Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 23:54, курсовая работа
Описание работы
Все большая доля валового внутреннего продукта стран мира реализовывалась на мировых товарных рынках, прямые иностранные инвестиции превратились в важнейший источник финансирования процессов национального воспроизводства развитых стран мира, мировые финансовые рынки стали аккумулировать портфельные инвестиции и спекулятивный капитал практически всех стран. Необходимость регулирования огромных финансовых потоков на глобальном экономическом пространстве потребовала появления соответствующей этому институциональной структуры — международных финансовых институтов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ГЛОБАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 5 1.1 Глобальные финансы и мировые финансовые рынки 5 1.2 Иституциональная структура глобальных финансов 7 ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ВАЛЮТНЫХ, ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11 2.1 Мировые валютные отношения 11 2.2 Мировые финансово-кредитные отношения 12 ГЛАВА 3 ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТ 15 3.1 Новая резервная валюта 15 3.2 Коллективная валюта 17 3.3 Мировые финансовые центры 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………… 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Таким образом, из числа крупнейших
стран с формирующимися рынками в настоящее
время лишь КНР располагает достаточным
потенциалом (в том числе и политическим),
чтобы претендовать на резервный статус
своей валюты. Индия и Бразилия сегодня
к этому не вполне готовы. Также это относится
к государствам, значительно отстающим
от названных трех держав по масштабу
и уровню стабильности экономики, внешнеторговых
связей и внутренних финансовых рынков.
3.2 Коллективная
валюта
Современный кризис, серьезно
пошатнувший международные позиции доллара
как основной международной расчетной
единицы для многих развивающихся и постсоциалистических
стран, вызвал подъем интереса в мире к
вопросу учреждения коллективных валют.
Наиболее активно такая инициатива прорабатывается
в Персидском заливе, где четыре страны
– Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт
и Катар, – входящие в Совет сотрудничества
арабских государств Персидского залива.
О планах валютной интеграции заявлено
также в Латинской Америке4 и Юго-Восточной
Азии в рамках регионального блока АСЕАН.
В Европе внедрению евро предшествовала
огромная, занявшая около 30 лет подготовительная
работа государств ЕС по приведению своей
экономики, денежно-кредитной и бюджетной
сферы к согласованным жестким критериям
конвергенции, гармонизации внутреннего
финансового законодательства, учреждению
наднационального Европейского центрального
банка. Создание каким-либо блоком стран
с развивающейся и переходной экономикой
жизнеспособной единой валюты также потребует
реализации комплекса мероприятий, включающих,
прежде всего:
– сглаживание существующих
межстрановых различий в области экономической
политики и финансового законодательства;
– открытие взаимных границ
для движения финансовых услуг и капитала;
– формирование межгосударственных
органов, ответственных за проведение
денежно-кредитной политики формируемого
валютного союза. Для этого понадобятся
немало времени, усилий и, главное, значительная
политическая воля участвующих государств,
которым для достижения данной цели неизбежно
придется идти на взаимные уступки, самоограничения
и порой не самые популярные среди собственного
населения меры (как, например, повышение
налогов с целью приведения их к согласованным
показателям). Без этого же любые намерения
создать единую валюту могут остаться
только политическими декларациями[5].
3.3 Международные
финансовые центры
В настоящее время большинство
крупнейших МФЦ сосредоточено в развитых
странах, что позволяет им замыкать на
себя основные глобальные валютно-финансовые
потоки. Так, по данным Лондонского международного
агентства по финансовым услугам, на британские
и американские МФЦ (прежде всего Лондон,
Нью-Йорк и Чикаго) в 2009 г. приходилось
до 90% трансграничного оборота акций, около
70% международных сделок по секьюритизации
активов и 50% мировой торговли валютами.
Достаточно заметную роль в глобальных
финансах играют также МФЦ, расположенные
в новых индустриальных центрах – Сингапуре
и Гонконге.
МФЦ государств с развивающейся
и переходной экономикой занимали места
не выше четвертого десятка. Исключение
составлял лишь МФЦ в Дубае, сумевший занять
в рейтинге 23-е место. В последние годы
ему удалось существенно повысить свою
конкурентоспособность и стать полноценным
региональным финансовым центром, концентрирующим
значительную часть трансграничных финансовых
потоков стран Ближнего Востока и Западной
Азии. Это стало результатом целенаправленной
политики властей эмирата, реализовавших
масштабную программу мер по созданию
здесь максимально комфортной бизнес-среды
для нерезидентов. В частности, на территории
МФЦ была создана отдельная юрисдикция,
функционирующая согласно особым, близким
к английским нормам права, введен режим
льготного (офшорного) налогообложения
операций иностранных инвесторов и посредников,
сформирована необходимая финансовая
инфраструктура центра (фондовая и товарная
биржи, система электронных торгов и т.д.),
вложены крупные средства в развитие офисной
недвижимости и городской транспортной
системы. Вместе с тем возможности роста
МФЦ в Дубае объективно ограничиваются
относительно небольшими размерами национальной
экономики и особенностями внутреннего
финансового рынка, основанного на исламских
принципах. Это же относится и к финансовой
системе большинства других стран региона,
на которые в первую очередь ориентирован
данный МФЦ. Кроме того, вследствие специфики
политического устройства, социальной
и культурной среды Дубай имеет невысокие
показатели интегрального индекса сложности
ведения бизнеса, рассчитываемого Международной
финансовой корпорацией (МФК), входящей
в группу Всемирного банка, для 178 стран
(табл. 14). В совокупности указанные обстоятельства
серьезно замедляют рост финансового
центра в Дубае и в ближайшие годы не позволят
ему войти в число наиболее значимых МФЦ
мира[7].
Таблица 3.1 - Сравнительный
анализ МФЦ развитых стран и государств
с развивающейся и переходной экономикой
по качеству регулирования и налогообложению
финансовой деятельности
Показатель
Лондон
Нью-Йорк
Дубай
Шанхай
Мумбаи
Индекс верховенства закона, от 0 до 100
92.9
91.9
69.5
42.4
56.2
Индекс качества регулирования, от 0 до
100
98.1
90.8
71.8
45.6
46.1
Индекс сложности ведения бизнеса, место
из
178 стран
6
3
68
83
120
Индекс защиты инвесторов, место из 178
стран
9
5
107
83
33
Индекс сложности налогообложения бизнеса,
место из 178 стран
12
76
4
168
165
Общий налоговый сбор, % от прибыли компании
35.7%
46.2%
14.4%
73.9%
70.6%
Количество налоговых платежей
10
21
31
104
162
Индекс коррупции, место из 180 стран
16
18
35
72
85
Примечание
– Источник: Составлено по данным World Bank, IFC, Transparency
International[7].
Исходя из масштабов национальной
экономики и финансовых рынков, наибольший
потенциал развития имеют МФЦ в Шанхае
и Шэньчжэне (КНР), а также Мумбаи (Индия).
Однако и их развитие в настоящее время
сдерживается целым рядом факторов, прежде
всего действующие в этих странах ограничения
на совершение валютных операций, связанных
с движением капитала, и допуск нерезидентов
к работе на фондовых биржах. Так, в Индии,
чтобы быть допущенным к покупке акций
местных компаний, зарубежный участник
должен быть признан “иностранным институциональным
инвестором”, при этом доля его участия
в капитале компании не может превышать
5%. И хотя Китай и Индия предпринимают
сегодня определенные шаги по упрощению
правил работы нерезидентов, сохраняющиеся
барьеры, призванные обеспечивать стабильность
внутренних валютно-финансовых рынков
и ограждать их от притока спекулятивного
капитала, затрудняют становление указанных
городов в качестве МФЦ глобального значения.
Помимо валютных и иных ограничений, конкурентоспособность
МФЦ в Китае и Индии существенно снижают
следующие факторы:
– недостаточно эффективная
система регулирования финансовой деятельности,
не обеспечивающая надлежащей защиты
интересов инвесторов и увеличивающая
их трансакционные издержки;
– сложная налоговая система,
не предусматривающая специальных налоговых
льгот для участников торговли;
– относительная неразвитость
социальной и бизнес-инфраструктуры;
– довольно высокий уровень
коррупции и политических рисков.
Очевидно, что устранение этих
барьеров и формирование принципиально
новой, более благоприятной бизнес-среды,
необходимой для успешного развития МФЦ
в Шанхае, Шэньчжэне и Мумбаи, потребуют
значительного времени и усилий со стороны
государства и бизнеса, в том числе по
серьезной либерализации национальной
валютной политики и открытию внутренних
финансовых рынков. Эти центры будут укрепляться
постепенно, по мере роста национальной
экономики и финансового сектора[10].
Таким образом, в посткризисный
период, даже несмотря на ожидаемый ускоренный
подъем экономики стран с формирующимися
рынками, скорее всего, не следует ожидать
быстрой интернационализации их национальных
валют и становления в них в короткие сроки
мощных финансовых центров, способных
на равных конкурировать с Лондоном, Нью-Йорком
и другими крупнейшими МФЦ мира. Можно
предположить, что укрепление позиций
государств с формирующимися рынками
в глобальных финансах будет происходить
постепенно, эволюционным путем. Перераспределение
сил в мировой финансовой системе будет
несколько притормаживаться как свойственной
ей определенной инерционностью, так и
сознательной политикой многих государств
с формирующимися рынками, достаточно
осторожно подходящих к интеграции своих
рынков капитала в глобальные финансы.
Скажется и противодействие в скрытой
или явной форме со стороны развитых держав,
отнюдь не заинтересованных в утрате своей
доминирующей роли в международных валютно-финансовых
отношениях. Тем не менее, несмотря на
эти сдерживающие факторы, можно с уверенностью
сказать, что происходящие сегодня в глобальной
экономике сдвиги в пользу рассмотренной
группы стран, качественный и количественный
рост их финансовых институтов и рынков
приведут, пусть и не сразу, к перестройке
мирового финансового поля, в котором
появятся новые влиятельные участники
в лице крупных государств с формирующимися
рынками. Все это позволяет ожидать, что
движение к многополярности и большей
сбалансированности станет одним из главных
векторов развития глобальной финансовой
системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой экономический кризис
подверг новому испытанию современную
валютную систему и выявил неспособность
обеспечить относительную стабильность
финансовых отношений в мире. Актуальность
темы обусловлена отсутствием мирового
универсального денежного эквивалента,
способного нивелировать проблемы ведущих
валютных единиц, в частности, доллара
и евро, что придает дополнительную остроту
сложившейся ситуации. Следует отметить,
что платежеспособность большинства государств
полностью или частично основывается
на эмитируемые ими валюты. Поэтому как
Соединенные Штаты, так и другие страны-эмитенты
мировых резервных валют, не желая лишиться
такой возможности, всячески препятствуют
созданию нового мирохозяйственного уклада
в валютно-финансовой сфере. Однако для
ликвидации источника современного экономического
кризиса необходимы структурные изменения
в данной сфере, к тому же на право эмитентов
мировой валюты в среднесрочной перспективе
смогут претендовать как быстроразвивающиеся
регионы, так и отдельные международные
объединения. Поэтому устранение превалирования
доллара США можно осуществить путем трансформации
нынешней мировой валютной системы и формирования
новых мировых региональных валют и образования
международных финансовых центров, которые
поспособствуют созданию многополярного
уклада в финансовой сфере.
В последнее время ведется множество
дискуссий по различным вариантам реформирования
мировой валютной системы, в том числе,
возврат к золотому стандарту, усиление
валютного полицентризма и т.д. Несмотря
на актуальность реформы мировой валютной
системы, ее подготовка достаточно замедлена
и, по сути, заморожена, поэтому в современных
условиях требуются совместные усилия
стран по ее активизации.
Несмотря на достижения экономистов
в области исследования валютных отношений,
в частности трансформации мировой финансовой
системы, нельзя говорить о достаточной
и глубокой изученности данной темы. Глобализация
мировой экономики, углубление мирохозяйственных
связей, усиление конкуренции между долларом
и евро, появление новых быстроразвивающихся
регионов, образование крупнейших международных
финансовых центров, формирование коллективных
валют интеграционных объединений – все
это прямо или косвенно сказывается на
существующей проблеме.
Действующая мировая валютная
система больше не может служить интересам
только одной страны или группе стран,
она стала тормозом устойчивого развития
мировой экономики и требует скорейшего
реформирования.
Список использованных
источников
Алан, М. Тэйлор. Глобальные
финансы: прошлое и настоящее/ М. Тэйлор Алан – 2004. — 31 с.
Балацкий, Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика
/ Е. Балацкий –2010. — №9. —102-107 с.
Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие
/ под ред.проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко и др. – Мн.: БГЭУ, 2011. —351с.
Короткова, Т. Л. Проблемы современной экономики. Макроэкономика / Т. Л. Короткова – 2007. — № 2.
Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для вузов/ В.К. Ломакин – М.: Юнити-дана, 2002. — 735 с.
Майкл, Д. Глобализация как источник
международных конфликтов и обострения
конкуренции/ Д. Майкл – 1998 — №6.
Петров, М. Трансформация глобальных финансов/ М. Петров, Д. Плисецкий // Мировая экономика и международные отношения, 2010. — № 7. — 22 с.
Поляк, Г.Б. Финансы: учеб. пособие/
Г.Б. Поляк – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 725 с.
Рудый, К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения: учебное пособие/ К.В. Рудый –М.: Новое знание, 2007. — 427 с.
Шишкин, А.Ф. Мировая экономика:
учебник для вузов/А.Ф. Шишкин, Н.В Шишкина, Е.Б
Фалькович –М.: Академический Проект,
2008. — 429с.
Яковец, Ю.В. Глобальные экономические трансформации XXI века/ Ю.В. Яковец – Москва: Экономика ISBN, 2011. – 377 с.
Дзебоева А. А. О некоторых факторах
нестабильности глобальной финансовой
системы [Электронный ресурс] // Всероссийская Электронная Биржа Интеллектуальной Собственности (ВЭБИС).– Режим доступа: