание влияния невоенных
угроз, которые могут создавать
питательную среду ля зарождения
серьезных военных угроз. Кроме
того, расширение предметного поля
безопасности можно трактовать
и через развитие концепции «безопасности
человека». Национальная и международная
безопасность должны защищать человека
от разного рода угроз.
6) Военная безопасность
теряет свое монопольное положение
«высокой политики». Данный тезис
взаимосвязан с нарастанием и
количества невоенных угроз и
изменением отношения к ним. А
также это связано с тем, окончание
«холодной войны» ослабило соперничество
крупных мировых держав и позволило
сотрудничать в решении и противодействии
глобальным и транснациональным
угрозам.
7) Переход от индивидуального
к комплексному решению проблем.
Глобализация, что уже стало неоспоримым
фактом, усиливает взаимозависимость
и «сжатость» мира. Большинство
государств становятся заинтересованными
в том, чтобы подключится к мировой
экономической системе, развиваться адекватно
в технологическом плане. На передний
план, как уже говорилось, выходят различные
глобальные проблемы и угрозы, бороться
с которыми возможно лишь коллективными
усилиями.
8) Актуализируется региональная
безопасность и происходит ее
передел по различным критериям:
- по интенсивности угроз государствам
в регионе, где обеспечение национальной
безопасности возможно лишь через сотрудничество,
- по «угрозоемкости» (смещение
оси конфликтности от Европы на Восток),
- по сферам влияния (крупные
державы пытаются сохранить многовекторную
модель взаимодействия с другими странами).
9) Растет озабоченность
государств не только внешней
политикой других стран, но и
их внутренним состоянием, которое
может повлиять на их собственную
безопасность и безопасность
всего мирового сообщества. Примером
здесь можно привести ситуацию
в Афганистане, где политический
режим талибов, предоставляя часть
территории страны базам Аль-Каиды,
создавали угрозу для международного
мира и безопасности. В отдельных
случаях озабоченность приводила
и, скорее всего, в дальнейшем будет приводить
к военному вмешательству.
10) резко повышается роль
мировой экономики в развитии
государств: из-за различий в финансово-экономической
мощи взаимозависимость между
странами приобретает все более
асимметричный характер. В современных
условиях лишь узкая группа
ведущих индустриальных государств
играет главную роль субъектов
глобализации, большинство остальных
же превращается в ее объекты,
«дрейфующие» на волнах финансово-экономической
конъюнктуры. Глобализация заставляет
правительства гармонизировать
национальную экономику с потребностями
и пожеланиями соседей и потенциальных
конкурентов. А в обстановке интенсивной
конкуренции, когда ускоряется движение
потоков капиталов, лишь немногие
страны могут позволить себе
до определенной степени независимую
валютную политику и поддерживать
определенную экономическую самодостаточность.
В результате усугубляется неравномерность
социально-экономического развития мира.
Очевидно, как отмечает И. Иванов, расслоение
мировой экономики на «зоны роста» и «зоны
застоя». Нарастающая неравномерность
развития различных стран и регионов способствует
усугублению неустойчивости мирового
экономического роста, накоплению кризисного
потенциала в международной финансовой
и торгово-экономической системе. Закономерным
результатом такой модели глобализации
является усугубление ее негативных социальных
и политических последствий для большей
части человечества.
11) государства становятся
более уязвимыми не только
в экономическом плане, но и
в технологическом, чему способствует
нарастающая открытость обществ
и революция в информационных
технологиях. Легкость передвижения
по всему миру и быстрое
распространение знаний и информации
позволяют менее развитым в
этом отношении странам и негосударственным
акторам (например, террористическим
группировкам) получить возможность
доступа к огромному спектру
новейших технологий, что в свою
очередь может негативно повлиять
на безопасность того или иного
государства.
Таким образом, национальная
безопасность сильно изменилась под влиянием
процессов глобализации, а значит и должны
изменяться и подходы к ее обеспечению,
должны вырабатываться новые стратегии
и концепции, новое мировоззрение.